Чумакова Юлия
Семинар для педагогов «Нравственное воспитание дошкольников. Что такое хорошо и что такое плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
«Нравственное воспитание дошкольников.
Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель:
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного воспитания дошкольников
Задачи:
• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.
Публикация «Семинар для педагогов „Нравственное воспитание дошкольников, Что такое хорошо и что такое плохо“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
• Актуализация знаний педагогов по нравственному воспитанию дошкольников : методов и способов
• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
Ход семинара:
Здравствуйте коллеги, давайте мы поздороваемся друг с другом (необычным способом с помощью волшебного парашюта.
(все встаем по периметру и поднимаем его вверх, а один проходит на середину и приветствует всех)
Нравственность - это совокупность качеств и ценностей, определяющих поведение отдельного человека и общества в целом.
Нравственное воспитание - это : целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений. В наше время актуальность данного вопроса обусловлена модернизацией системы образования. В условиях стремления человечества к новизне, инновациям не следует забывать о человеческих ценностях, на которой держится наш мир – это духовные и нравственные ценности.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Упражнение «Чаша»
- Душа ребенка – это полная чаша.
У каждого из вас есть сердечко, напишите качество, которым вы хотите наделить своих воспитанников.
Педагоги пишут на «сердечках» качества и размещают их в «чаше» на
мольберте.
- Посмотрите, какую яркую, красивую душу, мы хотим видеть у наших детей!
Озвучиваются качества, написанные на «сердечках».
Казалось бы - такая важная тема для развития и благополучия социума. Но действительность такова, что в современном мире нравственности подрастающего поколения недостаточно уделяется внимание.
Несмотря на то, что существует огромное количество кружков развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок "Развитие нравственности". Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам нежели заложить этические принципы разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Но без разумного управления этим процессом, ребенок может делать ошибочные выводы. Понятие "хорошо" для него еще сильно расплывчато, ему проще такое понятиями "нравится" - "не нравится". Отнял игрушку у другого - хорошо - к моим сокровищам прибавилось. Я сильный - сильным быть хорошо - поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм - что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо - безнравственно. К сожалению, не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. Поэтому особенно важно целенаправленно воспитывать нравственные качества в ребенке.
Что же является инструментом для развития нравственных качеств ребенка?
-художественные средства;
-природу;
-собственную деятельность детей;
-общение;
-уход за животными и растениями,
-окружающую обстановку.
Игровое упражнение "Кто в ответе за нравственное воспитание : детский сад или родители?"
Нравственное воспитание дошкольников совместная работа педагогов и родителей.
Правильное нравственное воспитание немыслимо, если взрослые не интересуются его поведением, если они не осуждают дурных поступков и не поощряют хороших. В таких случаях нравственный опыт детей складывается с трудом, общепринятые нормы поведения усваиваются медленно, у детей нет стимула, побуждающего к хорошим поступкам.
Именно оценка взрослого помогает ребенку осознать, что хорошо в его поступках, а что плохо и почему. Оценка помогает утвердиться в достигнутом и в следующий раз быть более внимательным, послушным, вежливым.
Оценивая поступок ребенка, важно объяснить эту оценку, высказать о поступке суждение. «Антон- хороший мальчик», «Коля хорошо поступил»- такие оценки конечно обрадуют малышей. Но почему их хвалят дети не поймут. Они не узнают, как их поступки связаны с нормами поведения. Поэтому подобны оценки малоэффективны. Выполнял ли ребенок трудовое поручение взрослого, сам ли заметил, как и в чем нужно помочь старшим, пожалел ли маленького –во всех случаях надо понять, действовал ли ребенок с любовью или равнодушно, добросовестно ли трудился выполнял ли установленные требования. Вот почему оценивая поступок ребенка, недостаточно сказать «молодец, хорошо». Нужно в простой и понятной форме растолковать ему, что в его действиях было хорошо, а чего еще не достает. (Митя сделал правильно, предложив стул вошедшему, но поставил его у двери. Надо было предложить гостю пройти в комнату)
Родители порой излишне умиляются, если сын или дочь хоть изредка убирают свои игрушки, выполняет поручения, благодарит за услугу. Они чрезмерно расхваливают ребенка в его присутствии соседям и знакомым. У малыша постепенно воспитывается самомнение, зазнайство и неправильная самооценка. Не пользу, а вред приносят незаслуженные оценки. Они обесценивают похвалу, потому что достаются очень легко.
Итак, какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания?
Во-первых, воспитывается ответственность. Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. Самым эффективным способом в воспитании ответственности будет введение штрафов и санкций.
Патриотизм. Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т. д. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.
Гуманизм. Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки.
Воспитывается дисциплинированность и культура поведения. Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Здесь важно провести тонкую грань между уважением ребёнка к принятым нормам и страхом перед наказанием. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям.
Чувство коллективизма. Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированном чувстве коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.
Воспитывается уважительное отношение к старшим. Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т. д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать.
Бережное отношение к животным и растениям. Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире.
Игра является ключевым инструментом в воспитании нравственности дошкольников.
Упражнение «Подарок»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
Ход игры; Дети становятся в круг. Выбирается «именинник», который становится в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. ( Можно подарить и реальные вещи: шарик, конфету, а можно подарить дружбу, хорошее настроение. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.
Упражнение «Закончи предложение»
Педагогам предлагается закончить предложение: -
Я не люблю, когда дети в группе.
Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе.
Основа нравственности человека закладывается в самом раннем возрасте и здесь очень важно не упустить момент её формирования. Самое эффективное средство нравственного воспитания – это совместная деятельность со взрослым.
2024год семьи. Одной из главных функций семьи является воспитание детей. В Конституции РФ говорится, что граждане Российской Федерации обязаны заботится о воспитании детей, готовить их к труду, чтобы они стали достойными членами общества. Как видим, воспитание детей – важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Основным законом. Выполнять эту обязанность семье помогает общественность, школа, дошкольные учреждения.
Просмотр фильма «Детское счастье» Александр Ковтунец
Вопросы и обсуждение по фильму.