Лукьянчикова Любовь Вячеславовна
Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности «Цвета вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
по опытно – экспериментальной деятельности :
«Цвета вокруг нас» (этапы усвоение цвета посредствам эксперимента).
Цель семинара практикума : представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности „Цвета вокруг нас“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
– повысить уровень профессиональной компетенции участников семинара-практикумапо развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
– представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
– сформировать мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности воспитанников.
Ход семинара-практикума
(научная обоснованность, практическая часть) :
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим.
Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.
Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме.
А учитывая то, что в дошкольном возрасте дети не усидчивы, часто переключают своё внимание с одного вида деятельности на другой, то экспериментирование - это наиболее эффективный метод работы в данном проекте, так как детям объяснить то или иное явление намного проще не с помощью фактов из литературы или наших жизненных наблюдений, а именно посредством наглядного примера.
Прежде чем перейти к экспериментам предлагаю посмотреть презентацию вспомнить этапы усвоения цвета.
Презентация:
1 слайд: Семинар- практикум на тему : «Малышам о Цвете»
Этапы работы с цветом до 4-х лет.
2слайд: Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет.
Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств, используя которое, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.
Цвет как свойство предметов и явлений познается детьми через восприятие.
3 слайд: В процессе знакомства детей с цветом можно выделить этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.
3. Закрепление представлений о цвете в слове.
Дети различают цвета по названию.
Дети знакомятся с цветом в ходе специально организованных занятий, игр, упражнений и в быту при рассмотрении различных предметов.
4 слайд: Первый год жизни.
Знакомство с цветом проходит на уровне развития восприятия.
Специалисты обращают внимание на то, что отсутствие в окружении ребёнка ярких цветов может являться причиной апатии, неврозов, физического истощения.
Рекомендуют окружать малыша большим количеством ярких предметов с первого года жизни. И не зацикливаться на покупке игрушек черного и белого цветов.
Таким образом, становится очевидным, что цветовое разнообразие ребенку созерцать жизненно необходимо.
5 слайд:Второй год жизни.
I этап – Сличение
1. Учим детей подбирать цвета по слову. «Где такой шарик?».
Начинаем с двух контрастных цветов - «Красный и Синий».
2. Как только освоил, добавляем еще один цвет – «Желтый».
Продолжаем работу с тремя цветами.
3. Как только освоил, добавляем еще один цвет – «Зеленый».
4. Продолжаем закреплять сличение 4-х основных цветов.
Для сохранения интереса ребенка можно постепенно добавлять оттенки – белый, черный, коричневый, оранжевый и т. д.
6 слайд: Третий год жизни.
II этап – Узнавание по названию цвета (по слову).
1. Учим детей узнавать предметы названию цвета. Предлагаем сначала предметы только КРАСНОГО цвета. «Где красная пирамидка?».
Учим находить их в группе, на прогулке и т. д. ориентируясь на название цвета.
2. Далее добавляем СИНИЙ цвет.
Учим находить два цвета (синий и красный) в группе, на прогулке и т. д. ориентируясь на названия цветов. «Покажи красную ложку, синюю машинку»
3. Далее добавляем ЖЕЛТЫЙ цвет.
Учим находить три цвета (синий и красный, желтый) в группе, на прогулке и т. д., ориентируясь на названия цветов.
4. Далее добавляем ЗЕЛЕНЫЙ цвет.
Учим находить цвета (синий и красный, желтый, зеленый) в группе, на прогулке и т. д., ориентируясь на названия цветов.
Закрепляем умение находить предмет по названию цвета.
Для сохранения интереса ребенка можно постепенно добавлять оттенки цветов.
7 слайд:Четвертый год жизни.
III этап – название цвета
1. Учим детей называть предметы по цвету «Красный и Синий».
«Какого цвета ягода?», «Цветок какого цвета?».
2. Как только начал самостоятельно называть, добавляем еще один цвет – «Желтый». Продолжаем работу с тремя цветами.
3. Как только освоил, добавляем еще один цвет – «Зеленый».
Закрепляем умения называть основные цвета.
Для сохранения интереса ребенка постепенно добавляем цвета белый, черный и по одному оттенку - фиолетовый, коричневый, оранжевый и т. д.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 1 «Волшебные баночки»
Для этого понадобится:
Четыре баночки с водой (желательно с теплой, на внутреннюю сторону крышки наносим краску (используем основные цвета). Трясембаночку, и вода окрасится в определенный цвет.
Педагог проговаривает, что волшебные баночки помогут разложить разноцветные кружочки по цвету. Для детей 2-го года жизни – используется сличение цвета, для детей 3-го года жизни –ориентировка цвета по слову и называния.
ЭКСПЕРИМЕНТ № 2 «Червячки»
Для этого понадобится:
Бумажные салфетки, карандаш (палочка, маркер или фломастер, емкость с водой, пипетка, емкость для червячков.
Изготовление червячков:
1. На платочках маркером рисуем полоски.
2. Накрутить платочки на карандаш, палочку.
3. Сжать трубочку с двух сторон или сверху вниз.
4. Нарисовать глазки и ротик червячку.
5. Снять с карандаша. Наш червячок готов.
Ход игры: Перед каждым ребенком поставить блюдо с водой и пипеткой; блюдо, в котором лежат бумажные червячки.
Далее после выполнения задания, попросить ребенка показать «Где такой червячок?».
ЭКСПЕРИМЕНТ № 3 «ПОЛУЧЕНИЕ НОВОГО ЦВЕТА»
Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения
нового цвета при смешивании двух цветов : желтого и синего. Этот эксперимент будет понятен и интересен для детей третьего года жизни.
Для этого понадобится:
Три стакана, пищевые красители, бинт
Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите два бинта, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
ЭКСПЕРИМЕНТ №4 «Вулкан в бутылке»
Для этого понадобится:
Стеклянная прозрачная емкость, вода, пищевой краситель, растительное масло, таблетки шипучие.
Наливаем в емкость воду. Водой заполняем 1/3 емкости. Добавляем пищевой краситель и перемешиваем. Краситель можно заменить на гуашь или сок. Наливаем растительное масло и удивляемся, что масло с водой не смешивается (в этот момент можно спросить у ребенка, что тяжелее - вода или масло и предложить узнать ответ таким вот опытным путем).
Растительное масло берите самое дешевое, его надо много! Кидаем шипучие таблетки. Шипучие таблетки любые, это может быть аспирин или витамин С.
В процессе выполнения спрашиваем у детей цвет краски.
Эксперимент 5: «Радуга»
Для этого понадобится:
M&Ms или Skittles конфетки, тарелка, вода.
Положите немного конфет M&Ms на тарелку. Расположите M & Ms по кругу можно с учетом цвета (три красные, три синие, три желтые, три зеленые). Рисунок может быть разный.
Добавьте осторожно воду в середину тарелки, пока вода не коснется всех конфет. Не добавляйте много воды, иначе конфеты смогут «выйти» из круга.
Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.
В завершении хочется сказать, что с помощью таких интересных экспериментов перед ребятами откроется красочный мир цветового многообразия.
Считаю, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.
Спасибо за внимание!