Драчева Ольга Александровна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Игровые технологии для речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад «Звездочка»
Семинар-практикум
«Игровые технологии, способствующие речевому развитию»
Составитель: Драчева О. А.
старший воспитатель
(первая квалификационная категория)
Цель:
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
1. Повысить уровень квалификации педагогических работников в части владения современными образовательными технологиями.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
2. Способствовать формированию мотивации воспитателей к использованию игровых технологий в педагогической деятельности.
3. Создать условия для развития интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Ход мероприятия:
1. Виды технологий :
(слайд 1) Здоровьесберегающие технологии- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Технологии проектной деятельности-это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. (слайд 2)
Технология исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. (слайд 3)
Информационно-коммуникационные технологии. ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация. Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок. (слайд 4)
Личностно-ориентированные технологии- ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. (слайд 5)
Технология портфолио дошкольника. Портфолио - это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка (слайд 6)
Игровая технология- способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. (слайд 7)
Технология «ТРИЗ» - Ее цель, не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. (слайд 8)
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Феномен игры в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений.
(слайд 9) «Игровые педагогические технологии» -это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, методов и приемов. Это последовательная деятельность педагога по :
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществление самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
(Слайд 10) Виды педагогических игр разнообразны.
Они могут различаться:
1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;
2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.
В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
(11 слайд.) Каковы же концептуальные основы игровых технологий?
• Игровые приёмы - средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
• Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель, правила игры; учебный материал -средства игры; игровой результат.
• Образовательный процесс объединён общим содержанием, сюжетом, персонажем
• Игровой материал активизирует образовательный процесс, повышает эффективность освоения учебного материала
(12 слайд) Цель игровой технологии : не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, т. е. - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости уровня развития детей
(13 слайд) Значение игровой технологии
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
На современном этапе игровые технологии могут быть использованы:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Вводная часть НОД, есть особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Младший возраст: вы сообщаете детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось, обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие, исподволь предлагаете детям свои варианты выхода из сложившейся ситуации…
Средняя группа: можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли, или дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать, а затем учебная (научимся это делать).
Старшая группа: главное не персонажи, а сюжеты, сюжетосложения (самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
В подготовительной группе потребность в создании игровой мотивации сохраняется, но здесь уже можно добавить проблемные ситуации. Проблемная ситуация –это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок: сам формулирует проблему (задачу, сам находит ее решение, решает и самоконтролирует правильность этого решения.
Также в качестве мотивации можно использовать игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
• учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
• мотивация должна быть экономной (2-3 мин, она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
• завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Основная часть НОД.
Наметив задачу для совместного выполнения (дети выбирают себе цель или несколько целей, целеполагание, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Ответы детей не оценивать, принимать любые. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять: «что именно не так», можно на помощь отправить более смышленого ребенка.
Заключительная часть НОД.
Итоги и рефлексия.
Прежде всего, данную часть характеризует «открытый конец» : каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Не спрашивать у детей: понравилось или нет? Спросить надо: «Зачем вы все это делали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель… Или «А для чего вам это нужно было?», «Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?»…
Найти, кого за что похвалить, не только за результат, но и за деятельность в процессе работы.
17 слайд. «Волшебный мешочек»
Составить НОД с использованием игровых технологий
(домашние животные, дикие животные, транспорт) темы вытягивают из мешочка
Некоторые нюансы в организации НОД.
При организации всей НОД ребёнок должен попадать в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т. е. говорить.
Педагог должен быть эмоциональным, артистичным, использовать максимум наглядности, элементы сказки, сюрприза, множество игровых моментов.
Дети не должны сидеть за столами, только при работе в тетрадях или с раздаточным материалом. Они должны перемещаться в групповом пространстве (педагог использует для этого динамические, релаксационные паузы, пальчиковые игры, логоритмику, игротреннинги, физминутки, игры-хороводы, связанные общей темой).
И, конечно же, интеграция НОД, которая предполагает смену видов детской деятельности, повышает мотивацию обучения.
НОД должна обеспечить активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, поиск и экспериментирование. Педагоги занимаются с детьми, но обучают детей так, чтобы они об этом не догадывались
Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
18 слайд. А вот еще одно задание. Какие игровые технологии можно использовать в режимных моментах?
Игра- задание «Не зевай, быстро отвечай» с мячом.
Подвижные игры;
дидактические;
настольно-печатные;
игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;
коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;
профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.
игры экспериментирования
пальчиковые
игровые ситуации
Молодцы! Вы успешно справляетесь с заданиями господина ФГОС. Осталось выполнить последнее задание.
19 слайд. Что это за задание вы узнаете, если отгадаете ребус.
20 слайд. (ЛЭПБУК).
Мастер- класс «ЛЭПБУК – игровая технология обучения»