Юлия Калениченко
Семинар «Познавательная краеведческая игра для педагогов «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы с вами вместе вспомним некоторые интересные факты а, может быть, и узнаем для себя что-то новое, неизвестное до этого времени. Участникам понадобится любознательность, фантазия, знания о родном крае и умение работать в команде. Делимся на две команды.
Правила игры:
1. Принимать активное участие в игре.
2. Уметь слушать других.
3. Вырабатывать общее решение вопроса.
4. Соблюдать культуру речи и тактичность.
1 тур: «Исторический»
Публикация «Семинар „Познавательная краеведческая игра для педагогов „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
- История Музея «Горки Ленинские». (Команды вытаскивают по два вопроса)
В каком году было принято Постановление «О создании государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны?
1949
1972
1987
1995
- Как называется документ, который свидетельствовал о владении Горками рода Спасителевых?
Клировая ведомость;
Домовая книга;
Исповедная роспись;
Родословец
- 25 сентября 1918 года В. И. Ленин впервые приехал в Горки, чтобы восстановить здоровье. После какого события?
После завершения гражданской войны;
После покушения;
После сердечного приступа;
После завершения революционных волнений.
- В каком году был приобретен автомобиль Rolls-Royce «Silver Ghost», который сейчас находится в Музее- заповеднике «Горки Ленинские» для правительственного гаража?
1917
1918
1922
1923
1. «Картографы». (Каждой команде дают разрезанную на части карту музея-заповедника. Задача – сложить карту в единое целое. Побеждает команда, которая выполнит задание быстро и правильно).
2. «Узнай по фотографии»
У каждого из нас есть своё любимое место. У кого-то: парк или стадион, а у кого-то родная улица.
Участникам игры я буду показывать фотографии известных достопримечательностей. Ваша задача: узнать, какое это здание, где находится это здание, что вы о нем знаете?
3. Слайд «Гербы Московской области» Под каким номером находится герб города Видное? (2). (1- Подольск, 2 – Видное, 3- Балашиха, 4- Дубна, 5-Лобня)
4. Слайд «Флаги Московской области» Под каким номером находится флаг города Видное? (3). (1-Подольск, 2- Чехов, 3- Видное, 4- Люберцы, 5- Одинцово)
2 тур: «Культурный»
- Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
1. «Мозговой штурм» Как называлось в старину. (Вопросы задаются по очереди каждой команде.)
Цель: приобщение ребят к истории своей малой родины; в процессе игры закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта.
1. Самый первый утюг? (рубель)
2. Предмет, для переноса воды в старину? (коромысло)
1. На ней катались с горы? (ледянка)
2. Седая борода, из которой изготовляли холсты? (лён, куделя)
1. В нём хранили вещи? (сундук)
2. Деревянное ведро? (кадушка)
1. Шуба? (доха)
2. Катанки? (валенки)
1. Онучи? (портянки)
2. Шило, для изготовления лаптей? (кочедык)
1. Полотенце? (Рушник)
2. Светильник (лучина, керосинка)
1. Праздничный пояс (кушак)
2. Женский головной убор (кокошник)
1. Кружевная ткань на кровати (подзорник)
2. Плетень (тын)
1. Короб из толстых досок для муки, зерна? (сусек)
2. Железное орудие, с помощью которого ставят в печь и достают. (ухват)
1. Инструмент из железа. Использовался для выгребания углей из печи. (кочерга)
2. Из него доставали воду (колодец).
3 тур: «Экологический».
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
1. «Животные нашего края". А знаете ли Вы, зачем? (Раздать командам задания)
1. Зачем зайцу большие уши?
а) чтобы лучше слышать;
б) чтобы не перегреваться;
в) для торможения на поворотах
ответ б)- для того чтобы им не потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующего при обмене веществ.
2. Зачем звери зализывают раны?
а) от боли;
б) чтобы быстрее заживали;
в) с гигиенической целью
ответ- б) чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
3. У кого уши на ногах?
а) у бабочек и жуков;
б) у мух и комаров;
в) у кузнечиков и сверчков
ответ -в) У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьёв, бабочек "уши" на усах, у саранчи - на животе. У волосатых гусениц "ушами" являются волоски.
4. Чем может быть полезен комар?
а) служит пищей рыбам и птицам;
б) опылением растений;
в) только вред.
ответ а)
2. «Кто лишний?» (Раздать командам задания) Команды должны найти «лишних» в ряду и объяснить причину.
- Пихта, лиственница, липа, ель, сосна, кедр. (Липа – лишнее – лиственное растение. Пихта, лиственница, ель, сосна, кедр – хвойные растения).
- Лиса, волк, рысь, соболь, ласка, бобр. (Бобр – лишнее – грызун. Лиса, волк, рысь, соболь, ласка – хищные животные).
- Муравей, пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка. (Муравей – лишний – нелетающее насекомое. Пчела, комар, шмель, муха, оса, бабочка – летающие насекомые).
- Комар, златоглазка, слепень, овод, муха. (Комар, златоглазка, слепень, овод – кровососущие насекомые. Муха – лишняя).
3. «Блиц разминка».
1. Для чего нужны берёзке чёрные полоски? (Для дыхания)
2. Назовите дикие съедобные растения нашего края. (Крапива, душица, мята, зверобой, щавель, лопух, шиповник и т. д.)
3. Какие деревья цветут до появления листьев? (Ива, осина)
4. Кору, какого дерева не обгладывают зайцы? (Кору черёмухи)
5. Назовите растения, которые носят человеческие имена. (Лилия водяная, Иван-чай, Иван-да-Марья, Василёк и т. д.)
7. Назовите первые весенние цветы нашего края? (Пролеска, хохлатка, мать-и-мачеха, ветреница лютиковая, адонис и д. р.)
8. Какие съедобные ягоды нашего края вы знаете? (Земляника, тёрен, ежевика, малина, боярышник, барбарис, черёмуха, калина, рябина, шиповник)
И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.