Мария Боровкова
Семинар для воспитателей ДОУ «Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
Муниципальное образовательное учреждение
детский сад №27 «Колосок»
Семинар
«Подготовка дошкольников к обучению грамоте»
Подготовила :
старший воспитатель
Боровкова Мария Васильевна
Сатис, 2019
Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Публикация «Семинар для воспитателей ДОУ „Подготовка дошкольников к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
• Активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
• уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения.
Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.
Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте
При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте целесообразно выделить следующие направления:
- ознакомление детей со словом — вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
- ознакомление с предложением — выделение его как смысловой единицы из речи;
- ознакомление со словесным составом предложения — деление предложения на слова и составление из слов (2 - 4) предложений;
- ознакомление со слоговым строением слова — членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысло - различительной роли фонемы. ;
- развитие графических навыков.
Подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, она начинается значительно раньше.
Так, уже во второй младшей группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».
В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).
У ребенка формируют умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
В старшей группе учат: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению основами грамоты. Здесь предусматривается обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться читать со скоростью 30-40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.
Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.
Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря.
Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово. правильно» часто используются педагогом.
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества; средства художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль; игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот»; словарные упражнения, упражнения на словообразование. Они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие).
Игры для средней группы, которые знакомят дошкольников со словом. «Поезд». В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций, на которых останавливается поезд. Станции объявляет машинист. Роль машиниста берет на себя взрослый, а дети, встав за машинистом, – роли пассажиров. Машинист дает сигнал, и поезд отправляется в путь, имитируя стук колес, гудок. На станции (около игрушки) поезд останавливается, и машинист объявляет ее: «Станция «Зайка», следующая станция «Чиполлино» и т. д. После того как поезд сделает полный круг, игра повторяется. Взрослый и дети меняются ролями. Затем игрушки выставляют на стол. Детям предлагают называть игрушки. Обращают их внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово («Ты назвал игрушку, сказал слово мишка. Теперь скажи это слово громко, ласково»).
Дидактическая игра «Магазин». Дети называют предметы и игрушки, которые хотят купить. За правильный ответ получают фишку-приз. Потом складывают их в корзину. «Вот сколько разный слов мы назвал! – говорит воспитатель. – Все они звучат по-разному».
«Зоопарк». Дети называют животных, которые живут в зоопарке. Воспитатель акцентирует внимание детей на термине «слово» : «Таня сказала слово «бегемот», а Вова – «попугай» и т. п.
Со понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль. Г. А. Тумакова рекомендовала следующие произведения: сказку братьев Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек.» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Барто; «Подскажи словечко» Е. Серовой.
«Игра в слова» А. Барто;
Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку»
Тебе послышится: «Ку-ку».
А скажешь слово «Листопад» —
И листья падают, летят,
И, словно наяву, Ты видишь осень:
Желтый сад И мокрую траву.
С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».
Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие). В формулировках заданий к упражнениям воспитатель употребляет слово : «Подбери слово, близкое по значению слову радостный. Скажи слово, противоположное по смыслу слову грустный» и др.
Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин рекомендует произнести какое - нибудь звукосочетание (ш, ра, спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл».
Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова слово, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.
Методика ознакомления детей с предложением
Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом.
Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине».
Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» и т. д.
Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине».
- Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине.
Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному:
белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.
Целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать, чтобы узнать, сколько в нем слов.
Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».
Приемы работы с предложением:
- четкое произнесение слов с паузой;
- произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);
- последовательное называние слов в предложении;
- подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек;
- варианты игры «Живые слова»;
- произнесение слов вразбивку;
- произнесение слов по рядам;
- составление предложений из разного количества слов;
- составление предложений с заданным словом.
Методика ознакомления со слоговым строением слова
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам, т. е. освоение плавного слогового чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.
Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.
В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).
На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса).
Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша!» «Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Таким образом, они приходят к выводу, что слова произносятся не сразу, а по частям.
Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на, и только потом слова односложные (сыр, дом, поскольку на них нельзя продемонстрировать, что такое часть слова.
Приемы:
- количественный и порядковый счет слогов в слове;
- подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова;
- схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения);
- речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»);
- произнесение слова по слогам, соотнесение со схемой;
- подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям);
- подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу, дополнение слога до полного слова;
- «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька,
- разнообразные игровые приемы: «Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»;
- «Как мишутка учился говорить» - медведь учит мишку произносить слова по частям;
- «Магазин игрушек» — продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам;
- «Накорми животное» - дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов;
- «Кто в каком домике будет жить» — в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога.
В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Mаша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Обнаруживается, что один слог произносится с большей силой голоса, протяжно, что он лучше слышится. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»).
На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. При определении ударения в словах детям показывают его роль. Рекомендуется пользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к правильному произнесению: мишка, мишка, мишка; машина, машина, машина. Дети убеждаются в том, какой слог ударный. Педагог делает вывод, что в слове только одно ударение; очень важно правильно определять ударение в словах. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает.