Олейник Алена Андреевна
Проблема обучения математике в современной жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Актуальность.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего.
Публикация «Проблема обучения математике в современной жизни» размещена в разделах
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений (УУД);
- овладение математической терминологией;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.
Естественно, что основой познания и предпосылками формирования элементарных математических представлений является сенсорное развитие. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы я нуждалась в многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит "через руки", в доступной малышам форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных мной математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования и восприятия.
Слайд 3. Цель:
Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, это умение добывать знания, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., что особенно важно для деятельности детей, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством использования палочек Кюизенера.
Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера.
Слайд 4. Задачи.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- формирование познавательной мотивации обучения;
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;
- развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
Деятельность с математическим пособием «палочки Кюизенера» будет способствовать развитию сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, если:
- при отборе и структурировании содержания материала, разработке форм его предъявления, руководствоваться принципом ориентации на общее развитие ребёнка;
- важно обеспечивать создание положительных эмоций и ситуаций успеха каждому ребенку при ознакомлении с материалом;
- и реализовывать деятельностный подход на основе проблемного обучения и развивающих игр.
Слайд 5. Этапы.
Работа с детьми проходила в три этапа.
Слайд 6. 1 этап. Диагностический
Здесь проводилась работа по…
• - Изучению научно-методической литературы по данной теме.
• - Диагностика уровня математического развития детей в соответствии с целью выявления проблем, затруднений и их коррекции. По форме проведения диагностика квалифицировалась как встроенный педагогический мониторинг – возможность легко и незаметно для детей трансформировать диагностические задания в формирующие.
Был проведен
• - Отбор и структурирование содержательного материала : игры и упражнения.
• - Разработка перспективного плана, нацеленного на развитие сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.
• - Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы, игровых интегрированных занятий.
• - Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия.
С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на.», научить делить целое на части и измерять объекты, поупражнять их в запоминании состава числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Слайд 7. 2 этап. Внедренческий
На этом этапе реализовывался перспективный план совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей.
Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения материала в других видах деятельности (не учебных). Поэтому построение образовательного процесса основывалось на адекватных возрасту формах работы с детьми – игровых.
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения арифметике. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а дает возможность выбирать действие самому ребенку. Тогда игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
Организация занятий соответствовала структуре учебно-познавательной деятельности: мотивационно - ориентировочный, поисковый, практический и рефлексивно-оценочный этапы. Дети оказывались в проблемных ситуациях, в ситуациях противоречия, где проблема определяла цель работы.
Помимо использования развивающих видов деятельности на практическом этапе, видоизменялись и сами этапы: в каждом виде деятельности я старалась увеличить долю самостоятельности детей, снимая тем самым элемент навязывания и поддерживая внутреннюю мотивацию. В совместной деятельности с детьми я старалась сохранять наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Так в образовательный процесс вносился личностный акцент.
Формулировка заданий предполагала выполнение действий детей на основе самостоятельного речевого планирования с опорой на наводящие вопросы (каждому ребенку в индивидуальном порядке предлагалось рассказать, что и как он будет делать). Это помогало детям осознать существенные элементы различных видов деятельности, их назначения, ориентировало не столько на результат, сколько на способы его достижения. Таким образом в образовательный процесс вносился деятельностный акцент.
Содержательной основой являлись развивающие игры и упражнения. Их отбор был осуществлен с учетом возрастных возможностей детей, уровня их развития и индивидуальных особенностей. Также я учитывала их уровень сложности (наличие постепенно усложняющихся способов действия и результатов).
При проведении игр, организации практической и творческой деятельности детей, в конспекты занятий систематично включались упражнения, направленные на становление важнейших универсальных учебных действий (УУД).. Освоение детьми каждого умения было организовано в несколько этапов.
В организации образовательного процесса прослеживалась интеграция данного направления с другими направлениями развития ребенка и образовательными областями по выбору содержательного аспекта и видам деятельности.
- познавательно-речевое
- художественно-эстетическое
- социально-личностное
- физическое
Была организована работа консультационного пункта для родителей по реализации задач математического образования дошкольников дома. Работа с родителями была направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса:
организация консультационной картотеки методических рекомендаций, включающей раздаточный материал (карточки-задания) для работы с детьми дома;
разработка констатирующей и итоговой анкеты для родителей;
оформление папок-передвижек, информационного стенда;
индивидуальное консультирование. Для педагогов также была разработаны консультации и рекомендации по использованию палочек Кюизенера.
Слайд 8. Фото
Более подробно я хотела бы остановиться на работе по формированию умения работать по инструкции, это тесно связано со становлением у детей внутреннего плана умственных действий. Как мы раньше понимали это умение – «задать» ребенку отдельные действия, оценить их и скорректировать. Освоение детьми этого навыка может быть организовано в несколько этапов от простого к сложному.
Для детей до 5 лет инструкция составляется из 1-3 простых действий, каждое действие четко выделяется, обращается внимание на необходимость соблюдения инструкции.
На 2-ом этапе вниманию детей предлагаются инструкции из 2-5 действий. Работа идет на знакомом материале, используются наглядные подсказки, ориентиры последовательности и качества действий, которые постепенно заменяют контроль со стороны воспитателя (конструирование по образцу в соответствии с сюжетом занятия. Дети работают в парах: собирают одно из изображений. Даем инструкцию: обменяйтесь работами, найдите на карточках образец, проверьте правильность выполнения задания).
3-ий этап не предполагает рост числа действий: в инструкцию вводятся вариативные задания (если, то) и задания для самопроверки ( инструкция: сколько грибочков на полянке, сосчитай; выбери палочку, соответствующую количеству грибочков; если на полянке больше 5 грибочков, поставь палочку слева; если меньше – справа).
На следующем этапе детям не дается четкой инструкции, их задача – выделить необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы. Работа основывается на умении читать схематические изображения, находить соответствие числа и цвета ( инструкция: посмотрите внимательно на рисунок и составьте инструкцию для выполнения работы, сверьте с изображением).
На 5-ом этапе ребенок дает четкую инструкцию товарищам. Также здесь используются различные приемы формирования навыка: выполнение заданий воспитателя, наблюдение за деятельностью товарищей, передача инструкции взрослого другим детям, составление инструкции по рисунку и др. Дети любят делиться опытом и адресатами таких инструкций-помогалок являются их родители.
На умении работать по инструкции формируются другие ОУУ (общеучебные умения).
Слайд 9. 3 этап. Мониторинг результативности математического развития детей
Для проверки эффективности методов, приемов, форм и содержания образовательного процесса была проведена сравнительная диагностика. Данные, полученные в результате сравнительного анализа, отражены в гистограмме. Данные диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей, интеллектуального роста, формирования познавательной мотивации и становления интегративных качеств. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.
Слайд 10. Линия развития
Проведенная работа не претендует на исчерпывающую полноту в изучении материала. В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:
1. Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода)
2. Разработать больше рекомендаций для воспитателей разных возрастных групп по использованию в практической работе развивающих технологий (работа с палочками Кюизенера)
3. Подобрать рекомендации по обогащению ПРС группы по математическому развитию с учетом активного использования в педагогическом процессе развивающих технологий
4. Разработать цикл мероприятий для родителей воспитанников по теме: «Цветные числа»
Слайд 11. спасибо за внимание.