Наталья
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Трудные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.
Задачи:
1. Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления
2. Обучить методическим приемам работы с «трудными» детьми.
3. Проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.
Форма работы: групповая, подгрупповая.
Участники: педагоги возрастных групп 5-7 лет.
В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если ребенок постоянно дерется? Не идет на контакт со сверстниками? Не слышит ни сверстников, ни взрослых? Не может усидеть на месте? Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заниматься ребенком, плохая экология, увеличение числа общих и хронических заболеваний у детей. Таким образом, перед родителями и педагогами встает вопрос: как научиться взаимодействовать с подобными детьми, чтобы они полноценно прожили период дошкольного детства. Данный цикл лекций, прежде всего, предназначен для педагогов ДОУ, так как они первые в образовательной системе встречаются с «трудными» детьми. И на их плечи ложится основная задача по социализации детей в общество. На наших встречах под «трудными» детьми будут пониматься агрессивные, гиперактивные и тревожные дети, так как на практике педагоги чаще всего встречаются с подобными детьми. Для закрепления полученной информации необходимо продемонстрировать или проиграть предложенные игры вместе с педагогами.
Семинар-практикум 1. «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический вред людям (Психологический словарь, 1997 г). В свою очередь, агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Выделяют 5 видов агрессии (А. Басс, А. Дарки):
1. Физическая – физические действия против кого-либо
2. Косвенная – бывает направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание)
3. Раздражение – вспыльчивость, грубость
4. Негативизм – оппозиционная манера поведения
5. Вербальная – угрозы, крики, ругань.
Признаки агрессивности:
• по темпераменту агрессивный ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем
• по характеру агрессивный ребенок: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам других, дерзок, проявляет негативизм.
Причины возникновения агрессии:
1. Нарушения эмоционально-волевой сферы – проявляются в неумении ребенком управлять своим поведением, а также в недостаточном усвоении им общественных норм поведения и общения.
2. Неблагополучная семейная обстановка – в семье нет единых требований к воспитанию ребенка, асоциальное поведение родителей, физические и жестокие наказания, плохие жилищно-бытовые и материальные условия жизни.
3. Трудности в обучении
4. Неблагоприятный психологический климат в дошкольном учреждении.
В приведенной ниже таблице даны направления и методы работы педагогов с агрессивными детьми, а также указаны компоненты предметно-развивающей среды, которые помогут в выстраивании взаимодействия с данными детьми.
Взаимодействие с агрессивными детьми.
направление методы предметно-развивающая среда
1. Выражение гнева в приемлемой форме • Заявлять о своих чувствах
• Выразить гнев в косвенной форме: на неопасном предмете
• Упорядочить систему требований для ребенка Резиновые игрушки, каучуковые шарики, подушки, поролоновые мячи, мишень с магнитными дротиками, стаканчик для крика.
Игры: Добрые-злые кошки, Каратист, Боксер, Упрямая подушка, Клоуны ругаются.
2. Обучение приемам саморегуляции • Релаксационные упражнения Картотека релаксационных игр: «Загораем на солнышке», «Море», «Тропический остров», «Водопад», «Волшебный сон», «Пылесос и пылинки» и т. д.
3. Отработка навыков общения • Привлекать детей к ролевым играм
• Подчеркивать значимость ребенка в выполняемом деле
• Не навешивать ярлыки: злой, забияка, драчун Настольный театр, разнообразие игровой атрибутики.
4. Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты) • Научить ребенка жалеть других
• Чтение художественной литературы
• Сочинение вместе с детьми сказок, историй
• Создание «Эмоционального словаря» Дидактические игры «Эмоциональные состояния», «Азбука эмоций», «Лица бывают разные», «Хорошо или плохо».