Ирина Лебедева
Семинар-практикум для педагогов «Обучение детей рассказыванию по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Первая часть семинара: теоретическая
Задачи обучения детей.
1) Учить понимать и рассматривать содержание картин.
2) Воспитывать правильное отношение к тому, что изображено через развитие логического мышления и воображения.
3) Развивать навыки составления рассказа по картине, отбирая словесный материал, для наиболее точного раскрывания содержания картины.
Обучение рассказыванию по картине предполагает 3 этапа:
I этап. В младших группах осуществляется подготовительная работа к рассказыванию по картине.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Цель: обогатить словарь, активизировать речь, научить рассматривать картину и отвечать на вопросы. В основе работы лежит развитие диалогической речи.
II этап. В средне группе дети учатся и рассматривать и составлять описательные рассказы по картинам. На 1-ом занятии по картине – дети рассматривают картину; на 2-ом занятии по этой же картине – дети, опираясь на образец педагога, составляют описательный рассказ.
III этап. В старшей и подготовительной группах на одном занятии и рассматривают и составляют рассказ по картине. При этом поощряется творчество детей, разнообразие рассказов.
Типы и серии картин.
• Предметные картинки;
• Предмет в действии;
• Сюжетные картинки;
• Пейзажные картины;
• Натюрморт;
Требования к картинам. Картины должны быть:
а) крупного размера;
б) графически грамотны;
в) чтобы содержание картины было понятно и доступно детям;
г) в младшей и средней группах количество предметов от 1 до 4;
д) они должны затрагивать эмоциональные чувства.
Виды рассказывания по картине.
1. По настенным картинам:
а) сюжетные (во всех возрастных группах)
б) пейзажные (в подготовительной группе)
в) натюрморт (в подготовительной группе)
2. Картинки, открытки, иллюстрации:
а) предметные (работа проводиться как по игрушкам)
б) сюжетные картинки, изображающие объект в действии (в старшей группе)
3. Картинки с последовательно развивающимся сюжетом.
Методика проведения занятий по картинам в разных возрастных группах.
Во всех возрастных группах перед рассматриванием необходимо провести предварительную работу. Например: картина «Таня и голуби». Предварительно поговорить об осенних деревьях, на прогулке собирать осенние листья, покормить голубей, рассмотреть их.
В структуре занятий по картине вступительная и заключительная части в разных возрастных группах сходные, но основная часть занятий имеет свою специфику в зависимости от возраста детей.
I. Вступительная часть.
Цель. Подготовить детей к восприятию картины (картины перед детьми ещё нет).
Можно использовать следующие приёмы:
1) Вступительное слово педагога (В какую игру мы играли? (в автобус). А вы знаете, в эту игру любят играть и ребята, с которыми я только что познакомилась. Вывешивается картина.)
2) Обыгрывание предметов изображённых на картине.
3) Создание проблемных ситуаций. (Ребята, знаете ли вы как выглядят бурые медведи. (дети отвечают, что они знают о них).
4) Стихи, загадки, чтение небольших рассказов.
5) Прослушивание музыки (Что вы себе представляете, когда слушаете эту музыку).
6) Наблюдение за живыми объектами, просмотр видео-сюжетов.
II. Заключительная часть.
Она может проходить как часть комплексного занятия (т. е. с использованием другого вида деятельности, можно провести Д/и по развитию словаря, звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи.
Требования к рассказу.
1. 1,2 младшие группы – 4-6 предложений.
Средняя группа – 7-8 предложений, к концу года 10-13 предложений
Старшая группа – 8-13 предложений и более.
2. Рассказ должен иметь завязку. Которая имеет эмоциональный характер.
(Пример:«Решили дети катать шары…», «Подарили детям поезд. Ну и поезд!
«Хорошо ребятам играть вместе. ….»).
3. Рассказ заканчивается фразой ярко передающей настроение картины или отношение
к ней. Это легче сделать через использование прямой речи. (Пример: «… Пей лошадка,пей!», «Хорошо ежам на полянке. Очень хорошо!»).
4. Образец рассказа педагог составляет заранее и опираясь на него составляется беседа.
5. В рассказе отмечать действующих лиц, их взаимоотношения и действия.
1 младшая группа.
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Первичное созерцание картины.
2 этап. Предваряющий рассказ педагога (рассказ по которому будут заданы вопросы во время беседы по картине).
3 этап. Рассматривание картины (беседа по содержанию картины).
Главный методический приём – вопросы.
1) Вначале задаются вопросы, направленные на выделение действующих лиц (Кого видите).
2) Потом вопросы о действии объекта (Что делает).
3) Вопросы, направленные на имитацию движений.
4) Инсценирование содержания картины.
5) Приём речевого подражания (Скажи, повтори).
6) Вопросы, требующие простейших выводов, сопоставления фактов (Почему плачет девочка).
7) Создание проблемной, поисковой ситуации для активизации словаря (Чтобы искупать куклу надо приготовить мыло, губку, кувшин и т. д. У кого есть такие картинки, найдите и принесите.).
4 этап. Завершающий рассказ педагога. Можно второй раз использовать приём совместного рассказывания.
III. Заключительная часть.
2 младшая группа.
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Первичное созерцание картины.
2 этап. Беседа по картине. Главный методический приём – вопросы.
1) Вопросы должны помочь ребёнку уяснить общий смысл картины (Пример: Картина «играем в песочнице»: Где играют дети?»).
2) Вопросы должны способствовать целенаправленному описанию предметов, явлений, направлять внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины. (Пример. Картина: «Дети играют в кубики». Что строит мальчик? А девочка? Кому везёт кубики мальчик в полосатой рубашке? Зачем детям эти кубики? Правда, красивый забор построили дети? Забор какой? (жёлтый) А ворота и башенка? (красные)
3) Вопросы должны дать возможность детям высказать своё умозаключение. Такие вопросы можно разделить:
а) вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода
(«Почему остановили лошадку?», «Почему не едет автобус?»);
б) вопросы, мобилизующие личный опыт детей («Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?», «Дети делают из снега горку. Какой в этот день снег на дворе?»).
в) вопросы, требующие ответа – предположения, выходящего за пределы изображённого.
(«Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может ждёт кого-то?», «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?»).
3 этап. Обобщающий рассказ педагога по картине.
Можно повторить рассказ ещё раз, используя приём совместного рассказывания.
III. Заключительная часть (в игровой форме).
Средняя группа.
Первое занятие по картине.
Рассматривание картины проходит по той же структуре, что и во 2-ой младшей группе. Усложнения.
1. Указания, вопросы требуют более распространённого ответа. (Пример. Картина «Играем в поезд»: - А кто в этой игре девочка? Расскажите о ней). Но этот распространённый ответ готовиться: сначала разговаривают о мальчике регулировщике по подробным вопросам. Отрабатываются новые слова. (- Кто мальчик? Что он делает? Нравиться ли ему быть регулировщиком? Посмотрите на его лицо. Ещё минута и что он скажет? (путь открыт). После того как дети всё рассказали о мальчике, педагог задаёт вопрос о девочке, предлагает рассказать всё о ней.
2. Серьёзное внимание уделяется раскрытию психологического состояния персонажей, их взаимоотношениям. (- Как смотрит кошка на котят? (ласково, с любовью, Нравиться ли детям играть вместе).
3. Серьёзное внимание уделяется и образности языка, необходимо учить видеть необычное в обычном.
Второе занятие по картине.
I. Вступительная часть.
Очень короткая, где педагог через игровой приём вносит картину и настраивает детей на составление рассказа.
II. Основная часть.
1 этап. Образец рассказа по картине.
2 этап. Рассказы детей (4-6 рассказов).
а) Если в ходе рассказа ребёнка педагог задаёт 2 – 3 дополнительных вопроса, делает
2 – 3 подсказки и более, то ребёнку предлагается повторить рассказ ещё раз.
б) Обычно этот этап заканчивается рассказом взрослого (игрового персонажа)
по картине.
в) Обычно после 2 – 3 рассказов начинается перечисление персонажей и предметов.
В этом случае необходимо повторить образец, используя приём совместного
рассказывания.
III. Заключительная часть.
Старшая группа.
I. Вступительная часть.
II. Основная часть.
1 этап. Сообщение цели занятия. Показ картины детям. Первичное созерцание картины, т. е. дать детям возможность перед началом беседы рассмотреть картину в течение 1-2 минут, молча, без комментариев.
2 этап. Беседа.
а) Работа начинается с сообщения названия картины: можно дать возможность детям самим придумать название, а затем сравнить с авторским вариантом; можно из нескольких предложенных названий выбрать наиболее удачное. При этом обязательно использовать вопросы на размышление (Почему ты так думаешь).
б) Работа над содержанием картины:
- устанавливается место и время действия;
- обращается внимание на пейзаж;
- называются объекты и их действия;
- фраза, оценивающая картину в целом.
3 этап. Рассказы детей (3 – 4 рассказа).
В начале года можно помочь детям: - дать образец;
- дать план;
- уточнить последовательность рассказа вместе с детьми.
4 этап. Рассказ воспитателя по картине (по мере необходимости).
Вторая часть семинара: практическая
Педагоги делятся на пять групп (по возрастным группам). Задание для педагогов – составить образец рассказа по картине, ориентируясь на возрастную группу.
1 мл группа: составление рассказа по картине «Дети кормят курицу и цыплят» (из серии картин для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни)
2 младшая группа: составление рассказа по картине «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева)
Средняя группа: составление рассказа по картине «Кошка с котятами»(из серии «домашние животные» автор С. А. Веретенникова)
Старшая группа : составление рассказа по картине «Ежи» (из серии»Дикие животные» автор П. С Меньшикова)
Подготовительная группа : составлении рассказа по картине «Зимние развлечения» (из серии «Времена года» автор О. И. Соловьева)
В конце семинара –подведение итогов, исправление методических ошибок (ориентир книга Э. П. Коротковой «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»)