Марина Домоевская
Семинар-практикум для педагогов «Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психолого-педагогического мастерства педагогов во взаимодействии с родителями: разрешении конфликтных ситуаций с родителями воспитанников, применении новых форм и методов работы.
Задачи: повысить уровень мотивации участников в работе по вопросам конфликта, путям выхода из него; отработка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций; отработка навыков поведения в некоторых конфликтных ситуациях.
Материал: листы бумаги, письменные принадлежности, карточки с заданиями, доска, маркеры
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Предварительная работа: опрос воспитателей о проблемах в общении с родителями.
Ход семинара
Ведущий предлагает подумать над понятием «взаимодействие» (метод модерации «Ассоциативный ряд»)
Ведущий пишет на висящей в учебной аудитории (лучше всего возле входной двери) плакате какое-нибудь слово, служащее стимулом для творческого размышления слушателей. Это опорное слово должно иметь непосредственное отношение к тематике семинара по ПК и затрагивать эмоциональную сферу.
Реквизит: Доска, фломастеры.
Ведущий: Работа педагога подчас сталкивается с многими трудностями. В настоящее время запросы и требования родителей к детскому саду и, в частности, к педагогу очень высокие, что может привести к конфликтной ситуации.
Ведущий: Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что «похож» конфликт?
Ведущий: Для того чтобы помочь педагогу в решении конфликтных ситуаций я предлагаю вам несколько упражнений. Напоминаю, что это не занятие, не урок. Здесь есть возможность высказаться, здесь нет неверных ответов, все, что вы скажете - принимается и не осуждается. Для первого упражнения вам необходимо разделиться на две подгруппы.
Участники делятся на две подгруппы:
• одна из них собирает аргументы, доказывающие, что «Конфликты с родителями недопустимы»,
• другая — отстаивает позицию: «Конфликты - это двигатель прогресса, они необходимы в общении с родителями».
В течение пяти минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их вслух.
Во время обсуждения ведущий предлагает участникам сконцентрировать свое внимание на тех трудностях, которые возникли в процессе выполнения упражнения, и на тех позитивных моментах, которые имели место. А на вопрос о том, что такое конфликты и нужны ли они в детском саду, участникам будет предложено ответить позже.
Далее ведущий рассказывает о том, что такое конфликты:
Ведущий: Конфликты рождаются на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, интересов и личностных особенностей. Лучшее решение конфликта - это избегание конфликта. Но, к сожалению, не всегда получается так, как мы этого хотим.
Существуют несколько способов поведения в конфликтных ситуациях. Чтобы узнать какой способ преобладает в вашем поведении, вам был предложен небольшой интересный тест.
Итоги тестирования
Ведущий: В различных конфликтных ситуациях важно повести себя правильно и педагогично. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Ключ к успешному конструктивному решению конфликта состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт как на задачу, которая должна быть решена:
• в первую очередь определить причину конфликта;
• затем применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.
Ведущий: Предлагаю вам в игровой форме отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях. Для этого вам опять необходимо разбиться на пары
Упражнение «Достойный ответ»
Задание: Найти выход из конфликтной ситуации.
Инструкция: Участники располагаются парами. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.
Воспитатель, обращаясь к участнику, стоящему с ним в паре, произносит записанную на карточке фразу. Задача соседа - достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к его обсуждению.
В процессе обсуждения необходимо обратить внимание воспитателей на следующие моменты: легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.
Материал к упражнению. Карточки
Работа в группах: участники делятся на 2 группы
Каждая группа получает задание: приготовить и разыграть конфликтную ситуацию из жизни детского сада.
• Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение:
• Что общего во всех сценках?
• Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
• Каково вам было в роли конфликтующих?
• Какими могут быть последствия данных конфликтов?
• Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
Педагогический ринг «Мальчишки и девчонки, а также их родители…»
Цель: Создать условия для творческого применения знаний о работе с семьей; формировать у воспитателей умение логически рассуждать, аргументировать свою позицию.
Форма проведения: педагогический ринг
Условия ринга:
• Участники делятся на 2 команды.
• Задания и вопросы задает ведущий.
• Баллы выставляет жюри из 3-х человек.
• Жюри имеет право:
• Снять баллы за неточный, расплывчатый ответ;
• Добавить баллы за чувство юмора.
Ход мероприятия
1. Блиц-конкурс
Необходимо быстро и точно дать ответ в течение 30 секунд каждой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы задаются по очереди каждой команде.
Примерные вопросы:
• Сколько раз в год проводят общее родительское собрание? (2)
• Сколько раз в год проводят групповые родительские собрания? (3).
• Как называется форма работы с родителями, когда они могут придти в детский сад и увидеть работу с детьми воспитателей? (День открытых дверей).
• Что это за форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам (Консультация).
• Заочное консультирование – это индивидуальная или групповая форма работы с родителями? (Индивидуальная).
• Шкатулка вопросов – это индивидуальная или групповая форма работы с родителями? (Индивидуальная).
• Назовите наглядную форму работы с родителями? (Стенды, папки- передвижки).
• Назовите формы поддержки родителей в период адаптации детей в детском саду? (Памятки, присутствие родителей в группе).
• Назовите этапы становления материнства (1- отношение с матерью, 2 – общение со сверстниками, 3 – подражание матери, 4 – реальное).
• Назовите формы общения педагогов с родителями (традиционные - коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные; и нетрадиционные).
• Назовите методы активизации родителей (наглядные, игровые).
2. Конкурс «Философский»
Цель: выявление коммуникативных умений между воспитателями и родителями.
Как вы понимаете высказывания:
• «Если задето самолюбие, страдает сам процесс общения»;
• «Чем больше болтает, тем труднее общаться»;
• «Когда Конфуция спросили, каким одним словом можно общаться. Он ответил – это снисходительность».
3. Конкурс «О чем говорят жесты»
Каждая команда читает и с помощью жестов показывает задание, написанное на карточке. Команда соперников должна его озвучить.
«Мне нужна помощь»; «Спешите»; «Не шумите»; «Успокойтесь»; «Приходите в гости».
4. Конкурс «Закончи предложение»
Ребенок это…
Мне понятно, что детям не нравится…
Каждый ребенок имеет право…
Детский сад нужен для того, чтобы…
5. Конкурс «Рекламный»
Командам необходимо составить объявление о родительском собрании так, чтобы родителя захотели на него придти.
Ведущий: И в заключение хочется открыть вам один секрет. Существует прием, который помогает избежать конфликта из-за пустяка - это так называемый «английский этикет». Англичане не выясняют, кто виноват, - извиняются обе стороны, так как считают, что «в любом конфликте виноват тот, кто умнее» и извиняются не потому, что сделали что-то не так, а потому, что считают себя выше конфликтов, которые происходят из-за пустяков, потому что уверены в своем поведении.
Ведущий: Мастерство педагога состоит не только в нахождении выхода из конфликта, но и в том, чтобы избежать его. Намного лучше после общения с родителями остаться в хорошем настроении, потому что вы держали себя на высоте!
Метод модерации «Телеграмма»
По окончании семинара участникам предлагается написать фиктивную телеграмму из 11 слов кому-нибудь из знакомых или близких им людей, поделиться своими ощущениями после семинара. После того как свою телеграмму написали все, телеграммы по очереди зачитываются.