Иванова Маргарита Сергеевна
Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»
Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов, так как современное образование все чаще сталкивается с проблемой постоянно ухудшающегося состояния здоровья учащихся, препятствующего их успешной социализации и овладению образовательными компетенциями. При этом возрастает количество проблем, связанных как с соматическим, так и психологическим здоровьем. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Рассматривая данное понятие покомпонентно, отметим, что
Публикация «Семинар „Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
физическое здоровье представляет собой совершенство саморегуляции в организме, максимальную адаптацию к окружающей среде;
психологическое здоровье отражает высокий уровень сознания, развитое мышление, потребность человека к созидательной деятельности; социальное здоровье раскрывается как моральное сообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро- и макросреды.
Рассматривая проблему здоровьесберегающих технологий в процессе социализации ребенка, важно осознавать, что сохранение здоровья во всем многоаспектном его понимании необходимо реализовывать в первую очередь в период раннего и дошкольного детства, что будет являться одним из основных факторов формирования успешной личности в целом. Именно с этого возраста процесс социализации личности, т. е. приобщение ребенка к социуму, включение его в общественную жизнь, усвоение норм и правил поведения в коллективах, должен сопровождаться формированием ценностного отношения к собственному телесному и психическому здоровью. Для адекватной ответной реакции на стихийное, опосредованное влияние, в контексте процесса социализации, несомненную важность вновь приобретает наличие сохранного физического и психологического здоровья подрастающей личности. С целью достижения вышеизложенного, можно говорить о необходимости внедрения комплексного подхода к ребенку на ранних этапах развития, который мог бы обеспечить как оздоровительную, так и развивающую стороны процесса его социализации в любом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). На наш взгляд, наиболее логично было бы рассматривать здоровьесберегающее образование дошкольников через призму и с использованием нейропсихологического подхода. Нейропсихологическая наука, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучает мозговые механизмы психических процессов и в соответствии с выявленными особенностями развития предлагает определенные пути коррекции конкретного ребенка. Сущность нейропсихологического подхода заключается в соотнесении актуального статуса ребёнка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов, при этом комплекс коррекционных упражнений для детей составляется в соответствии с их уровнем развития и общими закономерностями развития человеческого мозга. Заметим, что общими закономерностями развития мозговых структур является движение психики снизу вверх (от подкорки к коре больших полушарий, от правого полушария к левому, от задних отделов мозга в передние. Другими словами, нейропсихологический подход с опорой на мозговую организацию ребенка с помощью определенных упражнений и игр развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции. При этом с точки зрения нейропсихологического подхода, в рамках метода замещающего онтогенеза (А. В. Семенович, рассматривается физиологически обусловленное движение развития ребенка, в траектории которого первичное место занимают упражнения на крупную моторику, сенсомоторное развитие, межполушарное взаимодействие, пространственные отношения, зрительно-моторную координацию.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др., эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Составляющие компоненты нейропсихологического развития, используемые в работе :
1. Развитие мелкой моторики.
2. Глазодвигательные упражнения.
Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.
3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.
4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.
5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.
6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость, зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.
7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др., развитие саморегуляции.
8. Коммуникативные игры– направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Консультация Бутина А. С «Нейроигры в развитии детей дошкольного возраста»
Таким образом, нейропсихологический подход, являясь наиболее перспективным методом, учитывая особенности развития психики детей, возрастные характеристики разных групп воспитанников и их индивидуальные свойства, на наш взгляд, может обеспечить комплексное воздействие на физиологический, психологический и социальный уровень развития каждого ребенка. Применение данного подхода в ДОУ, основанное на специфическом соотношении внешнего воздействия с внутренним движением личности, будет способствовать не только коррекции психических функций в случае их нарушения, но и всестороннему гармоничному развитию личности ребенка в целом. И в этом случае будут эффективно решаться задачи здоровьесбережения детей дошкольного возраста в рамках образовательного учреждения.