Любовь Полунина
Сценарий проведения «круглого стола» с педагогами ДОУ «ФГОС в действии»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий проведения "круглого стола"
с педагогами ДОУ
" ФГОС ДО в действии"
Цель:
раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проблемами по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО); наметить способы их решения и выработать стратегию дальнейшего внедрения ФГОС в работу нашего учреждения.
Публикация «Сценарий проведения „круглого стола“ с педагогами ДОУ „ФГОС в действии“» размещена в разделах
- Круглый стол для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, что нового внёс в работу нашего детского сада ФГОС ДО, работать мы будем тремя группами, в том составе, как вы сидите за столами.
Для начала вспомним основные положения стандарта.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный –
1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Вот смотрите, общество считает, что цель дошкольного детства это достойная подготовка к школе, цель школы – подготовка к институту, институт готовит к работе, работая, мы готовимся к пенсии, а на пенсии мы готовимся к смерти. Получается следующая логика – детство готовиться к смерти. И это было бы смешно, если бы не было так грустно.
2. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, чтению и счету. Ну и что греха таить, мы тоже всегда были ориентированы на то, что бы показать общественности (родителям, ближайшему соц. окружению, школе, что дети, которые выходят из наших стен обладают большим количеством ЗУН.
3. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру. Реализация Программы происходит в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка.
Предлагаю провести разминку:
Упражнение «О чем печалитесь?»
Цель: выявление проблем связанных с внедрением ФГОС ДО.
Педагоги по кругу по очереди обращаются друг к другу со словами «О чем печалитесь?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я о том, что.» и назвать проблему, связанную с внедрением ФГОС ДО, которая его особенно волнует.
Ведущий: в результате у нас получилось, что большинство педагогов волнуют требования, которые стандарт предъявляет к профессиональным качествам педагога, к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ и к системе взаимодействия с родителями. Предлагаю вынести на обсуждение эти три вопроса.
Вспомним, что стандарт включает в себя требования к:
• структуре Программы и ее объему;
• условиям реализации Программы;
• результатам освоения Программы.
Наша дискуссия будет касаться второго требования ФГОС к условиям реализации Программы.
ДИСКУССИОННАЯ ЧАСТЬ.
1. Проведём анализ работы в условиях перехода к ФГОС ДО.
Рассмотрим, что включает в себя понятие КОМПЕТЕНТНЫЙ ПЕДАГОГ. Участники первой команды высказывают своё мнение по этому вопросу, остальные являются оппонентами, критиками, задают вопросы.
Упражнение «Педагог»
Цель: определить основные компетенции педагога в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Ключевой фигурой всех изменений является педагог. Обновление содержания, технологий обучения и создание принципиально новой системы оценки качества образования предполагает овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогической деятельности, соответствующей ФГОС дошкольного образования. Здесь важно знать, какими компетенциями должен обладать педагог для реализации личностно-ориентированной модели в образовательном процессе.
Ориентируясь на психолого-педагогические условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, педагоги определяют основные компетенции педагогических работников и обсуждают их применительно к себе.
Большинство педагогов видят противоречие между признанием конечной цели образовательного процесса в том, чтобы помочь человеку стать самим собой, наиболее полно раскрыть его возможности и необходимостью решения единых для всех программных задач с использованием групповых форм организации детской деятельности. Чтобы снять это противоречие необходимо следующее:
1. Уяснить, что первая задача педагога – не организация усвоения знаний, а построение взаимодействия на основе определённого содержания, обеспечивающего передачу культурных ценностей, накопление опыта, освоение компетенций, личностное становление ребёнка.
2. Понять, что главный результат образования заключается в изменениях, происходящих в самом ребёнке.
3. Безоговорочно отказаться от менторских моделей взаимодействия с детьми (и родителями воспитанников, от доминирования словесных и наглядных методов в пользу практических. Освоить и активно использовать метод проблемного изложения, частично поисковый и исследовательский методы организации детской деятельности.
4. Оставить в прошлом представления об определяющей роли занятий и других форм организации НОД и начать использовать потенциал разных видов детской деятельности в режимных моментах, увеличить долю самостоятельной деятельности детей.
Решение множества задач ДО сопряжено с переходом от сообщения информации к погружению детей в определённые ситуации.
В совместной партнерской деятельности («занимательное дело», «продуктивная деятельность», «созидание продукта») меняются:
стиль поведения взрослого: от регламентирующего к непринужденно - доверительному;
рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;
отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и
т. п.
Взрослый – больше «координатор» или «наставник», чем непосредственный источник информации.
В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом. Проявление инициативы, активность, самостоятельность, сотрудничество – основные факторы в овладении ключевыми компетенциями.
2. РППС – КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.
Упражнение «Наша группа»
Педагогам предлагается проанализировать требования к РППС, которые ставит ФГОС и определить недостатки, которые есть в группах.
Проговорить причины недостатков. Определить пути поиска решения проблем. Участники второй команды высказывают своё мнение по этому вопросу, остальные являются оппонентами, критиками, задают вопросы.
3. НОВАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ С ВВЕДЕНИЕМ ФГОС.
Ведущий: Стандарт заявляет требования к результатам освоения основной программы, но исполнение этих требований не получиться вменить в обязанность детям. Более того, если представлять результаты как итоги целостного развития ребёнка, то нельзя приписывать их только усилиям педагогов. Очевидно, что нормальное развитие дошкольника во многом зависит от семьи. Поэтому требования к результатам должны представлять собой целевые ориентиры программы. Такая позиция соответствует и мировому опыту: не требования к результатам детей, а ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников.
Упражнение «Дети»
Педагогам предлагается вспомнить целевые ориентиры.
Повторим, что нормальное развитие дошкольника во многом зависит от семьи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Дословный и наглядный перевод понятия «партнёрство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов. Следует понимать, что любое взаимодействие предполагает взаимное воздействие и готовность двух сторон активно и согласованно действовать в качестве участников общего процесса.
С. Михалков писал: «Мамы, папы, нам без вас – всё равно, что вам без нас».
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Изучение и внедрение новых форм взаимодействия с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи работы:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Упражнение «Партнёры»
Педагогам предлагается выработать принципы взаимодействия с родителями. Участники третьей команды высказывают своё мнение по этому вопросу, остальные являются оппонентами, критиками, задают вопросы.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
4. Готовимся серьезно.
5. Динамичность.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Ведущий: В результате нашей работы мы определили портрет современного ПЕДАГОГА. Выработали, каким требованиям должен отвечать в современных условиях настоящий педагог. Определили недостатки, которые есть в РППС каждой группы и пути решения этой проблемы. Выработали принципы взаимодействия с родителями на ближайшее будущее.
Предлагаю всем, кто считает сегодняшнюю работу плодотворной, похлопать в ладоши, а тем, кто чем-то недоволен потопать.