Кокоева Залина
Семинар-практикум. Деловая игра «Педагогический пробег». Тема: художественно — эстетическое развитие детей
Деловая игра «Педагогический пробег»
Цель:
Совершенствовать работу в ДОУ по художественно -эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.
Публикация «Семинар-практикум, Деловая игра „Педагогический пробег“, Тема: художественно — эстетическое развитие детей» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход деловой игры:
- Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Предлагаю считать деловую игру своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественному творчеству, формированию культуры.
Участники игры делятся на две команды, придумываются названия командам.
Итак, особое внимание сегодня мы уделяем художественно - эстетическому развитию, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны, повышает познавательную активность.
Вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать
актуальным. Его можно решить, но при наличии у каждого ребенка художественно
-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Одна из отличительных особенностей дошкольника –способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства. В ДОУ дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, театром. Поэтомы в ДОУ необходимо создавать условия, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.
В ДОУ произведения искусства используются в трех направлениях:
• как неотъемлемая часть эстетической среды в повседневной жизни;
• как содержание образования (детей знакомят с разными видами искусства, а также с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными средствами).
• как эталоны прекрасного в разных видах художественной деятельности, что служит развитию детского художественного творчества.
Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети,
педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.
Занятия художественным творчеством создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому так
важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия
художественной, творческой деятельностью.
Итак, отправляемся в путешествие по стране художественного творчества.
2 задание.
Разрезные картинки. Каждая команда собирает по 1 картинки и угадывает её название. Команда справившееся, быстрее, чем соперники и ответившая правильно, получает 1 балл.
Первая остановка «Мозговой штурм»
Вопросы задаются одновременно двум командам, та, что первой даст ответ,
получает оценочную фишку.
• Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь,
кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
• Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
• Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
• Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов : рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
• Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
• Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)
• Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
• Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)
• Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)
• Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой.
(Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
• Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп,
углубленный рельеф при помощи стеки.)
Вторая остановка «Угадай - ка»
Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника–торга (ярмарки, на котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глинянуюсвистульку или берестяную дудку.
1. Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)
2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов- Майдан
(Дерево.)
3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)
4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)
5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)
6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково,Филимоново, Каргопольскаяя. (Игрушка.)
7. Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)
8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести (Скульптура.)
9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославилисьГородецкие мастера. (Прялка).
Итак, ярмарка эта называется свистуньей.
3 этюд: «Найди лишнее». (слайд 15-31)
Нужно найти лишнее в представленных иллюстрациях и объяснить почему.
Первая команда:
1. Хохлома (Городецкая роспись)
2. Филимоново (Дымковская игрушка)
3. Картины К. Л. Хетагурова (картина А. Кумаритова)
4. Портрет (детский и групповой портрет)
5. Материал дерево (глина)
6. Картины И. И. Левитана (картина А. И. Куинджи «Березовая роща»)
7. Портреты художника И. И. Шишкина (портрет П. М. Третякова)
8. Теплая цветовая гамма (холодная гамма).
Вторая команда:
1. Жостово (Хохлома)
2. Дымка (Каргапольская игрушка)
3. Картины М. С. Туганова (картина А. В. Джанаева)
4. Натюрморт (пейзажная композиция)
5. Материал металл (дерево)
6. Картины А. К. Саврасова (картина В. Д. Поленова «Монастырь над рекой»)
7. Портреты художника И. Е. Репина (портрет И. Н. Крамского)
8. Холодная цветовая гамма (теплая гамма).
6 этюд «Аленький цветочек». (слайд 35)
В заключение нашей встречи, я предлагаю написать на лепестке цветка свой отзыв или отношение к мероприятию (участникам раздаются заготовки лепестков, они записывают и закрепляют их на стебле). После того как цветок собрали, ведущий отмечает наиболее оригинальные отзывы.
Подведение итогов.
Пока участники заполняют «Аленький цветочек», жюри подводят итоги. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
V. Динамическая пауза «Пантомима»
Команда показывает знаменитую картину – остальные должны отгадать, что это за картина. За каждый правильный ответ, команда получает