Анастасия Пепеляева
Семинар для педагогов «Финансовая грамотность дошкольников»
▼ Скачать
Финансовая грамотность дошкольников.
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом -
Приучай его с детства заниматься трудом,
Чем он раньше познает, как хлеб достаётся -
Тем полезней ему будет в жизни потом.
Финансовая грамотность – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости воспитания финансовой грамотности с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях. Что же такое финансовая грамотность?
Публикация «Семинар для педагогов „Финансовая грамотность дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.
Финансово грамотный человек – это человек, который:
• умеет грамотно обращаться с деньгами и следить за состоянием личных финансов,
• ведет учёт доходов и расходов;
• умеет «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
• ориентируется в экономической обстановке страны;
• может распознать признаки финансового мошенничества;
• выполняет свои обязательства налогоплательщика;
• умеет ориентироваться в банковских услугах.
Долгое время считалось, что финансовая грамотность необходима только работникам финансовых структур. Но как показывает практика, люди всё чаще и чаще сетуют на отсутствие экономических и финансовых знаний, которые помогли бы им, например, не принимать участие в сомнительных денежных операциях. И только 12% людей считают, что обладают достаточным уровнем финансовой осведомлённости.
Поэтому сейчас в нашей стране активно проводится политика по повышению финансовой грамотности среди взрослого населения и подрастающего поколения. Для детей выпускается специальная литература, создаются экономические игры и приложения. Для взрослых предназначены информационные сайты и онлайн-курсы по управлению личными финансами.
В чём важность?
Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки.
Мы часто говорим о деньгах и рядом с нами находятся наши дети. Очень важно приучать детей к правильному отношению к деньгам. Мы сталкиваемся с такими проблемами : «Сколько не дай ему, а все мало, не бережет игрушки, постоянно их теряет, ломает, рвет, нет бережного отношения к вещам. Ребенок 7 лет говорит, что такого, 5 тысяч, это же не 50». Нет ценности правильного отношения к деньгам. Кто виноват в такой ситуации? Что делать?
Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение детьми знаний об окружающей жизни, и в частности, о финансово-экономических отношениях.
«Деньги», «богатство», «бедность», «реклама», «кредит», «долги» и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие.
Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше, начиная с 5-6 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и повышается интерес к миру взрослых.
Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребё нком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т. д.
Что должен знать ребёнок?
Теперь давайте поговорим о том, что должны знать дети о мире денег и финансов. Всю информацию можно разделить на 5 больших групп.
Первая группа – знания о деньгах:
• какие бывают деньги;
• как можно пользоваться деньгами;
• как правильно считать деньги;
• разумная трата денег;
• как научиться экономить деньги;
• способы защиты денежных средств.
Вторая группа – знания о потребностях:
• какие бывают потребности;
• желания и возможности человека.
Третья группа – знания о товаре:
• знакомство с понятиями «цена», «покупка», «продажа»;
• от чего зависит цена товара;
• как определить качество товара.
Четвертая группа – знания о труде:
• какой бывает труд, знакомство с профессиями;
• как определить продукт труда;
• оплата труда, знакомство с понятием «заработная плата»;
Пятая группа – знания о бюджете:
• что такое бюджет, из чего он состоит;
• расходы и доходы семьи;
• какие могут быть источники дохода;
• способы экономии бюджета.
Эти сведения помогут ребёнку познакомиться с основными экономическими понятиями и ориентироваться в них.
Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.
Предлагаем использовать следующие финансово-экономические игры :
1. «Магазин»
Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.
С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.
2. «Банк»
Игра знакомит ребёнка с устройством банковской системы и основными банковскими операциями. Перед этим рекомендуется сходить с детьми на экскурсию в настоящий банк.
Дети поочерёдно берут на себя роли кассира и посетителей, которым нужно взять кредит, открыть вклад или положить деньги на счёт.
Такие сюжетно-ролевые игры помогают детям выработать нужный алгоритм поведения и освоить культуру взаимоотношений между людьми в финансовых учреждениях
3. «Профессии»
Дети знакомится с различными профессиями с помощью игр и занятий в детском саду. Необходимо рассказать ребятам о труде каждого члена семьи и поиграть в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.
Детям предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.
4. «Знакомимся с деньгами»
В этой игре взрослый знакомит детей с купюрами и монетами, учит их правильно считать.
5. «Я иду в магазин»
Цель этой игры – научить ребёнка различать жизненно необходимые товары и те, покупку которых можно отложить, а также укладываться в пределы имеющейся денежной суммы.
На столе раскладываются картинки различных товаров (хлеб, молоко, торт, игровая приставка, стиральный порошок и другие). У каждой картинки есть свой ценник. Необязательно указывать реальную цену товара. Если ребёнок считает только до 10, значит, все ценники оформляются в этих пределах.
Ребёнку даё тся задание: «Ты пришёл в магазин. У тебя 10 рублей. Тебе нужно купить продукты, сладости для маленькой сестрёнки и стиральный порошок. Превышать сумму нельзя».
6. «Реклама»
Эта игра хорошо подходит для группы детей и способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков.
На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения, так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, викторины и конкурсы, театрализованные постановки.)
Для организации занятий в детском саду должна быть преобразована предметно-пространственная среда группы: организован уголок по финансовой грамотности, изготовлены пособия для сюжетно-ролевых игр «Банк», «Супермаркет», разработаны и изготовлены настольные дидактические игры «Копилка», «Профессии и продукты труда», «Потребности человека: материальные и духовные», собраны мини-музеи «Деньги разных стран».
Также важно провести работу с семьей. Дать родителям рекомендации по воспитанию финансовой грамотности у их чад.
• Неоходимо рассказывать ребёнку об основных потребностях семьи. Дети должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.
• Можно посоветовать родителям, планируя посещение магазина, составить список покупок вместе с ребёнком
Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживаться этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.
• Необходимо научить ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности
• Познакомить малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях
По возможности устроить экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.
• Не оставлять без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки
Объяснить, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложить найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.
Таким образом, обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Создание условий и практическая деятельность позволят активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появится интерес к людям разных профессий, они станут бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески будут подходить к решению игровых задач.
Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.