Зарина Шовалиева
Семинар «Нетрадиционные подходы к проведению утренней зарядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Текст к слайдам
2 слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию опыт
работы в системе физического воспитания.
3 слайд. В области физического развития утренняя зарядка занимает центральное положение, т. к. физические упражнения растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы, что повышает жизнедеятельность организма в целом.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семинар, практикум
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
4 слайд. Утренняя зарядка создает организованное начало, ровное, бодрое настроение. Сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малоактивные дети втягиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней зарядки дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Важность выполнения утренней зарядки нельзя переоценить ведь помимо оздоровительного эффекта она имеет огромное воспитательное значение. Ежедневное выполнение физических упражнений дисциплинирует детей, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
5 слайд Таким образом, перед утренней зарядкой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя зарядка ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения, что приучает детей к здоровому образу жизни. И эта полезная привычка сохраняется у человека на протяжении всей его жизни.
6 слайд. Комплекс упражнений построен таким образом, чтобы поочередно «размять» различные группы мышц. Утреннюю зарядку условно подразделяют на три части: вводную, основную и заключительную. Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
В первой, вводной части организуют внимание детей, обучают их согласованным действиям, выработке правильной осанки и подготавливают организм к выполнению более сложных упражнений.
Во второй, основной части, ставят задачи укрепления основных мышечных групп. Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности.
Зарядка завершается спокойным видом деятельности: непродолжительной ходьбой, релаксацией, пальчиковой игрой, упражнениями на восстановление дыхания.
7 слайд. В методике физического воспитания предлагаются различные формы проведения утренней зарядки.
• обыгрывание какого-нибудь сюжета («на прогулке», «мы в лес ходили»)
• игрового характера, где используются 3-4 подвижные игры;
• с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов и другие.
8. слайд. Ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (силу, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
9. слайд. Несмотря на всю пользу выполнения утренней зарядки, она не должна быть по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует выяснить.
Так как существует ряд противопоказаний для занятий зарядкой. Если у ребенка наблюдается:
• расстройство деятельности сердечно- сосудистой системы,
• расстройство работы двигательного аппарата,
• значительная общая слабость, в этих случаях ребенок освобождается от нее.
10 слайд. Следует помнить:
Что зарядка – это не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей, поэтому не должно быть заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое настроение, настоящую радость движений.
11 слайд.
Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического и регулярного выполнения упражнений;
Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка;
Упражнения, выполняемые детьми должны быть простыми и знакомыми, чтобы не пришлось затрачивать много усилий для их освоения;
Необходимо обеспечивать плавный переход физических упражнений от простого к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается также постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние;
Для поддержания интереса детей и потребности в выполнении утренней зарядки необходимо заменять время от времени упражнения на новые и видоизменять формы проведения.
Уважаемые коллеги! Исходя из выше сказанного для высокой мотивации детей в нашем детском саду мы используем разнообразные формы проведения утренней зарядки как традиционные, так и нетрадиционные. И сейчас мы их продемонстрируем.
Представляем вашему вниманию небольшой сюжет утренней зарядки в средней группе с использованием элементов народного танца, который придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму. А музыкальное сопровождение вызывает эмоциональный подъем и облегчает выполнение упражнений, способствует развитию творческого потенциала ребенка. Выполнение таких упражнений помогает ребенку совершенствовать двигательный опыт и дает положительный настрой на целый день.
Так же комплекс утренней зарядки на основе танцевальных движений имеют свою специфику. Это и специальная терминология, и определенные положения рук и ног, и традиционные движения. Все это позволяет решать задачи не только физического, музыкально-ритмического, эстетического, но и познавательного развития детей.
А сейчас сюжет «Бодрой зарядки» в подготовительной группе. Особенностью бодрой или ритмической зарядки является совокупность комплексов базирующихся на арсенале гимнастических и общеразвивающих упражнений, различных по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Занимаясь ею, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией.
Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию следующий сюжет нетрадиционной формы проведения утренней зарядки «Степ-аэробику». Что такое Степ – aэробикa? – это совокупность танцевальных ритмичных движений в сочетании с общеразвивающими упражнениями вверх и вниз по cпециaльной степ - платформе. Изобретена она была в Америке в 1989 году фитнес - инструктором Джиной Миллер, как реабилитационная программа после того, как она повредила колено. А в 90х годах завоевала огромную популярность на просторах нашей страны.
Степ-аэробика, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. "Степ" в переводе с английского языка буквально означает "шаг". Шаговая аэробика очень проста в применении, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Очень интересна и разнообразна.
Степ-аэробика имеет колоссальный -оздоровительный эффект. Способствует - укреплению нервной, дыхательной, мышечной, сердечно- сосудистой систем и деятельности вестибулярного аппарата. Рaзвивaет подвижность в cуcтaвaх, формирует свод стопы, тренирует рaвновеcие и многое другое. Степ – платформы для детей: ступенька - высотой 8 см, шириной – 25 см, длинной – 40см.
Одно из главных условий для занятия степ – аэробикой является – музыкальное оформление занятий. От правильного подбора музыкального сопровождения во многом зависит успех занятий. Музыка должна быть с ярко выраженным ритмом, бодрой и являться активным компонентом движений, эмоциональным стимулом к ним.
Упражнения на степ доске, совмещённые с танцевальными шагами, дают возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, развивают координационные способности у детей, вырабатывают точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.
Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма гимнастические упражнения сочетаются с дыхательными.
Комплексы степ - аэробики направлены на развитие координации движений и формирование пространственных, временных ориентировок и силовых дифференцировок:
а) пространственные ориентировки – это шаги вправо, влево, вперед, назад, скрестно, одновременно, по диагонали, попеременно, поочередно в движениях туловища и конечностей;
б) временные ориентировки – различаются по темпу выполняемых упражнений (быстро, медленно, по ритму, по продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм, возможно, задавать счетом по музыкальной композиции.
в) силовые дифференцировки – это прыжки на степе, со степа, через степ.
Итак, как показывает наша практика, степ – аэробика выполняемая под задорную музыку не позволяет замечать утомление, превращая зарядку в веселую игру.
(После показа сюжета. Заключение)
Таким образом, использование разных форм проведения утренней зарядки, позволило нам повысить эффективность процесса физического воспитания детей, оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Благодарим за внимание!