Лучший педагог года

Семинар для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников. Что такое хорошо и что такое плохо»

Чумакова Юлия
Семинар для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников. Что такое хорошо и что такое плохо»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар

«Нравственное воспитание дошкольников.

Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель:

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного воспитания дошкольников

Задачи:

• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.

Публикация «Семинар для педагогов „Нравственное воспитание дошкольников, Что такое хорошо и что такое плохо“» размещена в разделах

• Актуализация знаний педагогов по нравственному воспитанию дошкольников : методов и способов

• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.

Ход семинара:

Здравствуйте коллеги, давайте мы поздороваемся друг с другом (необычным способом с помощью волшебного парашюта.

(все встаем по периметру и поднимаем его вверх, а один проходит на середину и приветствует всех)

Нравственность - это совокупность качеств и ценностей, определяющих поведение отдельного человека и общества в целом.

Нравственное воспитание - это : целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений. В наше время актуальность данного вопроса обусловлена модернизацией системы образования. В условиях стремления человечества к новизне, инновациям не следует забывать о человеческих ценностях, на которой держится наш мир – это духовные и нравственные ценности.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Упражнение «Чаша»

- Душа ребенка – это полная чаша.

У каждого из вас есть сердечко, напишите качество, которым вы хотите наделить своих воспитанников.

Педагоги пишут на «сердечках» качества и размещают их в «чаше» на

мольберте.

- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей!

Озвучиваются качества, написанные на «сердечках».

Казалось бы - такая важная тема для развития и благополучия социума. Но действительность такова, что в современном мире нравственности подрастающего поколения недостаточно уделяется внимание.

Несмотря на то, что существует огромное количество кружков развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок "Развитие нравственности". Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам нежели заложить этические принципы разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо".

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Но без разумного управления этим процессом, ребенок может делать ошибочные выводы. Понятие "хорошо" для него еще сильно расплывчато, ему проще такое понятиями "нравится" - "не нравится". Отнял игрушку у другого - хорошо - к моим сокровищам прибавилось. Я сильный - сильным быть хорошо - поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм - что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо - безнравственно. К сожалению, не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. Поэтому особенно важно целенаправленно воспитывать нравственные качества в ребенке.

Что же является инструментом для развития нравственных качеств ребенка?

-художественные средства;

-природу;

-собственную деятельность детей;

-общение;

-уход за животными и растениями,

-окружающую обстановку.

Игровое упражнение "Кто в ответе за нравственное воспитание : детский сад или родители?"

Нравственное воспитание дошкольников совместная работа педагогов и родителей.

Правильное нравственное воспитание немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.

Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка помогает утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, послушным, вежливым.

Оценивая поступок ребенка, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение. «Антон- хороший мальчик», «Коля хорошо поступил»- такие оценки конечно обрадуют малышей. Но почему их хвалят дети не поймут. Они не узнают, как их поступки связаны с нормами поведения. Поэтому подобны оценки малоэффективны. Выполнял ли ребенок трудовое поручение взрослого, сам ли заметил, как и в чем нужно помочь старшим, пожалел ли маленького –во всех случаях надо понять, действовал ли ребенок с любовью или равнодушно, добросовестно ли трудился выполнял ли установленные требования. Вот почему оценивая поступок ребенка, недостаточно сказать «молодец, хорошо». Нужно в простой и понятной форме растолковать ему, что в его действиях было хорошо, а чего еще не достает. (Митя сделал правильно, предложив стул вошедшему, но поставил его у двери. Надо было предложить гостю пройти в комнату)

Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь хоть изредка убирают свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребенка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство и неправильная самооценка. Не пользу, а вред приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко.

Итак, какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания?

Во-первых, воспитывается ответственность. Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. Самым эффективным способом в воспитании ответственности будет введение штрафов и санкций.

Патриотизм. Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т. д. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.

Гуманизм. Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки.

Воспитывается дисциплинированность и культура поведения. Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Здесь важно провести тонкую грань между уважением ребёнка к принятым нормам и страхом перед наказанием. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям.

Чувство коллективизма. Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированном чувстве коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.

Воспитывается уважительное отношение к старшим. Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т. д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать.

Бережное отношение к животным и растениям. Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире.

Игра является ключевым инструментом в воспитании нравственности дошкольников.

Упражнение «Подарок»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры; Дети становятся в круг. Выбирается «именинник», который становится в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. ( Можно подарить и реальные вещи: шарик, конфету, а можно подарить дружбу, хорошее настроение. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.

Упражнение «Закончи предложение»

Педагогам предлагается закончить предложение: -

Я не люблю, когда дети в группе.

Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе.

Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Самое эффективное средство нравственного воспитания – это совместная деятельность со взрослым.

2024год семьи. Одной из главных функций семьи является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане Российской Федерации обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они стали достойными членами общества. Как видим, воспитание детей – важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным законом. Выполнять эту обязанность семье помогает общественность, школа, дошкольные учреждения.

Просмотр фильма «Детское счастье» Александр Ковтунец

Вопросы и обсуждение по фильму.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ОБЖ и ЗОЖ «Что такое хорошо и что такое плохо» для второй младшей группыДидактическая игра по ОБЖ и ЗОЖ «Что такое хорошо и что такое плохо» для второй младшей группы Авторская дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности и основам здорового образа жизни, для второй младшей группы. "Что такое хорошо.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Дидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 летДидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ.

Фотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группеФотоотчёт об интеллектуальной викторине «Что такое хорошо, что такое плохо» в подготовительной группе 18 января в подготовительной группе провела с детьми интеллектуальную викторину «Что такое хорошо, что такое плохо». Приняло участие 20.

Классный час для учащихся начальной школы «Что такое хорошо и что такое плохо» Классный час на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цели и задачи: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Что такое хорошо, а что такое плохо!» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Нравственное воспитание «Что такое хорошо, что такое плохо» Формирование нравственных качеств дошкольников путем решения проблемных ситуаций. Дошкольный возраст особенный в формировании многих основ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников. Что такое хорошо и что такое плохо»
Опубликовано: 17 мая 2024 в 06:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников. Что такое хорошо и что такое плохо»» (включая файлы) размещена пользователем Чумакова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД