Нечаева Ксения Андреевна
Семинар-практикум для педагогов «Организация питания и сервировка стола в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация питания в детском саду
Главной задачей дошкольного учреждения является - обеспечение каждому ребенку охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания –это необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды, все это занимает особое место в деятельности ДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Организация питания и сервировка стола в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Продукты питания
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сервировка стола
- Темочки
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.
Эстетическое оформление стола привлекает внимание детей к блюдам, повышает аппетит, формирует эстетический вкус детей.
Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство.
В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета. В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурногигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.
Сейчас мы с Вами рассмотрим порядок действий по организации приема пищи :
Подготовка к приему пищи.
В подготовке и проведении питания детей нужна согласованность в работе
педагогов и младшего воспитателя. Каждый должен твёрдо знать свои обязанности.
Кроме того, необходимо, чтобы не только педагоги, но и младшие
воспитатели были осведомлены о программных требованиях, предъявляемых к формированию навыков детей данного возраста, об индивидуальном подходе к ним в связи с процессом питания :
- сервировать стол помощник воспитателя с помощью дежурных начинает
после получения пищи, когда все дети занимаются гигиеническими
процедурами и заканчивает к моменту готовности первого ребёнка сесть за
стол;
- младший воспитатель начинает раздачу пищи персонально каждому
ребёнку после того, как он сел за стол;
- когда воспитатель закончит работу с детьми в умывальной, он
переодевается в форменную одежду и подключается к раздаче пищи и
организации питания в целом;
- при раздаче блюд важно знать объём порций для детей вашей возрастной
группы, уметь порционировать пищу, красиво её оформлять;
- желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как
надо его правильно есть, в чём его основная польза, кто его любит…
выражать уверенность, что дети с ним хорошо справятся и оценивать
результат;
- смену блюд производить после того, как ребёнок съест предыдущее
блюдо. Не следует спешить – ребёнок может немного подождать и это
даже хорошо: быстрая еда, плохо прожёванная пища искажают ощущения
насыщения и в итоге плохо влияют на здоровье детей;
- подачу третьего блюда осуществляют индивидуально, подавая чашку
вместе с блюдцем и чайной ложкой, после того, как ребёнок съел второе
блюдо, исключения составляют компоты и кисели, которые можно
поставить на стол до того, как дети сядут за стол;
- в группах ясельного возраста за сервировку стола отвечает младший
воспитатель, а за раздачу пищи педагог, который сажает детей за
сервированный стол и подаёт им пищу, в то время как младший
воспитатель умывает детей в умывальной комнате;
- после еды ребёнок сразу же должен прополоскать рот и горло, так как
полоскание через 4 – 5 минут уже не даёт оздоровительного эффекта.
-соблюдение гигиенических требований - мебель расставлена удобно в соответствии с ростом детей; столы промыть горячей водой с мылом.
-младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, использовать только чистую посуду.
Сервировка стола
- На чистый стол нужно постелить скатерть, ее края опускают со всех сторон одинаково, но не ниже сидений стульев.
-Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетнице (закончив, есть, вытирают сначала губы, затем руки, а использованные салфетки кладут на блюдо);
-Хлебница ставится в центре стола, при необходимости хлеб нарезается пополам (не ломается).
-Расставляются чайные пары.
-Если подают компот с ягодами, то на блюдце кладут чайную ложку.
-Справа от тарелки кладут столовые приборы : ближе к тарелке вилку зубчиками кверху, рядом столовую ложку углублением вниз,
если подается столовый нож, тогда вилку кладут слева от тарелки, а нож справа ближе к тарелке, лезвием к тарелке (ножом разрезают на маленькие кусочки мясо, колбасу, сыр, огурцы, помидоры, яблоки, груши).
то, что легко разделать вилкой, едят без ножа: вареный картофель, котлеты, запеканку, омлет.
-Салат, овощную нарезку, маринад подают в отдельной тарелочке.
-Раскладка блюд на тарелках должна быть эстетически привлекательной.
-По мере съедания блюд необходимо убирать грязные тарелки.
В нашем детском саду существует пять приемов пищи. Мы с Вами рассмотрим три основных приема, а именно: завтрак, обед и ужин.
К завтраку стол сервируется следующим образом :
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелка с порционным маслом, салфетница.
Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Чайные пары ставятся в центре стола, по количеству детей.
Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.
К обеду стол сервируется :
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетница.
Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка.
Чайные пары с маленькой ложечкой ставятся в центре стола, по количеству детей.
Салаты, овощную нарезку, маринад раскладывают в отдельные тарелочки до того, как дети сядут за стол.
Супы (если нет салатов) подаются только тогда, когда ребёнок сядет за стол.
Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если воспитатель и младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, они всегда успеют вовремя подать каждому второе.
К ужину стол сервируется :
В центре стола ставится салфетница, чайные пары.
Тарелка ставится каждому ребёнку, если предлагается выпечка или печенье.
В остальном стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.
Столовыми приборами учим пользоваться в европейской манере: нож в правой руке, вилка – в левой. На тарелку их кладут только тогда, когда в них нет более необходимости. Чайная ложка подается к компоту. Столовой ложкой едим суп, десертной кашу, суфле, желе, ягоды, пудинг.
Бумажной салфеткой дети должны пользоваться по мере необходимости. Ее следует приложить к губам, затем, сжав, в комочек, положить на использованную тарелку или специально подготовленный контейнер, если пища не доедена, рядом с тарелкой.
Чашку с ручкой берут указательным пальцем, который просовывают в ручку, сверху накладывается большой палец, а под руку помещают средний – для обеспечения устойчивости. Безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.
К шести годам ребенок должен знать и соблюдать основные правила поведения за столом и не делать того, что может быть окружающим неприятным: чесаться, ковырять в зубах, жевать с открытым ртом, причмокивать губами, оставлять ложку в чашке, есть с ножа, облизывать пальцы, набивать до отказа рот.
Остатки супа доедать, наклонив тарелку от себя. Ложку оставлять в тарелке.
Салаты, овощи (начиная со старшей группы) есть с помощью ножа и вилки, поддевая порцию, держа вилку зубцами вверх, а ножом подгребать и слегка прижимать.
Кашу разрешается, есть десертной ложкой.
Второе блюдо с гарниром и без нужно есть с помощью ножа и вилки (начиная со старшей группы).
Фрукты едят по-разному. Почистить фрукты малышам должны взрослые, но допускается, есть яблоко целиком.
Масло, джем на хлеб (батон) дети намазывают сами (начиная со старшей группы).
Пироги, печенья, пряники дети едят, держа их в руке.
Суп с хлебом можно есть, держа хлеб в левой руке и откусывая прямо от куска.
Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.
2 младшая группа (3 -4 года)
- научить самостоятельно и аккуратно мыть руки и лицо, пользоваться мылом и расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место;
-сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой – со второй половины года, салфеткой, полоскать рот после еды.
средняя группа (4 -5 лет)
-совершенствовать приобретенные умения: пищу хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой)
старшая группа (5 -6 лет)
- закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
-продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
подготовительная к школе группа (6 -7 лет)
-закрепить навыки культуры поведения за столом : прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать правильно, пользоваться ножом, вилкой, салфеткой; благодарить взрослых.
Дежурство в разных возрастных группах:
2 младшая группа
-Дежурства имеют большое значение в воспитании детей :
- Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную
значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание
потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение
к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в
чём необходима помощь.
С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в
подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения:
правильно поставить за стол стульчики, на середину столов –
тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить
ложки.
- Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
- Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол,
за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы,
вазочки с салфетками.
- Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
- Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
- Напоминает об очерё дности в выполнении порученного дела: обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Средняя группа:
-Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки,
ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе
блюдо; собрать посуду.
-В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки,
шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте,
чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после
использования.
- В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык
обращения с ними ещё не сформирован.
- Объё м работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
- В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол
Старшая и подготовительная группы
На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка.
- Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или
колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и
убирают после еды.
-Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды
отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если
помощник воспитателя не успела её убрать, а чашку с блюдцем относит на
раздаточный стол (блюдца на стопку, а чашку на поднос).
- Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
- Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя.
- Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает
соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
- Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности.
- Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
- В старших группах дежурных можно назначать на целую неделю.
- Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки
разложить интересно, необычно и т. д.)
Методы и формы организации работы с детьми :
1. Наглядный
2. Словесный
3. Практический
Во время еды воспитателю следует разговаривать с детьми. Темы застольных бесед не должны затрагивать личность ребенка. Темы бесед могут быть самыми различными. Допускается говорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она сделана, откуда эти продукты появились и т. д., но не следует беседу за столом превращать в обучающее занятие.
Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно отказываются от еды. В основном такое бывает с детьми в младших группах. Шутливые стишки и потешки помогут их отвлечь, и дадут возможность спокойно поесть:
Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,
Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку, Дайте мне большую ложку.
Также можно использовать следующие методы: чтение художественной литературы об овощах и фруктах, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок наизусть; отгадывание загадок.
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Организация наблюдений и сравнений: «Можно ли есть суп вилкой?», «Режут ли кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».
Организация бесед «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти?», «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом», «Говори и делай красиво»;
Сюжетно-ролевые и дидактические игры «Магазин полезных продуктов», «Ждем гостей», «Веселый повар», «Вершки-корешки», «Магазин»;
тематические выставки, театрализация.
Приоритетные методы работы с детьми: игровая обучающая ситуация, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, поощрение.
Алгоритм организации питания в первой младшей группе:
1. Детей кто плохо ест, нужно садить за стол с детьми, у которых хороший аппетит. Сама атмосфера дружного поедания пищи настраивает ребенка присоединиться к совместной трапезе. Ненавязчиво ребенок начинает пробовать еду, и съедает какую-то часть. В этом присутствует соревновательный момент.
2. В группе в зоне столовой можно разместить на стене ростомер в виде жирафа или дракона. После каждого приема пищи детки бегут измерять свой рост, узнать у взрослого, на сколько он подрос, достает ли до той или иной метки. Даже если ребенок не все съел, обязательно нужно педагогу подметить, что немного, но ребенок подрос. А в следующий раз он обязательно хорошо вырастет, когда все съест.
3. Младшим дошкольникам, и девочкам, и мальчикам, очень нравится, когда после приема пищи педагог начинает измерять силу, эмоционально показывая, что рукопожатие у ребенка сильное, он хорошо покушал, и силы прибавились.
4. Перед обедом или завтраком к ребятам может прийти герой из сказки, например, Мишутка, у которого Маша съела всю кашу, и ребята приглашают его вместе позавтракать. Или это может быть доктор Айболит, который устал лечить детенышей в Африке, он проголодался, и дети предлагают ему подкрепиться, а потом вместе поиграть в «Поликлинику». Или это может быть «капризный Вова», который ничего не желает есть, а бабушка обращается к ребятам за помощью накормить внука. Дети очень отзывчивы и, наверняка, своим примером покажут, что дети не капризничают, а все съедают, что дают в детском саду.
5. Можно и нужно организовать экскурсию на кухню детского сада, познакомить детей с поварами, показать посуду, оборудование, одежду поваров, и даже фрагмент приготовления какого-либо блюда, только педагогу обязательно заранее нужно об этом договориться с поварами. Так повышается познавательный интерес детей к организации питания в детском саду, а также воспитывается уважительное отношение к людям труда. Ко всему прочему дети начинают кушать.
6. Можно придавать простым блюдам волшебное происхождение: этот пирожок испекла печка из сказки «Гуси – лебеди», а это апельсины, в которых нашли Чебурашку, если, конечно, дети знакомы с этим персонажем, а это каша из топора, которую варил солдат и прочее.
7. Бывают случаи, когда стоит поощрить детей за то, что они хорошо поели, и вручить им «звезды» или «самолеты», или наклейки, то есть какой–нибудь небольшой приятный подарок, сюрприз.
Особого внимания требует кормление младших детей. На втором году жизни характер их питания значительно изменяется. Прекращается грудное кормление, пища становится разнообразнее, вводятся более густые, плотные блюда, требующие пережёвывания. У детей нужно вызвать положительное отношение к поданной пище, приучать есть самостоятельно с некоторой помощью взрослых не только густую, но и жидкую пищу. Воспитатель обращает внимание детей на внешний вид кушанья, вкусовые качества, запах, следит, чтобы ребёнок брал пищу на ложку понемногу, пережёвывал, а не сосал, глотал и не закладывал её за щеку, как иногда это можно встретить. Давая кусочек хлеба, воспитательница напоминает о том, что его надо есть с супом; печенье, сухарик – с кефиром, чаем. «Кусочек и глоточек», - говорит она детям.
Особое внимание надо уделять детям с плохим аппетитом и отказывающимся от новых блюд. Спокойные, ласковые уговоры, примеры рядом сидящих детей с хорошим аппетитом оказывают положительные действия. Недопустимо насильно кормить ребёнка, что в дальнейшем может вызвать отрицательное отношение к приёму любого вида пищи.
Их питание организуется за 4-х местным столом. Воспитатель приучает детей самостоятельно, есть не только густую пищу, но и жидкую. Обращает внимание на внешний вид кушанья, вкусовые качества, запах, следит за тем, чтобы ребёнок брал пищу понемногу, пережёвывал её, приучает, есть с хлебом, учит выполнять элементарные навыки культурной еды («вытри руки салфеткой»). Ни в коем случае недопустимо в данных группах звучание во время еды музыки, громких разговоров, в т. ч. и радио. Нельзя понукать и торопить, насильно кормить и докармливать, осуждать ребёнка за неосторожность, неаккуратность.
Алгоритм организации питания в старшей подготовительной группе:
Во время того как дежурные накрывают на стол, воспитатель проводит с детьми беседу, вспоминает правила поведения за столом, озвучивает детям меню.
Во всех возрастных группах детского сада можно использовать разные игровые приемы и методы:
1. Красивая сервировка.
Красивая сервировка помогает вырабатывать у детей положительное отношение к приему пищи.
Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво накрыт стол.
2. Дежурство.
Дошкольникам нравится выполнять различные поручения по сервировке стола, оказывать помощь младшему воспитателю в подготовке к приему пищи.
3. Объявление меню.
Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, когда все ребята уже за столами и ждут вежливого словосочетания «Приятного аппетита». Эта традиция имеет очень большое значение: развивает кругозор через знакомство с названиями блюд, способствует развитию речи, активизации в словаре слов: завтрак, обед, полдник, ужин и соотнесению их с частями суток, воспитывает умение слушать друг друга и настраивает на прием пищи.
4. «Волшебная линейка».
Ни в коем случае не следует фиксировать внимание детей на недостаточность их аппетита, использовать негативные характеристики типа: «Не будешь есть – останешься маленьким».
Наоборот, необходимо поощрять, когда ребенок хорошо поел. Часто использую «волшебную» линейку: измеряю ребенка, который с аппетитом поел и говорит: «Вот Дима сегодня весь суп съел и сразу же чуть-чуть подрос и линейка это показала». Тогда другие дети едят активнее и просят их измерить: «И меня, и меня измерьте, насколько же мы подросли».
5. «Порадуем персонажа».
Такой прием рекомендую использовать в младших группах. На завтрак или обед к детям «приходит» игрушка или появляется картинка грустного персонажа. Воспитатель говорит : «Зайчику очень грустно, потому что ребята плохо кушают его любимый морковный салат.
Порадуем Зайчика, покажем, как мы хорошо умеем есть». Дети стараются порадовать грустного Зайчика, в конце приема пищи персонаж становится веселый.
6. «Тарелочка с сюрпризом».
Для реализации приема в группе необходимо иметь несколько тарелок, отличных от всех остальных, изображением зверька или героя мультфильма в центре. Условие игры: если съедите всю кашу, у кое-кого на дне появится сюрприз.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна
Всё съедаю я до дна.
7. «Давай договоримся».
С детьми, которым совсем не хочется, есть, договариваюсь о простом правиле: «если не хочешь, есть, съешь столько ложек еды, сколько тебе лет». При использовании такого приема у воспитателя теплится надежда, что ребенок распробует блюдо и съест больше ложек, чем ему лет.
8. Художественное слово.
Потешки и стихи о еде использую при приеме пищи как в младшей, так и в старших группах. Не призываю читать их на протяжении всего приема пищи, считаю, что это должно быть дозировано и уместно. Литературную копилку удобно хранить в уголке дежурства и применять в зависимости
от ситуации и приготовленного блюда.
9. «Мы – помощники повара».
Принципом приема является то, что дети охотнее едят ту еду, которую приготовили сами. Если приготовление еды детьми в детском саду не представляется возможным (по причине возраста воспитанников и традиционного режима дня, то участие в ее приготовлении посильно маленьким поварятам. Например, беру на кухне небольшое количество круп разного вида и говорю малышам, что повар очень нуждается в их помощи и просит перебрать и рассортировать крупы. На следующее утро дети охотнее едят кашу из крупы, которую сами подготовили к варке. Это
упражнение развивает мелкую моторику, воспитывает отзывчивость и умение ценить свой труд и труд взрослых людей. Аналогичным образом сортируем макароны (по размеру и форме). Осенью дошкольники помогают собирать урожай овощей в маленьком огородике и с гордостью говорят:
«Этот борщ из свеклы с нашего огорода». А лук, выращенный ребятами на подоконнике, уже не кажется им очень горьким.
10. Положительный пример героев книг и мультфильмов.
«Дети, ешьте геркулесовую кашу, будете сильными, как Геркулес». Во время подачи рыбных блюд комментирую: «Мальчики, которые едят рыбу, будут ловкими рыбаками, а девочки станут прекрасными, как Русалочки» и т. п.
11. Беседы о полезных продуктах.
Предыдущий прием эффективен в младших группах, старшие дошкольники уже в это не верят и могут справедливо возразить: «На самом деле Русалочек не бывает». В старшем дошкольном возрасте боле уместны разъяснительные беседы о пользе витаминов и минералов, основанные на научных фактах: «В рыбе много фосфора, необходимого для работы мозга, а в твороге есть
кальций, который полезен для зубов и костей».
12. Положительный настрой.
Важно, чтобы к моменту приема пищи дети не были утомленными или раздраженными. Для этого необходимо позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой избегать шумных игр, сильных впечатлений. Допустима тихая спокойная музыка во время еды.
В заключение необходимо подчеркнуть, что вышеизложенные приемы не решают проблему плохого аппетита, причины которого могут быть индивидуальны в каждом отдельном случае.
Данные игровые приемы стимулируют у детей интерес к приему пищи.