Тирон Елена
Семинар для педагогов ДОУ «Мальчики и девочки, учить по-разному, любить по-разному»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар Для педагогов Доу. "Мальчики и девочки, учить по-разному, любить по-разному".
План проведения
1. Информационная часть.
1.1. Нейропедагогика.
1.2. Мальчики и девочки – почему они разные.
1.3. Загадки асимметричного мозга.
1.4. Игра «Калейдоскоп».
2. Практический инструментарий. Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».
3. Рефлексия. Подведение итогов работы
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Мальчики и девочки, учить по-разному, любить по-разному“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Информационная часть. 1.1. Нейропедагогика.
Этот семинар для тех, кто не раз задумывался, как из бессознательного существа всего за два года малыш превращается в человека говорящего, а за каких-то десять или даже пять лет – в человека со сложнейшей психикой. Почему даже в одной семье дети растут такими непохожими? Почему каждый ребенок идет своим путем развития: в разное время появляется понимание речи и само говорение, да еще и говорить-то все начинают по-разному? Почему неодинаково проявляются эмоции: гнев, страх, огорчение, удивление?.
Великий педагог К. Д. Ушинский говорил, что для того чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо понять его во всех отношениях. Но в одиночку ни педагоги, ни психологи, ни нейрофизиологи и нейропсихологи никогда не смогут «понять ребенка во всех отношениях». Требуются новые подходы, комплексное видение проблемы, объединение всех специалистов, которые работают с ребенком и для ребенка. Все они накопили массу фактов и создали свои теории, но каждый специалист смотрит на проблему детства со своей стороны, под своим углом зрения, а значит, и видит ее однобоко.
Именно это лишний раз убеждало специалистов в необходимости создания нейропедагогики, которая объединяет достижения как многих нейронаук (нейроанатомии, нейрогенетики, нейропсихологии, нейролингвистики, так и психологии и педагогики.
Итак, нейропедагогика – это новые знания о функциональном развитии мозга ребенка, новые стратегии экспериментального исследования активного, осмысленного отношения ребенка к деятельности, новые научные программы работы с детьми, новые нейропсихологические методы диагностики и прогноза психического развития, новые формы психологической коррекции поведения ребенка, новые типы дошкольных учреждений, где с помощью нейропедагогики формируется творческая педагогика, хорошо понимающая ребенка и способная раскрыть творческие возможности мозга.
1.2. Мальчики и девочки – почему они разные.
Зачем природе мужское и женское. Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного.
Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т. д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков
Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить; при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания («отойди», «принеси», «дай», «сделай», «перестань», а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях («нравится», «люблю», «грустный», «веселый»).
Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д., используя при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам в отличие от девочек для их полноценного психического развития требуется большее пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.
А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?
Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.
Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа.
Почему?
По-видимому, потому, что мы не умеем учить мальчиков. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины : дома – мама и бабушка, в детском саду – воспитательница («усатый нянь» – это, к сожалению, практически повсеместно несбыточная мечта, в начальной школе – учительница, лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники – мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек, и вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению произошла без участия мужчин.
А может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли. А знаете почему? У неё другой тип мозга и другой тип мышления.
А как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду? Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности её ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.
И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какое у нас следующее занятие?», а девочки – для установления контакта со взрослым («А вы к нам ещё придете?»). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) – на отношения между людьми.
Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагоги видят это по обращенным к ним глазам и строят обучение таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они на девочек. Мальчики же раскачиваются долго и на воспитателя смотрят реже. Но вот и они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать.
Воспитатель сразу замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, занятие переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими.
Занятие закончено. Но было ли оно рассчитано на мальчиков, на особенности их физиологических и психических функций? К сожалению, нет.
У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом «паспортном» возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и «забивают» их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно.
Психологи считают, что женщины (и девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решать речевым способом.
Значит, речь лучше развита у девочек и женщин! Оказывается это утверждение спорно. Что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи, несомненно, лучше развита у женщин и девочек : у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, – лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин – способность к поиску нового нестандартного общения, к новаторству.
В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Женскому полу важно выжить, и отбор шел на адаптируемость (приспосабливаемость к меняющимся условиям жизни, воспитуемость. Поэтому при неблагоприятных условиях, например, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослыми, и в определенной мере, лучше или хуже, справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из под контроля взрослого, не подчиняться ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно.
Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков.
Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую.
Что здесь можно порекомендовать? Остановитесь. Ограничьте длину своей нотации, но сделайте ее более ёмкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если ваша речь сводится к двум словам: «Ты – плохой!» – то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно – чем же вы недовольны. Важно, чтобы он понял это как можно быстрее, только в этом случае его реакция будет адекватной.
Важный вывод: мальчик и девочка – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них, эти поступки, реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
1.3. Загадки асимметричного мозга.
Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное, дедуктивное. Его называют еще эмоциональным.
Оба наши полушария неравноценны. Они действуют совместно, «рука об руку», но у каждого свои «излюбленные приемы». Это дает нам огромные преимущества, позволяя решать разнообразнейшие задачи.
Но одни из нас, левополушарники, «охотнее» пользуются «услугами» левого полушария, другие – правого. Можно ли узнать о стратегии работы мозга конкретного человека, не изучая энцефалограмму, не используя методы, доступные только специалистам? Можно. Почти каждый человек имеет ведущую руку, глаз, ухо и т. д. Если ведущим является правый парный орган, это говорит в пользу преимущественно регуляции связанного с ним вида деятельности левым полушарием, и наоборот.
Опираясь на три важнейших показателя – так называемые «рукость», «глазость» и «ухость» – исследователи условно выделяют несколько типов функциональной ассиметрии мозга.
Праворуких с ведущими правым глазом и ухом условно можно считать левополушарниками. Праворукие с ведущими левым глазом и ухом – это скорее правополушарники. Праворукие с несовпадающими ведущими глазом и ухом – смешанный тип. Левши заняли особое место. Это малочисленная группа обычно ярких правополушарников с особым характером функциональной асимметрии.
Для выявления ведущей руки существуют специальные тесты. Вот некоторые из них.
Определение степени праворукости.
1. Раздать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).
2. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
3. Отвинтить гайку, накрученную на болт.
4. Погладить игрушечную зверюшку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
5. Вдеть нитку в иголку (для малышей – палочку в кольцо).
6. Показать, как зажигают спичку.
7. Открыть (отвинтить) пробку на пузырьке.
8. Проделать движения игры «Сорока-сорока» (рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой).
Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Для определения ведущего уха, ребенка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру.
У нормального леворукого ребенка наши неумелые и неграмотные педагогические воздействия, стремление переучить ребенка наперекор природе могут привести к самым тяжелым последствиям.
Если у левши иначе устроен мозг, то, значит, и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, показано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, то есть более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.
При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др., а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Их стихия – индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения чьему-то мнению, а важна собственная инициатива и интуиция.
Но группа детского сада и тем более школьный класс – это как раз и есть работа в жестком регламенте, когда вся жизнь в течение дня расписана заранее по времени, месту и виду деятельности. Здесь не слишком ценят инициативу и интуицию, а ценят послушание и дисциплину. Вот откуда берутся трудновоспитуемые левши. Кстати, и часть правшей, имеющих определенные «левые» признаки, о которых будет сказано чуть позже, во многом сходны с левшами по своему психологическому статусу.
У леворуких детей чаще бывают неврозы. Однако это связано не только с их особой ранимостью, но и с тем, что в нашем праворуком мире они постоянно испытывают так называемый «декстрастресс» (правый стресс). Мы не замечаем, а леворукий сталкивается на каждом шагу с тем, что все окружающие предметы сделаны таким образом, что ими удобно пользоваться правше и очень неудобно или просто невозможно – левше.
Даже двери открывать левше неудобно, осветительные приборы обычно располагаются слева и т. д.
Мы и учим детей в основном на отрицательных примерах. А хорошо ли это для развития умения детей общаться между собой, жить среди людей?
1.4. Игра «Калейдоскоп».
Рекомендации ведущему. Эта игра должна проходить в быстром темпе. Скажите группе детей приблизительно следующее: «Я собираюсь озадачить вас множеством маленьких вопросов и заданий. Как только вы найдете ответ, тут же начинайте искать других участников, нашедших тот же ответ. Встаньте рядом с ними и, если у вас еще останется время, обменяйтесь несколькими фразами. Вероятность того, что вы найдете немало общего со многими игроками, весьма велика, и вы можете сделать из этого некоторые выводы. Позднее мы поговорим об этой игре, а также о тех вопросах, которые, возможно, еще будут вас интересовать».
Нижеприведенный список весьма обширен и включает множество вопросов, которые можно использовать при проведении этой игры. Перемежайте простые вопросы более сложными. Старайтесь, чтобы вопросы, на которые есть лишь два ответа (соответственно при этом образуются лишь две группы, сменялись неоднозначными. Позаботьтесь о том, чтобы образовавшиеся группы существовали недолго: сразу же подкиньте участникам новый вопрос.
Сложи пальцы в кулак. Твой большой палец внутри или снаружи?
Сложи руки вместе. Какой большой палец – правый или левый – оказался сверху?
Скрести руки на груди. Левая или правая рука сверху?
Когда ты надеваешь брюки, с какой ноги ты начинаешь?
Ты, скорее, замкнутый или общительный человек?
Какой ногой – правой или левой – ты качаешь в такт музыке?
Используя свой указательный палец как карандаш, нарисуй в воздухе круг. Твой палец движется по часовой стрелке или против нее?
Нарисуй указательным пальцем в воздухе очертания собаки. Собака смотрит налево или направо?
Используй одну руку как подзорную трубу. Каким глазом ты смотришь в эту трубу?
Представь, что ты перепрыгиваешь через низкую стену. Какой ногой ты отталкиваешься?
Под каким знаком зодиака ты родился?
Когда ты видишь мелкую монетку на улице, ты подбираешь ее или оставляешь валяться?
Когда ты любишь принимать душ – утром или вечером?
Какие продукты питания или блюда ты не переносишь?
Какой запах тебе особенно нравится?
Твое типичное положение, когда ты стоишь: ладони на поясе, руки скрещены, руки спрятаны за спиной или опущены вниз?
Если ты оборачиваешься за кем-нибудь, через какое плечо ты смотришь?
Если ты садишься на пол, какая рука первой касается пола?
Когда ты вскрываешь письмо, пользуешься ли ты специальным ножом, ножницами или просто рвешь конверт?
От кого ты легче принимаешь помощь – от мужчин или женщин, а может, ты предпочитаешь справляться с проблемами сам?
Что ты лучше запоминаешь – имена или лица?
В каком случае ты чувствуешь себя более способным на творчество - когда ты в одиночестве, с партнером или же в группе?
Обсуждение.
2. Практический инструментарий. Рекомендации «Особенности воспитания мальчиков и девочек».
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка, с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек, ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не усердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Давая задания мальчикам, старайтесь включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.
Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним. Не переусердствуйте с соблюдением режима для ребенка-левши – для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы. Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, то есть на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика.
Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
Поделиться…
4. Рефлексия, подведение итогов работы.