Екатерина Смирнова
Семинар «Особенности развития детей 4–5 лет» по теме «Психические особенности (речь, память, воображение)»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей 4-5 лет.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью.
Темочки:
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Средняя группа
- Темочки
Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь).
Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Например, ребенок рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов. Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени.
К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного.
Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов.
Дети относят предметы к определенной категории. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов - названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука.
Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Развитие памяти
Важнейшее изменение в памяти дошкольника состоит в том, что примерно в возрасте 4 лет она приобретает элементы произвольности. Раньше запоминание материала происходило в связи с его включением в выполнение какой-либо деятельности: малыш запомнил игрушку, играя с ней, или сказку, слушая ее. В 4-5 летнем возрасте память медленно превращается в особую мнемическую деятельность, которая подчиняется специальной цели — запомнить и для ее реализации опирается на специальные приемы и способы. Ребенок научается ставить перед собой цель что-либо запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход. Возникновение произвольной памяти включено в контекст личностных преобразований, происходящих в дошкольном возрасте, и поэтому связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности. Первоначально цель запомнить словесно формулирует взрослый. Постепенно под его влиянием у ребенка появляется намерение что-либо запомнить для припоминания в будущем. Причем припоминание раньше, чем запоминание, становится произвольным. Дошкольник, испытывая трудности в восстановлении требуемого материала, понимает необходимость что-то сделать для того, чтобы решить мнемическую задачу - припомнить этот материал. Это понимание, в свою очередь, вызывает поиски способов припоминания. В ситуации припоминания ребенок обнаруживает, что в прошлом не был активен и поэтому плохо запомнил. То есть необходимость проявлять активность для запоминания впервые осознается ребенком под влиянием требований активного припоминания. Развитие действия припоминания проходит три этапа. Сначала дети называют случайные объекты, затем ограничиваются частичным воспроизведением, не делая активных попыток припомнить забытое. После этого складывается активное припоминание, характеризующееся сознательным поиском информации в памяти.
Дошкольник к 5 годам начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности, например, повторение, аналогии. То есть формируются предпосылки для превращения запоминания в особую умственную деятельность. Повторение может выступать в таких формах, как повторное восприятие предметов, их повторное называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала.
Наибольший сдвиг в развитии памяти на словесный материал наблюдается в возрасте 4 — 5 лет. При пересказе прочитанной сказки эти дети передают ее смысловое содержание. Если они и опускают некоторые эпизоды, то менее существенные с точки зрения основной идеи. Они припоминают прежде всего события, существенные для логической преемственности элементов основного действия, опускают то, что относится к обстоятельствам действия.
Развитие воображения
Воображение в дошкольном возрасте превращается в особую умственную деятельность, предполагающую создание замысла, его планирование и реализацию; сравнительно свободную от внешней деятельности, на которой сформировалось; имеющую определенные средства осуществления замысла.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Развитие целенаправленности воображения сначала стимулируют взрослые, побуждая детей произвольно создавать образы в сюжетно-ролевой игре и затем в других видах деятельности, требующих предварительного планирования — труд, рисование, конструирование, лепка. Представлять самостоятельно замыслы и план их реализации дети начинают в первую очередь в коллективных играх и продуктивной деятельности.
О возрастании целенаправленности воображения в дошкольном детстве говорит увеличение продолжительности игры детей на одну тему, устойчивость ролей.
В 4 - 5 лет игра длится 40 - 50 мин. Первоначальный замысел игры исчезает, когда под влиянием каких-либо внешних факторов в ее сюжет вплетаются побочные линии. Они забывают о переименовании предметов, начиная использовать их в соответствии с реальными функциями. Для средних дошкольников опорой в игре выступает уже выполнение взятой на себя роли.
С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные произведения. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно, они еще не умеют руководить деятельностью воображения. Ребенок постепенно переходит от формулирования замысла после действия к его предварительному зарождению. Замыслы становятся более устойчивыми и менее разрушаемыми в процессе реализации. В 4 - 5 лет возникает ступенчатое, пошаговое планирование, когда дети намечают только по одному «шагу» в деятельности воображения, а каждый следующий строится на основе результатов предыдущего.
В рисовании, когда дошкольник затрудняется передать изобразительными средствами последовательность действий героя, его взаимоотношения с другими персонажами или какие-либо его характеристики, он пользуется словом, жестами, объясняя иоценивая действия героя, разговаривая с ним.
В 4-5 лет в связи с развитием речи начинается бурный рост словесных форм воображения, когда ребенок сочиняет сказки, дразнилки, считалки, перевертыши, стихи, продолжающиеся истории, отличающиеся динамизмом и драматизмом. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Ребенок переходит от внешне выраженных действий к словесно выраженным преобразованиям. Он «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, ощущая свободу, независимость от нее, видит ее глазами разных людей, животных, предметов.
Использованные источники:
Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-5 лет. Средняя группа.
Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)