Юлия Кудрявцева
Семинар для воспитателей ДОУ «Роль дидактической игры в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о роли дидактической игры в коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
Слайд 2
В современной психологии существует несколько подходов к видению категории «коммуникативное развитие». Так, по мнению Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева понятия «общение» и «коммуникация» отождествляются и понимаются как «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».
Темочки:
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд 3
Однако большинство ученых, исследующих межличностные отношения, различают понятия «общение» и «коммуникация».
На экране вы видите определения этим категориям, посмотрите внимательно, затем, сделайте вывод, почему данные термины считают не тождественно равными?
(обсуждение)
Слайд 4
Действительно, исходя из данных определений мы можем сделать вывод, что коммуникация является частью процесса общения.
Слайд 5
Об этом также свидетельствует утверждение российского социолога Акопа Погосовича Назаретяня «человеческая коммуникация во всем многообразии ее форм представляет собой неотъемлемую сторону любой деятельности» Процесс коммуникации представляет собой передачу информации посредством языка и других знаковых средств и рассматривается как составляющий компонент общения.
Итак, анализ приведенных понятий показал, что единого мнения к определению терминов коммуникация и общение не существует, каждый источник трактует их по-разному. Однако, во всех суждениях есть общее зерно.
Слайд 6
На слайде вы видите эти «зерна». Как мы выявили, процесс коммуникации осуществляется с помощью языка и других знаковых средств таких как: мимика, пантомимика, жесты, поза, поведение.
Слайд 7
В свою очередь язык представляет собой сложную знаковую систему, средств и правил говорения, которые будут общими для всех членов конкретного общества.
Слайд 8
Язык можно назвать средством, орудием общения, который проявляется и функционирует в речи, а речь является частью общения. Из чего можно сделать вывод, что речь и коммуникация являются понятиями тождественно равными.
Слайд 9
Поэтому, говоря о коммуникативном развитии детей дошкольного возраста мы в нашем случае подразумеваем их речевое развитие, где мы уделяем внимание развитию коммуникативным качествам речи.
Слайд 10
Практическое задание 1
Используя перфокарты, вам необходимо определить к какому термину принадлежит определение. Соответствующее определение соедините с термином сплошной линией.
1. Логичность речи. Ясное, точное и непротиворечивое высказывание, где предложения выстроены последовательно. Подразумевает необходимость довести до завершения одну тему, дать высказаться своему собеседнику, а затем, начать развивать вторую тему.
2. Уместность речи. Строгое соответствие структуры речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.
3. Выразительность речи. Позволяет усилить впечатление от сказанного (написанного, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
4. Правильность речи. Включает в себя верное произношение ударений, выстраивание грамматически правильных предложений, соблюдение падежей. Соблюдение общепринятых, устойчивых, упорядоченных установок, правил или принципов использования в речи всего арсенала средств русского языка. Заключается в соответствии речи современным литературным нормам.
5. Богатство речи. Подразумевает арсенал языковых средств, которыми владеет индивид, его умение в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользоваться ими в конкретной ситуации. Определяется не только и даже не столько количественными показателями словарного запаса, сколько семантической насыщенностью словаря, широкой разветвленностью значений слов. Фразеологические сочетания имеют свое, особое значение, которое не выводится из суммы значений составляющих их компонентов, например: кот наплакал – мало, спустя рукава –небрежно, неаккуратно. Разнообразны в русском языке суффиксы субъективной оценки: они придают словам оттенки ласкательности, уничижительности, пренебрежительности, иронии, сарказма, фамильярности, презрительности и т. д.
6. Чистота речи. В речи должны отсутствовать элементы, чуждые литературному языку по нравственным и эстетическим соображениям (жаргонные слова, диалекты, бранные и слова-паразиты).
7. Обсуждение результатов.
Слайд 11 Проверь себя
Сейчас, способом наложения, мы проверим правильность наших суждений.
Слайд 12
Итак, уважаемые коллеги, мы подошли ко второй части нашего семинара. Вам представилась возможность с помощью дидактической игры с использованием перфокарт, убедиться на практике как можно активизировать свою речь. В ходе обсуждения задания и во время проверки правильности в его выполнении, вы использовали доказательные суждения, старались правильно выстраивать предложения, общались на профессиональном языке, тем самым у вас развивались связность речи, грамматический строй языка, звуковая культура речи, пополнялся словарный запас. Таким образом мы смогли увидеть как дидактическая игра способствует развитию речи, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста она будет являться активным методом обучения.
Слайд 13
И, если мы вспомним определения коммуникативным качествам речи, то увидим, что они имеют свое отражение в сторонах развития речи детей дошкольного возраста, что вновь нам указывает на равенство понятий коммуникация и развитие речи.
Слайд 14
Ранее, при выполнении практического задания, мы с вами смогли наблюдать, что дидактическая игра позволяет процесс развития речи сделать увлекательным, интересным и естественным занятием, особенно для детей, ввиду того, что игра для них является ведущим видом деятельности на этапе дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры. Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».
Преимущество дидактической игры в том, что она может протекать в совместной партнерской деятельности воспитателя с детьми, где она будет являться методом, а также и в самостоятельной деятельности воспитанников.
Однако, в обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль его различна. Если в ходе совместной партнерской деятельности он объясняет правила игры, знакомит с игровыми атрибутами и действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями воспитанников, оценивает поведение.
Слайд 15
Дидактической игре, в том числе и по речевому развитию, свойственна следующая структура, она представлена на слайде. Цель игры отражает содержание ООПДО ДОУ, а решение задач в игре активизирует у ребенка мышление, речь, внимание, упражняет память, наблюдательность. Игровое действие определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив, определяет их эмоциональное отношение к игре.
Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.
Деятельность ребенка в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. А. Н. Леонтьев отмечал следующее - «овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче». Правила способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива.
Слайд 16
Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.
Слайд 17
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Не зависимо от классификации, мы можем использовать эти игры в речевом развитии детей.
Игры с предметами : для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т. д. В этом случае у детей будет развиваться мышление, дети освоят такие мыслительные операции как классификация, обобщение, сравнение, соответственно, выражая свои суждения они будут приобретать такие качества речи как точность, логичность, доказательность.
Настольно-печатные игры - чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.
Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Поэтому игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.
Слайд 18
Дидактические игры по форме организации могут быть групповыми, подгрупповыми и индивидуальными. В ходе образовательной деятельности они могут быть как частью занятия, так и целым занятием (в младших группах).
Слайд 19
Предварительно педагог продумывает программную задачу, необходимое оборудование, словарную работу (напоминается, уточняется, закрепляется, место проведения игр (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется, расположение детей (сильный со слабым).
Слайд 20
Исходя из рассмотренного нам материала мы можем сделать вывод, что дидактическая игра способствует развитию внимания, мышления, воображения, памяти, и, конечно, речи. Используя в работе с детьми речевые игры, мы формируем у детей словарный запас, речевой слух, выразительность речи, способность составлять предложения, рассказы, высказывать свои мысли, логически правильно выстраивая доказательную речь.