Валентина Абрамова
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»
Цель: систематизирование знаний педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
Материалы и оборудование: мяч, кроссворды, цветы, мольберт, магниты, фломастеры, тесты по количеству участников, 2 таблицы, музыкальное сопровождение, фишки желтого и зеленого цвета
План проведения:
1 часть. Теоретическая.
2 часть. Практическая – коллективная деятельность.
- Решение кроссворда на тему ЗОЖ.
- Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.
- Составление поляны здоровья
- Составление памятки для родителей.
- Тестирование педагогов
- Взаимодействие с родителями
1 часть. Теоретическая
Начать нашу встречу предлагаю с игры: у кого в руках мяч, называет свое имя и как он ведёт свой здоровый образ жизни.
Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.
Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста и будет посвящен наш сегодняшний семинар.
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.
На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей :
- Не всегда учитываются возрастные особенности дошкольников, детям предлагается довольно сложная информация относительно структуры и функций мозга, почек, печени, сердца и т. д. ;
- Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами, которые проводятся больше эпизодически и бессистемно;
- При проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод;
- Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;
- Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;
- В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей;
- Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков : от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.
Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо :
-развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
-формировать у дошкольников элементарные представления:
- о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т. д.);
- о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
-поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
-привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
2 часть. Педагоги делятся на две команды.
1 задание. Решение кроссворда «Здоровье»
1. Один из природных закаливающих факторов (вода).
2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога (адонис).
3. Бегун на короткие дистанции (спринтер).
4. Точно размеренный распорядок действий на день (режим).
5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка (молоко).
6. Крупнейшие международные спортивные соревнования (олимпиада).
7. Вид спорта (альпинизм).
8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры (мяч).
9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами (чеснок).
10. Спортивный инвентарь (коньки).
11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам (иммунитет).
12. Вид активного отдыха (туризм).
13. Витаминный напиток (морс).
14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма (сон).
2 задание. Каждой команде предлагается:
1команде провести: - Физкультминутку - Дыхательную гимнастику
2 команде провести - Зрительная гимнастика - Пальчиковую гимнастику
3. Замените предложение пословицей.
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
4. Составить поляну здоровья из цветов
Каждой команде раздаются цветки, где педагоги должны написать, что нужно делать, чтобы быть здоровыми.
5. Разработка памятки для родителей “Здоровье ребёнка – “программа минимум”
Памятка для родителей “Здоровье ребёнка”
(“программа минимум” в обучении детей здоровому образу жизни)
• полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
• мыть овощи и фрукты проточной водой;
• мыть руки после еды, после посещения туалета;
• ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки;
• ежедневно совершать пешие прогулки;
• уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
• избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья;
• заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе и др. /;
• следить за своей осанкой;
• знать, как правильно вести себя в общественных местах; /закреплять привычки положительного поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, поступать соответственно нормами и правилам поведения/;
• уважать друг друга. Чутко относиться к людям с ограниченными возможностями;
• уметь контактировать с другими людьми.
6. Тест «В хорошей ли вы форме?» (для педагогов, родителей).
Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.
1. Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус, чтобы доехать туда, куда можно дойти пешком?
2. Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы?
3. Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).
4. Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).
5. Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, много ли проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?
6. Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).
7. Вы активно проводите свой день? (Да, нет).
8. Просмотр телевизора в неделю составляет менее 10часов
9. Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).
10. Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).
Подведите итог. За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» - 2 очка.
Сложите полученные очки:
14 – 20 - Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.
7 – 13 - Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.
6 и менее - Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.
7. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ.
Коллективная деятельность – заполнение таблицы
Примерный вариант заполнения таблицы:
Формы Традиционные Нетрадиционные
Наглядно-информационные информационные стенды видеоролики
папки-передвижки информация на сайте
тематические выставки газета (журнал)
личный блокнот
презентации
Аналитические анкетирование “шкатулка вопросов”
посещение семьи тестирование
Образовательные беседы круглый стол
практикумы, семинары семейная гостиная
родительские собрания родительская конференция
консультации групповая дискуссия
физкультурные досуги Занятия в родительских клубах
Акция
Вечера вопросов и ответов
Совместные выходы на природу
Совместные физкультурные занятия с детьми
Творческие конкурсы
РЕФЛЕКСИЯ:
Упражнение со всеми педагогами.
Все встают в круг и произносят фразу «Я люблю тебя и весь мир!», которая сопровождается жестами
«Я» - правой рукой показываем себя;
«Люблю» - левая рука прикладывается к сердцу;
«Тебя» - разводим обе руки;
«И весь мир» - руками описываем большой круг и шлем воздушный поцелуй.