Елена Решетняк
Семинар по МИП «Эффективные технологии социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко»
Семинар
«Эффективные технологии социализации дошкольников»
Старший воспитатель:
Решетняк Е. А.
Ст. Староминская
2017г
Цель: демонстрация условий способствующих социализации дошкольников
Задачи:
• совершенствование стиля общения педагогов с детьми;
• представляет возможность, ребёнку для саморазвития.
Публикация «Семинар по МИП „Эффективные технологии социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
План:
1. Об Эффективных технологиях социализации дошкольников.
(ст. воспитатель Решетняк Е. А.)
2. Демонстрация видеофильма Клубный час «Вселенная детства».
3. Практическая часть: Клубный час по теме: «Игровое ассорти».
Секции:
1. «Там на неведанных дорожках…» (Психолог Жердева О. В.)
2. «Раз словечко, два словечко…» (Логопед Богдан О. И.)
3. «Музыкальный дворик» (Музыкальный руководитель Донец Т. Э.)
4. «Игралочка» (Инструктор ФК Василенко И. А.)
Ход:
Ребенок.
Педагоги хотят видеть нас такими (Руки сложили.)
Мамы хотят видеть нас такими… (Гладят себя по голове.)
Папы хотят видеть нас такими… (Показывают мускулы.)
Бабушки хотят видеть нас такими (Надувают щеки и гладя живот.)
Но мы такие, какие мы есть!
Ведущий
Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Чтобы ребенок в будущем был самодостаточным, имел свое мнение.
Детство - это время, когда закладываются основы социализации дошкольников.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, отсутствие «дворовой» социализации, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.
Если проанализировать жизнь дошкольника в детском саду, то свободное общение детей занимает от 10% до 20% времени их жизнедеятельности. Как правило, это происходит во время режимных моментов, на прогулке и в свободной игре. Такое положение вещей не позволяет эффективно развивать определенные личностные качества, которые формируются в разных ситуациях и разных формах активности, когда ребенку предоставляется возможность соотносить свое поведение с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, с условиями общения и межличностного взаимодействия. Родители переживают за детей, да и Закон 1539 не позволяет детям играть без присмотра. Дети не могут без участия взрослых разрешить конфликтные ситуации возле двора, сходить к другу соседу самостоятельно.
Таким образом, детский сад является единственным местом, для организации дружественного социума, для развития социальных навыков, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создать не в состоянии.
Возникает вопрос, как создать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции, фундамента социализации, протекало бы максимально адекватных для дошкольного возраста условиях? Каким образом решить проблемы социализации в традиционной, обычной дошкольной организации, не прибегая перестройке жизнедеятельности дошкольников?
В условиях детского сада для эффективной социализации мы применяем ряд современных технологий Н. П. Гришаевой («Клубный час», «Ежедневный рефлексивный круг», «Развивающее общение», «Ситуация месяца», которые способствуют достижению целевых ориентиров социально – коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО, и позволяют ребенку проявить себя, приобрести социальный опыт и ощутить себя, успешным в той или иной сфере.
Сегодня мы познакомим с самой эффективной педагогической технологией «Клубный час». Суть ее заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения. Дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать. И по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Предварительная работа с педагогами:
-творческой группой ДОУ обсуждаются организационные моменты;
-определяется количество групп, участвующих в мероприятии;
-уведомляются все сотрудников ДОУ о времени проведения «Клубного часа» и о возможной необходимости включения в процесс мероприятия по ситуации.
С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:
1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, тему «Клубного часа», что они, будут делать во время этого мероприятия, и кто хотел бы на него пойти;
2) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, какие там секции работают, чем занимаются; и как туда добраться.
3) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.
Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» детям напоминают правила поведения:
Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
Говори спокойно.
Ходи спокойно.
Передвигаясь по лестнице, держись за перила.
Возвращайся в группу по сигналу звонка.
Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Затем дается инструкция:
«Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Начинается обсуждение (круг рефлексии). Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.
Где ребенок был?
Что ему запомнилось?
Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого К. Ч. воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?
- как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей?
- соблюдали дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты?
- какие задачи необходимо решать на предстоящем «Клубном часе»?
Социализация дошкольника это развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, строить взаимодействия с окружающими. Этого можно добиться через разные виды деятельности.
2. Демонстрация видеофильма Клубный час «Вселенная детства».
Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру.
Н. К. Крупская считала, что «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Практическая часть: Клубный час по теме: «Игровое ассорти».
Секции:
1. Психолог: «Там на неведанных дорожках…»
(Мастер – класс ««Использование песочной терапии на занятиях по социально - коммуникативному развитию»).
2. Логопед: «Раз словечко, два словечко…»
(Мастер – класс «Влияние словесных игр на социализацию дошкольников».
3. Музыкальный руководитель: «Музыкальный дворик».
(Мастер – класс «Влияние музыкальных игр и упражнений на социализацию дошкольников»).
4. Инструктор ФК: «Игралочка».
(Мастер – класс «Влияние подвижных игр на социализацию дошкольников).
Рефлексия:
Каждый педагог имеет возможность сообщить, с чем уходит со встречи, ответив на вопросы:
- Где вы были?
- Что вам запомнилось?
- Что вы взяли для себя?