Зюляева Марина Сергеевна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»
▼ Скачать + Заказать документы
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума : оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры „Логопедическое ассорти“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
• Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
• Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
• Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
• Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
Интеграция образовательных областей:
• речевое развитие,
• познавательное развитие,
• физическое развитие.
Структура проведения семинара-практикума :
1. Организационный момент.
2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления:
• артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
• игра «Похожие слова»;
• игра «Кошка» (обогащение словаря);
• «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
• Физкультурная минутка «Толя - альпинист»;
• «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
• игры-перевёртыши;
• игры на развитие фонематического слуха;
• игры на развитие фонематического восприятия.
3. Заключительная часть. Итог.
Организационная часть (учитель - логопед встречает педагогов в зале).
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!
Основная часть.
Задание № 1. - Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная). С помощью стихотворной сказки и показа движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так,
Не остановишь их никак.
Влево - тик, вправо - так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди, -
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Очень любит Язычок
Вкусное варенье,
Приготовил он друзьям
Это угощенье.
Варенье приятное,
Вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье
С губки оближи.
Язык наш змейку не боится,
В нее он может превратиться.
Вперед-назад,вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все
На радость всем детишкам!
- Предлагаю поиграть в речевые игры - активизируем речь и мышление.
Речевые игры (для активизации речи и мышления).
Задание № 2. Игра «Похожие слова».
Звучит логопедическая распевка :
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон!.
Задание:
- Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
- Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. Игра «Кошка».
Отгадайте загадку:
Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная (кошка).
Задание: - Подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
- Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке) : бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.
- Кошка бывает какая? Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
Задание № 4. Cкороговорки.
- Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем. На «Кубике» изображена эмоция, с которой надо рассказать скороговорку.
• Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка (раздраженно).
• На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
• Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель (печально).
• Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
• Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).
• Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (спокойно)
Задание № 5. Физкультурная минутка.
Перед нами луг широкий - плавно развести руки в стороны,
А над нами лес высокий, - поднять руки вверх,
А над нами сосны, ели - покачать поднятыми руками влево-вправо,
Головами зашумели.
Грянул гром и ель упала, - хлопнуть над головой в ладоши,
Только ветками качала. - наклониться вперед, руки вниз, покачать ими.
Задание № 6. «Чудесный мешочек». (Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми).
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.
Задание № 7. «Игры-перевёртыши» или «Скажи наоборот».
- Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
Пословицы и поговорки:
• Счастье перемещается кучами - «Беда не ходит одна».
• Уйти от новой стиральной машины - «Остаться у разбитого корыта».
• От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
Строчки из стихотворений:
• Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
• Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
• Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
• Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
• Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
• Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
• Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
• Квадратик - «Колобок».
- А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу:
• Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
• Грустные взрослые - «Веселые ребята».
• Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
• Крик баранов - «Молчание ягнят».
• Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
• С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
• Холодные ноги - «Горячие головы».
• Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
• В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
• Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание № 8. «Объявление» (для активизации речи, мышления).
- Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук.
Например, на звук [К] : Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например, на звук [П] : Петя подарил Павлику пирамидку.
Задание № 9. «Фонематический слух».
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
• Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
• Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
• Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
• Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
• Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
• Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
• «Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
Задание № 10. «Фонематическое восприятие».
Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
- Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
3. Заключительная часть.
Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума.
- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
Список литературы
1. Т. Б. Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
2. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
3. Е. А. Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
4. С. В. Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
5. Е. Н. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
7. Т. Е Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
8. Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
9. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
10. Е. А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле. т Москва. 2005 год.
11. М. Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
12. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : И. Ц. Сфера, 2007.
13. П. Деннисон, Г. Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А. В. Малушиной. М. : Изд-во Рос. откр. ун-та, 1992.
14. Е. А. Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
15. Е. А. Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.
16. Е. Л. Ковалева, Ю. И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
17. В. В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб. : Детство Пресс, 2001.
18. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
19. Е. Л. Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
Приложение 1
Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани
Часто мылся Ванечка На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка!
Это Ромка - забияка,
Снова в реку бросил рака.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели. Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убегал от Поли в поле.
Говорил попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
«Попугай, попугай, попугай!» Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.