Вера Сухоцкая
Семинар для воспитателей. Динамическая пауза как один из методов укрепления здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что в настоящее время актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
Для каждого педагога детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.
Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.
Публикация «Семинар для воспитателей, Динамическая пауза как один из методов укрепления здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Темочки
Потребность в двигательной активности у детей дошкольников очень велика. Любая образовательная деятельность, не связанная с движениями – это нагрузка на детский организм. Они быстро утомляются и теряют интерес к обучению, что отрицательно влияет на эффективность познавательных процессов.
Поэтому большое внимание необходимо уделять значению движений в жизни ребенка, в его целостном, гармоничном развитии.
Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести динамические паузы, которые включают в себя физкультминутки и физкультурные паузы. О них сегодня и пойдет разговор.
Уважаемые педагоги, давайте вспомним, что такое физкультминутки для дошкольников?Выслушать ответы педагогов. Да, это кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность – 1,5-2 минуты; проводить их рекомендуется начиная со средней группы. На эффективность проведения физкультминуток влияет качество и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти детей и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении — гармония в жизни» — известный постулат японских педагогов.
Мы попробуем добиться этой гармонии, грамотно используя разноцветные физкультминутки. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. Перед началом разноцветных физкультурных минуток эффективно использовать сюрпризный момент. Сначала дайте детям насладиться цветом, а потом предлагайте упражнения.
Красный цвет – цвет силы. Это цвет огня, жажды жизни, скорости. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Красный цвет может помочь активно преодолеть жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.
Оранжевый и мягкий персиковый оказывает благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей.
Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.
Желтый – тонизирующий цвет. Этот цвет полон радости и оптимизма. Желтый стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.
Зеленый цвет – цвет природы, вечного обновления и бессмертия.
Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции. Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлениях глаз и нарушениях зрения.
Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, чистоты. Голубой цвет успокаивает душу.
Это особенно важно для детей страдающих страхами и навязчивыми идеями.
Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.
Синий — цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Синий предполагает мягкость, терпение и самообладание. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий представляет собой силу разума, ясность мысли.
Коричневый – цвет земли. Это цвет защиты, цвет – защитник. Коричневый символизирует надежность и прочность. Позитивные качества коричневого цвета – это цельность, надежность, умеренность, уверенность в себе и здравый смысл.
Негативные свойства коричневого: разочарование, недовольство, депрессия, навязчивые идеи разрушения.
Белый – цвет очищения и божественности. Белый
Белый способен стать великим исцеляющим цветом. У многих народов белый воспринимается как символ жизни и добра.
Белый – созидание, черный – разрушение. Черный – это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Существуют так же серые, пестрые, серебряные и золотые физкультминутки, а так же лесные, математические, физкультурные.
Основные формы проведения физкультминуток
В форме общеразвивающих упражненийОбщеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Физкультминутка "Дружно встали"Дружно встали. Раз! Два! Три!Мы теперь богатыри! (Руки в стороны).Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо).Оглядимся величаво,И налево надо тоже (Поворот влево.)Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще (Поворот вправо.)Через левое плечо. (Поворот влево.)А теперь на месте шагА теперь на месте шаг. Выше ноги!Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)Плечи выше поднимаем,А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)Руки перед грудью ставимИ рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)Десять раз подпрыгнуть нужно,Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)Мы колени поднимаем –Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
В форме подвижной игры.
Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Приглашаю принять участие в подвижной игре «Снежинки и ветер».педагоги участвуют в роли детейСнежинки, снежинки по ветру летят, (Легкий бег в разных направлениях).Снежинки, снежинки на землю хотят. А ветер дует все сильней и сильней, (Бег с поворотом вокруг себя).Снежинки кружатся быстрей и быстрей. Вдруг ветер утих, стало тихо кругом, (Бег к воспитателю и присесть около него на пол)Снежинки слетелись в большой Снежный ком.
Подвижная игра «Зимние забавы».
Возьмем снега мы немножко, (Выполнять имитационные движения.)Снежки слепим мы в ладошках. Дружно ими побросались – (Движения как будто бросаем друг в друга снежки в течении 0,5 мин.)Наши руки и размялись. А теперь пора творить, (Ходьба в разных направлениях с наклоном вперед на каждый шаг. Выпрямиться, высоко поднять руки вверх.)Бабу снежную лепить. Ком за комом покатили,Друг на друга водрузили. Сверху третий, малый ком. Снег стряхнули с рук потом. (Потряхивание кистями рук.)
Подвижная игра «Весёлые зайчата».
Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Ну-ка, дружно все присели,Друг на друга поглядели. Лапками похлопали:Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп. Что у зайцев на макушке?- Пляшут весело там ушки. Раз подскок, два подскок –Поскакали все в лесок.
Подвижная игра «Медведь»
Как-то мы в лесу гуляли и медведя повстречали, (Ходьба по кругу взявшись за руки.)Он под ёлкою лежит, растянулся и храпит, (Лечь на спину или живот, потянуться.)Мы вокруг него ходили, косолапого будили, (Ходьба по кругу в другую сторону, наклоны вперёд)Ну-ка, мишенька, вставай, нас быстрее догоняй! (Приседания, бег на месте.)
В форме дидактической игры с движениями.
Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике. Предлагаю вам принять участие в математической игре со зрительными ориентирами. Текст произносится до начала выполнения упражнения. педагоги участвуют в роли детей. До пяти считаем гири выжимаем. И. п. стоя, ноги слегка расставлены. Руки подняв стороны, медленно согнуть к плечам, пальцы сжать в кулак, 4-5 раз. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки. На доске – круг с точками, воспитатель показывает на них, а дети считают сколько раз надо поднять руки. Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова разрубим. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, пальцы соединены в замок. Поднять руки вверх, наклон вперед-вниз и снова выпрямиться, руки вверх, 5 раз. Сколько елочек зелёных, столько выполним наклонов. И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны вправо и влево. Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас. И. п. стоя, ноги на ширине стопы, руки на пояс. Приседаем, руки вперед, вернуться в и. п.
В форме танцевальных движений.
Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные. «Если нравится тебе, то делай так», «Мы пойдем направо…», «Снег руками загребаем…» и другие музыкальные композиции.
В форме выполнения движений под текст стихотворения.
При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;преимущество отдается стихам с четким ритмом;содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
Зайка.
Движения выполняются по ходу текста стихотворения. Зайке холодно сидеть,Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз. На носочках подтянись,Лапки ставим на бочок,На носочках скок-скок-скок. А затем вприсядку,Чтоб не мёрзли лапки. Прыгать заинька горазд,Он подпрыгнул десять раз.
На горе стоит лесок.
На горе стоит лесок (Круговые движения руками.)Он не низок не высок (Присесть, встать, руки вверх.)Удивительная птица подает нам голосок (Голову и руки вверх, потянуться.)По тропинке два туристаШли домой из далека (Ходьба на месте.)Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока» (Плечи поднять.)
В форме любого двигательного действия и задания.
Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксёр, гимнаст, трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требования к проведению физкультминуток:
- Проводится на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мир занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).- Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям. - Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади. - Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем. - Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия. - Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания. - Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног. Теперь поговорим о физкультурной паузе. В чем её отличие от физкультминуток?
Ответы педагогов.
Она также предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей. Проводится в любом хорошо проветренном помещении – группа, спальня, коридор – во время перерыва между занятиями и составляет не более 10 мин. Может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Удочка», «Бой петухов» и др., а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалка, кегли, мячи, обручи, ракетки).
Методика проведения физкультурной паузы:
- Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 мин, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. - Игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из неё.- Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить. - В конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения. Предлагаю взять ракетки, волан и поиграть в бадминтон друг с другом. И выполним один из комплексов дыхательной гимнастики. Часики. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз. Трубач. Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз. Петух. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз. Каша кипит. Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с. Итак, коллеги, из всего сказанного, можно сделать вывод: разумное сочетание всех этих компонентов помогает проводить комплексы эмоционально, интересно и способствует наиболее яркому восприятию движений, способствует полноценному физическому развитию и укрепления здоровья дошкольников.