Надежда Иванина
Семинар для педагогов «Звуковая культура речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры одна из важных задач развития речи в детском саду. Понятие звуковой культуры речи широко и своеобразно, оно включает (составление кластера) :
- произносительные качества, характеризующие звучащую речь: звукопроизношение, дикцию, речевой слух, речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи;
- элементы звуковой выразительности (интонацию, темп, ритм, ударение);
- связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты);
Публикация «Семинар для педагогов „Звуковая культура речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- элементы культуры речевого общения (поза, тон);
Рассмотрим содержание работы подробнее, учитывая возрастные особенности детей.
Речевое дыхание (составление кластера) – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.
Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом дыхании: вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз.
Задача воспитателя: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох. Игры по развитию речевого дыхания условно можно разделить на 3 группы: игры на развитие силы воздушной струи (султанчики, вертушки, задувание свечи); игры на развитие длительности воздушной струи (снег в коробке, вода в стакане); игры на целенаправленность воздушной струи (в воротики).
Например, «Песенки звуков» ( на выдохе: А, У)
Практическое выполнение дыхательных упражнений:
- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;
- выдох должен быть длительным, плавным;
- ребенок не должен надувать щеки;
- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.
Речевое дыхание полезно тренировать и нам. Хорошо тренированное речевое дыхание пригодиться для публичного выступления. Ведь очень важно, чтобы дыхание и голос был подчинен вам, чтобы не возникали логические паузы, не затухал голос.
Рекомендации к данному направлению работы: дыхательные упражнения необходимо включать ежедневно (занятия, прогулка, режимные моменты); создать картотеку дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)
Речевой слух (составление кластера) Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений. Например: различение на слух звукоподражаний : «Угадай, чей голосок?» (за ширмой кошка, собака); дифференциация неречевых звуков «Найди одинаковые по звучанию» и т. д.
Звукопроизношение (составление кластера) В русском языке 10 гласных и всего 6 гласных звуков
Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов :
1., проговаривание изолированного звука (педагог подбирает звуковые образы, соответствующие данному звуку). Например, как плакали баб и дед в сказке, как летит самолет, лошадка скачет, руки греем (Х, ежик фырчит (Ф, шар лопнул (П);
2. произношение несложных звукосочетаний (как говорит гусь га-га, корова му-му, поет песенку мышонок пи-пи). Можно проигрывать диалоги (встретились мышонок и корова, поменялись ролями)
3. отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой (слова с открытым слогом, односложные слова)
4. закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком
Дикция (составление кластера) включает четкое произношение слов и звуков. Главная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку и в этом нам поможет артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.
Стихотворные упражнения – чистоговорки также направлены на развитие органов артикуляционного аппарата и помогают отработке произношения какого-либо звука. Например,
Пу-пу-пу – петушок нашел крупу
Па-па-па – все рассыпалась крупа
Пы-пы-пы – больше нет у нас крупы
Или, посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:
Ок-ок-ок – это ….(детский городок, красивый теремок)
Ры-ры-ры - ….(Рома катится с горы)
Ра-ра-ра- …. (очень рада детвора)
Помимо чистоговорок, можно использовать скороговорки – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных (обратить внимание на мнемотаблицы)
Идет пешком мышонок с мешком.
Саша шапкой шишку сшиб.
На окошке крошку-мошку ловит лапкой наша кошка.
Элементы звуковой выразительности (обратить внимание на кластер)
Очень важно воспитывать интонации (составление кластера, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни.
Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, понимать смысл речевого высказывания, отношение к собеседнику. Поэтому наша задача, показывать детям примеры: как приветливо и радушно встречают гостей, дружелюбно просят о помощи, ласково уговаривают поиграть вместе со всеми. В игровой форме закрепляются не только слова вежливых обращений, но и их звуковая форма. Например, в с/ р играх: поздороваться негромко, приветливо; заботливо спросить; извиниться за доставленное беспокойство; в беседах - «Правила поведения» : в транспорте, гостях; во время приема пищи мы также закрепляем вежливую форму обращений. Простейшие интонации тренируются в потешках, играх-драматизациях (проиграть потешку «Кисонька-мурысонька»). В старших группах воспитатель дает вместе с детьми элементарную характеристику персонажам, помогает подыскивать подходящую интонацию «Лиса хитренькая, тоненько говорит, ласково, но она притворяется. Можно использовать вопросы: как надо сказать? Почему так? А еще можно как сказать? После прочтения задать уточняющие вопросы: Можно догадаться, когда я говорила за медведя, за Машу?
Очень важно не только то, что мы говорим, но и как мы говорим, каким тоном. Тон (составление кластера) - это эмоциональная окраска голоса. Давайте подберем прилагательные. Какой бывает тон? (привести пример - словарь ассоциаций). Давайте подберем глаголы. Что может сделать тон?
От чего зависит выбор тона? Он определяется многими причинами: настроением, ситуацией общения, содержанием информации, и, конечно, той целью, которую вы хотите достичь в процессе общения.
Предлагаю произнести междометие «О» разным тоном (радостно, грустно, удивленно, с отвращением, испуганно, недовольно) – задание за ширмой выполняет приглашенный педагог, остальные с помощью смайликов определяют тон.
Следующее упражнение: Необходимо определить характер тона, то с каким чувством и настроением произнесена фраза: «Молодец», «Завтра выходной» (радостно, грустно, равнодушно, удивленно, с досадой и огорчением)
Привести еще один пример: Любую скороговорку можно прочитать разным тоном.
От топота копыт пыль по полю летит.
- радостно, восторженно (как красиво мчатся кони)
- раздраженно, недовольно (фу, как напылили)
Вывод: Одно и то же слово, произнесенное разным тоном, может иметь разные значения.
Ритм (составляем кластер). Одним из качеств хорошей речи является ее ритмичность, т. е. определенное, последовательное чередование звуков, слогов, целых фраз.
Остановимся подробнее на упражнениях (совершенствование чувства ритма) :
- прослушать музыкальный фрагмент, повторить ритм (хлопки, маршировать в ритме 1-2-3-4)
- «Мой веселый звонкий мяч» (при разной записи стиха, ритм меняется)
Хорошим ритмом отличаются считалочки, но считалочки надо уметь ритмично произносить.
Ехал /Грека /через /реку,
Видит/ Грека,/ в реке /рак,
Сунул/ Грека/ руку /в реку.
Рак/ за руку/ Греку/ цап.
Прочитайте следующее стихотворение. Подумайте, на сколько частей надо делить каждую строчку, чтобы получился единый ритм?
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон!
Темп (составление кластера) – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. Для всех групп прекрасным средством воспитания темпа речи является пение. Еще помогут игровые приемы: «Баю-бай! Спи, Танюша, засыпай»; сопровождение речи движением «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса»; сопровождение хороводных игр (мы уже задаем нужный темп «Пузырь», «Карусели» и т. д.)
Ударение (составление кластера) – место в слове, выделяемое голосом. Предположим, что дети допускают ошибку в слове начать. Для начала важно использовать рассказ-образец.
«Сережа и Лена пришли в детский сад. Сережа нАчал играть в мяч. Лена началА катать куклу в коляске. Потом они нАчали вместе строить дом из конструктора.
Затем детям уместно придумать предложения с этим словом (сочинялки на ходу)
Двигательные средства выразительности (обратить внимание на кластер)
Изменить внешность можно с помощью костюма, головного убора, грима, прически и т. д., а можно и с помощью мимики и жестов. Что же такое мимика (составляем кластер? Это выражение нашего лица. А жесты (составляем кластер? Это движения.
Бывает, без сомнения, разное настроение, его я буду называть, попробуйте его показать (грусть, радость, удивление, страх и т. д.)
Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду (иди сюда, здравствуйте, до свидания, тихо, слушаю тебя, дай, пожалуйста и т. д.)
Этот игровой прием можно использовать в работе с детьми. А еще можно проигрывать рассказ, используя мимику и жесты (проигрывается игра)
Игра «Мы в сад ходили»
Ребята пошли в сад. Деревья в саду высокие. На ветках деревьев висят большие яблоки. Тянуться ребята до высоко висящего яблока. Сорвали его. Полюбовались, какое оно спелое, наливное. Понюхали, какое оно ароматное. Потерли яблоко, откусили. Какое оно сладкое, сочное!»
Культура речевого общения (составление кластера)
Культура речевого общения - это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Важно формировать основные навыки культуры поведения в процессе речи : смотреть в лицо говорящему, вежливо и без напоминания здороваться, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми, не перебивать, правильная поза (повернуться лицом) и т. д.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. И наша с вами совместная, целенаправленная работа (обратить внимание на кластер) по формированию звуковой культуры речи у дошкольников обеспечивает ребенку готовность к усвоению грамоты и способствует получению широких возможностей общения друг с другом.