Парфененкова Ирина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы разрешения конфликтных ситуаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выработка эффективной стратегии поведения в конфликте.
Задачи:
- снятие психологического напряжения;
- анализ собственных психологических установок и соотнесение их с установками других людей;
- развитие умения отстаивать своё мнение;
- развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях;
- профилактика профессиональных психосоматических расстройств;
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Способы разрешения конфликтных ситуаций“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- установление обратной связи, анализ информации, опыта, полученных в группе.
Адресат: заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги.
Время: 1,5 часа.
I. Разминка «Поменяйтесь местами те, кто …»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Содержание: Участники группы сидят на стульях в круге. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто … (и называет какой-либо признак, присущий большинству). Во время смены водящий занимает свободное место. Кто остался без места, тот водит.
II. Информационное сообщение «Психологические установки»
Цель: проанализировать собственные психологические установки и соотнести их с установками других людей.
Содержание: Возможны четыре вида психологических установок (по Э. Берну) :
1. Я – «плюс», Ты – «плюс». Эта установка позволяет плодотворно сотрудничать, ценить себя и других. При другой установке человек способен решать все свои проблемы.
2. Я – «плюс», Ты – «минус». Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У него затруднено конструктивное сотрудничество: «все поступают не так».
3. Я – «минус», Ты – «плюс». Эта установка исходит из мнения, что все выросли в хороших, здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими. Избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными.
4. Я – «минус», Ты – «минус». Эта установка близка к патологической. Вызывает чувство безнадёжности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой раздражаются и непредсказуемы.
III. Упражнение «Увольнение»
Цель: развитие умения отстаивать себя и своё мнение.
Содержание: Участники объединяются в микрогруппы по 5-6 человек. Инструкция для участников: вы являетесь сотрудниками малого предприятия. В связи с тяжёлой экономической и финансовой ситуацией, сложившейся на предприятии, необходимо уволить одного человека. Другие варианты уже неоднократно просчитывались, они не подходят. Выход один – увольнение одного из сотрудников, то есть одного из вас. Это может спасти ситуацию. Кто будет этим человеком? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решать надо самостоятельно. Какой процедурой воспользуетесь – это тоже ваше право. Категорически запрещается бросать жребий и предлагать свою кандидатуру. Время – 8 минут. После выполнения – обсуждение.
IV. Информационное сообщение «Конфликт. Стратегии управления конфликтами»
Цель: развитие умения осознавать ситуацию как конфликтную, выбор эффективной стратегии поведения в конфликте.
Содержание: Конфликт – это разногласие, столкновение, спор. Он возникает в том случае, если одна из сторон предполагает или опасается, что другая нарушает, ущемляет или игнорирует её интересы.
Конфликт имеет положительные и отрицательные стороны. Выделяют следующие стратегии поведения в конфликте :
- Доминирование – стремление добиться своего.
- Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего всех участников.
- Компромисс – поиск решения за счёт взаимных уступков.
- Избегание – уход от ответственности за принятие решений.
- Приспособление – сглаживание разногласий за счёт ущемления собственных интересов.
Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации. (С участниками группы обсуждается применимость той или иной стратегии.)
V. Проигрывание стратегий поведения в конфликте.
Цель: развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях.
Содержание: Участникам группы предлагается проиграть стратегию поведения.
Ситуация. «Учитель русского языка вызывает вас в класс, так как ваш ребёнок срывает у него урок. Ваши действия». Обсуждение.
VI. Выполнение антистрессового упражнения.
Цель: профилактика профессиональных психосоматических расстройств.
Содержание: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведём с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё.
VII. Рефлексия.
Цель: установление обратной связи, анализ информации, опыта, полученных в группе.
Содержание: Педагоги отслеживают свои чувства и эмоции по поводу тренинга. Они передают друг другу воздушный шар, высказываясь о том:
- что они узнали сегодня;
- было ли для них это полезно;
- какие чувства испытывают в данный момент и в момент самого тренинга;
- что они хотели бы ещё узнать.