Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Анна Богданова
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение качества педагогического процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Ввести понятие «функциональная грамотность» на уровне дошкольного образования;

2. Познакомить с особенностями формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников;

3. Через собственные знания и умения подвести педагогов к осмысленному повышению качества образовательного процесса;

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

4. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Участники: воспитатели и специалисты

Результат: освоение слушателями понятия «функциональная грамотность», особенностями ее формирования на уровне дошкольного образования, повышение качества образовательного процесса.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

Педагоги проходят в зал, присаживаются за столы в 3 подгруппы по желанию. На столах отличительные символы «Цветочный чай», «Травяной чай», «Фруктовый чай».

I. Вводная часть:

Организационный момент:

СЛАЙД 2

- Одна из важнейших задач современного обучения – формирование функционально грамотных людей. Прежде чем приступить к работе, прошу вас оценить знания по данной теме.

Педагоги оценивают знания по теме, поднимая цветовую карточку (красный цвет – я ничего не знаю об этом, желтый - имею представление по данной теме, но недостаточно, зеленый – я изучал данную тему и могу поделиться опытом). Анализ.

- А теперь поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе.

- Спасибо.

- Попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.

- Не получается?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником семинара.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем раскрыть данную тему в ходе нашей совместной плодотворной работы.

- Вы все сегодня приглашены на чайную церемонию, в ходе которой в теплом педагогическом кругу, мы откроем для себя тайны по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников. И начнем нашу встречу с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

СЛАЙД 3 Она так и называется «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

- Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний. /

- Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

СЛАЙД 4

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

II. Основная часть:

- Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность человека».

СЛАЙД 5

- Что же такое функциональная грамотность? Ваши предположения? (педагоги озвучивают несколько предположений)

Задание 1. Попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность, творчество.

Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять.

Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность - степень владения человеком навыками, фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

СЛАЙД 6 Опираясь на наши результаты работы, попробуем сформулировать понятие "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач). А предпосылки функциональной грамотности мы должны закладывать уже в дошкольном возрасте!

Обратимся к понятиям некоторых известных психологов:

СЛАЙД 7

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А. А. Леонтьев

СЛАЙД 8

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

СЛАЙД 9

- Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО.

В 2019 году в РФ дан старт реализации Национального проекта ОБРАЗОВАНИЕ. Срок реализации проекта 5 лет, основная цель - повысить качество образования на всех уровнях и ступенях, сделать образование в РФ конкурентно-способным на мировом уровне.

Федеральный Проект «Образование» включает 8 подпроектов. Непосредственно дошкольников затрагивают пять проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей имеющих детей», «Учитель будущего».

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе).

СЛАЙД 9

А мы возвращаемся к нашей чайной церемонии. Чай – один из самых популярных напитков в мире. Культура его употребления насчитывает не одну сотню лет. В каждой стране или регионе есть свои традиции и церемонии, которые сложились благодаря местной философии, особенностям быта, религией и предпочтениям местных жителей.

Решая задачи, мы составим пазл-компоненты функциональной грамотности, применимые в дошкольном возрасте, используя собственные знания и опыт.

СЛАЙД 10

Задание 2

Задача для 1 группы: Пачка чая стоит 120 рублей. В пачке 25 пакетиков чая. Сколько будет стоить 1 пакетик чая?

- Уважаемые коллеги, какая грамотность пригодилась вам, для решения этой задачи? (Математическая и финансовая). Совершенно верно. И первым компонентом функциональной грамотности является

Математическая/финансовая грамотность. Математическая/финансовая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, использовать математические навыки в повседневной жизни.

СЛАЙД 11

Задача для 2 группы: Вас попросили заварить чай. Не очень крепкий, ароматный, полезный. Какой чай и как Вы приготовите, используя собственный опыт?

- Вторым компонентом формирования функциональной грамотности дошкольника является естественнонаучная-научная и экологическая грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.

СЛАЙД 12

Задача для 3 группы: Вы направились в магазин для покупки чая определенного сорта. Продавец продал Вам не тот, который бы Вам хотелось купить. Вы возвращаетесь в магазин, чтобы обменять товар. Какая грамотность, по Вашему мнению, пригодится для обмена покупки?

Формирование речевой активности, умение правильно и грамотно излагать свои мысли, иметь широкий словарный запас – следующий компонент функциональной грамотности на уровне дошкольного образования.

СЛАЙД 13

Уважаемые коллеги. Для того, чтобы работать в группах, слушать и слышать друг друга, действовать сообща, уважать мнение коллег, как и дошкольнику в коллективе, вам пригодилась социально-коммуникативная грамотность, которая является четвертым компонентом функциональной грамотности дошкольника.

Благодаря совместной работе, мы собрали пазл «Функциональная грамотность дошкольника».

СЛАЙД 14 Говоря простым языком, в основе функциональной грамотности лежит формирование важнейших компетенций, закладываемых в предшкольный период и ориентированных на следующие показатели:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее

В связи со всем вышесказанным, запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у детей качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

СЛАЙД 15

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

- А сейчас мы попробуем составить

СЛАЙД 16

модель формирования и развития функциональной грамотности:

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель

(для того, чтобы поливать, педагог должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием)

Задание 3

Выполнив задание, педагоги по очереди выходят к мольберту с изображением дерева, зачитывают свое мнение и размещают на плакате.

СЛАЙД 17 Задание для 1 группы: Подумайте, каким образом педагог может заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию? Напишите на лейке.

- В дополнение к вышесказанному функционально грамотный педагог должен уметь:

СЛАЙД 18

1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.

2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя, автора. Не бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3. Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или «Тотальных диктантах» по русскому языку.

5. Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

СЛАЙД 19

Задание для 2 группы: Подберите педагогические технологии, помогающие сформировать и развить функционально грамотную личность дошкольного возраста? Напишите их на струйках воды.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

СЛАЙД 20 проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Таким образом, достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

СЛАЙД 21 Задание для 3 группы: Подберите ключевые компетенции (т. е. какими учебными действиями должен овладеть ребенок в предшкольный период). Напишите на яблоках.

- Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно:

организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер. Воспитательный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности детей дошкольного возраста за результаты своей деятельности. Детям необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели.

- Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности дошкольников.

СЛАЙД 22

Что нужно поменять педагогам ДОО в работе?

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач.

2. Использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события).

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы (внимание, воображение, мышление).

4. Познакомить родителей с национальным проектом «Образование», понятием «функциональная грамотность», оказать поддержку в организации развивающей работы в условиях семьи.

5. Внести изменения в среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) («среда группы – как второй педагог»).

СЛАЙД 23

Как это сделать?

1. Изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт. / Подготовка с детьми различных плакатов (например, с правилами для группы, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов).

2. Планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. К каждому образовательному мероприятию, в независимости от образовательной области, подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления). /Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. / Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. В доступной форме представить основные положения проекта. / Показать открытое интегрированное образовательное мероприятие с детьми с последующим комментированием. / Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. / Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Познакомиться с опытом организации среды в других ДОУ/ Не бояться пробовать.

СЛАЙД 24

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

III. Подведение итога мероприятия:

- В конце нашей чайной церемонии хочется сыграть с вами в игру для развития критического мышления. Называется она «Черный ящик». В нем находится предмет. Вам нужно угадать с помощью 10 вопросов, что в нем. Педагоги задают вопросы (В ящике находится коробка чая и буклеты «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»).

Рефлексия:

- В заключение нашего семинара, я снова попрошу вас поднять карточки-индикаторы, чтобы оценить знания по данной теме. Спасибо. С какими трудностями вы столкнулись, достаточно понятно ли была раскрыта тема?

СЛАЙД 25

Закончим наш семинар высказыванием: Иоганна Генриха Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста!

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Семинар-практикум для дошкольных работников «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции. Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчётСеминар-практикум «Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного возраста» — фотоотчёт 23 марта на базе нашего детского сада был проведён семинар-практикум по теме "Основы православной культуры в воспитании детей дошкольного.

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 марта 2022 в 11:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД