Любовь Замятина
Семинар для родителей по теме «Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей по теме
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста-логопеда.
Цель работы — помощь детям с незначительными нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.
В своей работе необходимо ориентироваться на данные научных исследований и практические разработки медицинских и педагогических работников.
Публикация «Семинар для родителей по теме „Логоритмика — эффективное средство для преодоления речевых нарушений у дошкольников“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В. А. Гринер). Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.
Исследования механизма воздействия музыки на человека, проведенные учеными В. М. Бехтеревым, И. М. Догелем, И. Р. Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ. Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.
Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.
В 30-е гг. XX в. лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое направление коррекционной работы — логопедическая ритмика (Г. А. Волкова, О. А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Для коррекции нарушений речи, особенно в работе со слабослышащими детьми, используется фонетическая ритмика (Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт, представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.
В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.
Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.
Одним из основных методических средств работы стала логоритмика, задачи которой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Результатом многолетней работы стала авторская технология «Логоритмика для детей дошкольного возраста», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».
Цель технологии. Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.
Классификационная характеристика педагогической технологии:
- по уровню применения — частнопредметная;
- философской основе — диалектический материализм, сциентизм;
- ведущему фактору психического развития — био- и психогенная технология;
- концепции усвоения — нейролингвистическая и развивающая;
- ориентации на личностные структуры — формирование деятельностно-практической сферы;
- характеру содержания и структуры — обучающая технология;
- организационным формам — групповое обучение и дифференцированный подход;
- подходу к ребенку — личностно-ориентированная технология сотрудничества;
- доминирующему методу — игровая;
- направлению модернизации существующей традиционной системы - на основе активизации и интенсификации деятельности детей;
- категории обучающихся - компенсирующая технология.
Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ.
1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке необходимого коррекционного обучения.
2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по Л. С. Выготскому).
3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.
4. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.
5. Этиопатогенетический принцип, означающий дифференцированное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.
6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.
7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.
9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы активизации познавательных способностей детей.
10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Содержание работы.
Проводить могут музыкальный руководитель, воспитатель и/или логопед.
Еженедельные логоритмические занятия, совместная деятельность педагога с детьми в течение дня.
Особенности занятий логоритмикой.
Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели — формированию правильного звукопроизношения.
Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.
Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.
Все занятия имеют сюжетную основу.
Особенности организации занятий.
В основу методики таких занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожай, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий очень разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т. д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.
Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным направлениям.
1. Развитие сенсорных и моторных функций.
2. Формирование основы артикуляционных движений.
3. Развитие мимической мускулатуры.
4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).
5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).
Логоритмическая работа в течение дня.
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов в этом направлении. Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.
1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Многолетняя работа по данной технологии показала: логритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.
Литература.
1. Власова Т. М., ПфафенродтА. Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
2. Далькроз Ж. Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. СПб., 1914.
3. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2001.
5. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.