Ксения Румянцева
Семинар для педагогов «Безопасность ребенка в семье»
▼ Скачать +Заказ
Сл 2- Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Скудность и однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Публикация «Семинар для педагогов „Безопасность ребенка в семье“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Сл 3- Семья может выступать в качестве положительного так и отрицательного фактора воспитания. Никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени из – за чрезмерной загруженности на работе, забывают или, может быть даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с ними.
Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение в собственной семье.
Сл 4- К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально- психологического…
Мы живем в обществе с высокой толерантностью к насилию. Поэтому статистика применения физической силы к детям часто обесценивается или подвергается сомнению: мол, ну не может же быть так много, да и шлепок — это разве насилие? Что ответить на это? Детей действительно много и часто бьют. И да, шлепок — это тоже насилие.
Давайте все же обратимся к точным научным данным и рассмотрим точную формулировку.
Сл 5 - Насилие над детьми — жестокое или плохое обращение с детьми.
Может выражаться в форме физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, отсутствия заботы, а также торговли или других формы эксплуатации, способных привести или приводящих к фактическому ущербу для здоровья ребёнка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти.
Согласно ВОЗ, насилие над детьми является глобальной проблемой с серьёзными пожизненными последствиями.
Сл 6 -Мы собрали данные из открытых источников о насилии, которое применяется в российских семьях по отношению к детям. Вот эти цифры.
- Чем сильнее в стране дискриминируют женщин, тем чаще взрослые бьют детей. Россия занимает 50-е место в рейтинге гендерного равенства.
- От 30 до 70 процентов россиян одобряют шлепки и подзатыльники как метод воспитания.
- В обеспеченных семьях детей тоже бьют : 40 процентов родителей с высоким доходом применяют физические наказания.
- 40 процентов взрослых подвергались физическому насилию в детстве.
16 процентов из них наказывали часто.
- 51 процент родителей признались в том, что применяли физические наказания.
- 55 процентов случаев жестокого обращения с ребенком — это применение разного вида физического насилия: от избиения до убийства.
Сл 7 - В России ежегодно насилию в семье подвергаются два миллиона детей в возрасте до 14 лет. Это около 60 процентов всех детей в стране. Две трети из них — дошкольники.
- В бедных семьях уровень насилия составляет более 60 процентов.
- Больше половины — 63 процента — считают, что шлепать детей можно в крайних случаях.
- 70 процентов осужденных за жестокое обращение с детьми: истязания, избиения или убийство — это отцы, отчимы, дедушки, дяди, братья и сожители матерей.
- 77 процентов детей, пострадавших от насилия, стали жертвами своих родителей.
- 11 процентов пострадали от родственников и только 10 процентов — от посторонних людей.
- Мальчиков бьют в три раза чаще, чем девочек
Сл 8- 9 - Детей бьют:
Руками
Ногами
Ремнем
Шнурами от электроники
Скакалкой
Прутом
Швабрами и вениками
- Чаще всего детей бьют матери. Не потому, что они более жестокие, чем отцы. На это есть две причины: матери чаще отцов берут на себя ответственность за детей, а также отцов часто попросту не бывает в семье.
- Чем выше образование родителей, тем реже они бьют детей
- 52 процента мужчин и 32 процента женщин считают, что в детстве их самих били заслуженно
Сл 10 - Виды насилия над детьми
Физическое насилие над ребёнком — преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий. Признаками физического насилия являются синяки, царапины, рубцы, ожоги, ссадины, раны, переломы, а также грубое обращение, которое может привести к увечьям.
Некоторые специалисты считают, что культурные нормы, допускающие телесные наказания, являются одной из причин насилия над детьми, и организуют кампании за изменение этих норм.
С 1979 по 2021 год телесные наказания родителями были запрещены в 63 (в том числе в 35 европейских) странах. Во многих странах, где подобного запрета нет, данная практика вызывает множество споров.
Сл 11- Сексуальное насилие над ребёнком — это насилие взрослого человека или старшего подростка над ребёнком с целью сексуальной стимуляции.
Под сексуальным насилием подразумевается вовлечение ребёнка в сексуальные действия, направленные на физическое удовлетворение человека, осуществляющего насилие, или на извлечение им прибыли.
К формам сексуального насилия над ребёнком относятся предложение или принуждение ребёнка к сексуальным действиям (вне зависимости от результата, демонстрация ребёнку гениталий, демонстрация ребёнку порнографии, сексуальный контакт с ребёнком, физический контакт с гениталиями ребёнка, рассматривание гениталий ребёнка без физического контакта, использование ребёнка для производства детской порнографии.
Последствиями сексуального насилия в детстве могут быть чувство вины, самообвинения, флешбеки, ночные кошмары, бессонница, страхи, связанные с воспоминаниями о насилии (в том числе страхи объектов, запахов, мест, посещений врача и др., неадекватная самооценка, сексуальные расстройства, хронические боли, химические зависимости, самоповреждения, суицидальные мысли, соматические расстройства, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, другие психические расстройства (в том числе пограничное расстройство личности и диссоциативное расстройство личности, булимия).
Сл 12- Эмоциональное насилие
Эмоциональное насилие определяется как однократное или хроническое воздействие на ребёнка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.
К эмоциональному насилию относятся, в частности, громкий крик на ребёнка, грубое и оскорбительное обращение, невнимание, резкая критика, обзывание, высмеивание, унижение, угрозы, уничтожение личных вещей ребёнка, пытки или убийство домашнего животного.
Реакция детей на эмоциональное насилие может выражаться в дистанцировании от насильника, интериоризации оскорбительных оценок или сопротивлении путём оскорбления насильника.
Эмоциональное насилие может приводить к формированию болезненной привязанности, склонности жертв винить себя в совершённом в отношении них насилии, выученной беспомощности и чрезмерно пассивному поведению.
Сл 13- Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями ребёнка (в еде, одежде, жилье, медицинской помощи или присмотре) со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка, в результате чего здоровье, безопасность и благополучие ребёнка оказываются под угрозой. К наблюдаемым признакам отсутствия заботы относится постоянное непосещение ребёнком школы, попрошайничество, кражи ребёнком денег или еды, грязная кожа или одежда, отсутствие сезонной одежды.
Заброшенные дети могут страдать задержками физического и психосоциального развития, что может стать причиной психических расстройств и нарушения нейропсихологических функций, в том числе исполнительных функций, внимания, речи, памяти и социальных навыков.
По данным исследований, дети, пережившие отсутствие заботы, как правило, впоследствии не воспринимают взрослых как источник безопасности и демонстрируют повышенную агрессивность и гиперактивность, что может помешать формированию здоровой и прочной привязанности к приёмным родителям. Адаптируясь к насильственному или непостоянному родителю или опекуну, такие дети становятся настороженными и недоверчивыми; часто отмечают их неискренность и склонность к манипуляциям. Жертвы отсутствия заботы впоследствии могут испытывать трудности при завязывании и поддержании дружеских и романтических отношений в результате недостатка привязанностей в детстве.
Более подробно остановимся на сексуальном насилии. Так как последнее время эта проблема поставлена на первый план.
Сл 14- По данным МВД РФ, за последний год было зарегистрировано 14 тыс. случаев изнасилований или домогательств в отношении несовершеннолетних – при этом каждое шестое из них совершалось в семье.
«Газета. Ru» — о том, почему родственники становятся педофилами, как насильники охотятся на детей в соцсетях и почему тюрьма не исправляет их.
К сожалению, сексуальное насилие над детьми также является значительно недооцененным преступлением, которое трудно доказать и привлечь к ответственности. Большинство лиц, виновных в растлении детей, инцесте и изнасиловании, никогда не выявляются и не задерживаются.
Где ребенок может столкнуться с сексуализированным насилием?
К сожалению, в современном мире ребенок может стать жертвой сексуализированного насилия практически везде: в собственном доме, в общественном транспорте, в школах, в детских садах, на улице, в медицинских учреждениях, в летних лагерях и спортивных секциях.
В большинстве случаев (по данным ГСУ СК по Московской области — в 80 процентах случаев) дети страдают от сексуализированного насилия со стороны своих родственников, а это значит, что насильственные действия чаще всего происходят прямо дома — там, где должно быть безопаснее всего.
Как часто совершаются акты сексуализированного насилия над детьми?
По данным ЮНИСЕФ, каждая десятая девочка и девушка в возрасте до 20 лет хотя бы раз подвергалась сексуализированному насилию — в 90 процентах случаев со стороны людей, которых они знали лично: родственников, учителей, соседей, бойфрендов или мужей.
.
В России нет сводной статистики сексуализированных преступлений, которые совершаются против детей, а та, которая есть, по мнению экспертов, может быть сильно заниженной — нередко дети боятся рассказывать о произошедшем или и вовсе не понимают, что с ними происходит что-то плохое.
К сожалению, о такого рода преступлениях мало говорят: ни в интернете, ни тем более в семьях.
Сл 15 - Сексуальному насилию в возрасте до 14 лет обычно подвергаются 20-30% девочек и 10% мальчиков. Мальчики чаще, чем девочки, подвергаются насилию в более раннем возрасте. Хотя в общей сложности сексуальное насилие над мальчиками встречается в 3-4 раза реже, чем над девочками.
В 75% случаев насильники знакомы детям.
И только 25% насильников — совершенно незнакомые люди.
В 45% случаев насильником является родственник,
в 30% — более дальний знакомый (друг брата, любовник матери или бабушки).
Вывод: Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже — братом или дядей.
Таким образом, С грустью приходится констатировать, что многие из них совершаются близкими людьми или родственниками.
Были дела, где отец в отношении своих детей — мальчика трех лет и девочки семи лет — осуществлял, как трактует у нас УПК (уголовно-процессуальный кодекс) «иные действия сексуального характера». Он называл это игрой.
Вообще, это распространенная трактовка сексуальных действий, которая используется особенно для детей. Насильник или агрессор таким способом пытается расположить к себе ребенка, показывая ему, что в этой «игре» нет ничего особенного и плохого.
Что эта «игра» считается «нормой» и все взрослые в нее играют. Кто- то называл такие игры «забава».
Но по факту — это осуществление насильником оральных поступательных движений в отношении половых органов ребенка. Кстати, по этому делу насильник так и не понес уголовной ответственности из-за того, что следствие не нашло в его действиях «состава преступления», хотя привлекался он по двум эпизодам с хорошей доказательной базой.
В другом случае растлитель называл оральный акт — «благодарностью», а демонстрируя видео порнографического содержания ребенку — «обучающими видео».
Было дело, где сожитель матери ребенка развращал девочку путем поиска у нее эрогенных зон и достижения ею тем самым удовольствия — девочке только исполнилось 12 лет, параллельно все это сопровождалось отправлением картинок порнографического содержания.
Кейс интересен тем, что ребенок впоследствии влюбился в своего насильника, в том числе из-за ложного «чувства заботы» о ней, так как насильник покупал ей одежду, подарки и сладости.
Сл 16 - На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать, а также возможностью для ребенка свободно сказать «нет».
Таким образом, напрашивается вывод, что насильник живет среди нас, чаще всего ведет обычный образ жизни и оказывается именно тем, кому доверяют ребенка : отец, отчим, родственники, друзья, или тем, кто в силу профессиональных обязанностей призван общаться с ним и защищать его: врач, учитель, воспитатель, тренер, священники т. д.
Несмотря на то, что за такого рода противоправные действия установлена уголовная ответственность, многие факты насилия остаются нераскрытыми. И это может случаться по многим причинам: боязнь и стыд сообщить о случившемся насилии, страх перед родителями (в случае если один из родителей — насильник, страх непринятия обществом, страх взаимодействия со следователем, стыд перед близкими и прочие причины.
Сл 17 - Дети, пережившие насилие, испытывают трудности в социализации и часто не могут быть полноценными членами общества. В результате семейного насилия в детях вырабатывается и развивается такое негативное качество, как жестокость, дети приходят к выводу, что насилие - способ, которым можно разрешить конфликты.
Избивая ребенка, родители закладывают в его личностные качества агрессию и жестокость, которые при определенных условиях могут проявиться в будущей жизни ребёнка, несмотря на то, что внешне он может выглядеть забитым, неагрессивным. У детей в результате насилия над ними появляются отклонения в физическом и психическом развитии, в эмоциональной сфере.
Эти дети излишне чувствительны, быстро и неадекватно реагируют на действия окружающих. Агрессивные дети часто склонны винить других в своих ошибках, отказываются подчиняться общим правилам, что и привносят в свою взрослую жизнь в последующем.
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
Давайте рассмотрим более подробно признаки ребенка пережившему насилие :
• ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
• ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
• ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
• у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
• ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
• ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
• ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
• ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
• у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Сл 18 - Возрастные особенности детей, переживших насилие.
Психологические нарушения, характерные для фактора физического насилия, проявляются вскоре после начала физического насилия, независимо от возраста ребёнка или его половой принадлежности.
У детей первых лет жизни (до 2 лет) прослеживается постоянный страх наказания родителей, а затем всех взрослых; тоскливое настроение с тихим нытьём, плаксивостью; настороженность в сочетании с противоположным знаком эмоциональности – кратковременной капризностью, активными реакциями протеста со злобностью и агрессивностью, отдельными нарушениями влечений. Отмечается наличие депривационных привычек – сосание пальцев, одеяла, одежды.
После 1,5-2 лет у детей обнаруживается динамика эмоциональных нарушений в сторону от реактивной субдепрессии к депрессии с дистимическим компонентом, в ряде случаев в сочетании с повышенной тревожностью. У них же начинают прослеживаться нарушения коммуникаций в виде парааутистических проявлений – элементы феномена тождества, безучастность к окружающему, монотонность поведения, индифферентность к ситуации одиночества, стереотипии в двигательных проявлениях. В тех и других расстройствах определяется полярность – безучастность к окружающему может сменяться активной злобностью и разрушительными тенденциями, необщительность – агрессивным взаимодействием не только с детьми, но и, например, с матерью, которая и была источником физического насилия.
У детей 4-5 лет с пролонгированным физическим насилием в семье выявляются : «двойственность» поведения – отмечается как бы примирение с фактом насилия, пассивное послушание, уступчивость перед ситуацией наказания. Одновременно у этих детей могут иметь место эпизоды расторможения влечений с агрессивными реакциями: вербальная агрессия; агрессивные игры; мучительство слабых детей, животных.
Агрессивные тенденции в поведении особенно отчётливо проявляются в возрасте 7-10 лет, в анамнезе которых фактор физического насилия отмечен на протяжении 4-5 лет и более, в первую очередь у тех, кто продолжает оставаться в ситуации физического насилия. Они подражают в жестокости взрослым, не боятся, в определённой степени, наказания, а напротив, как бы провоцируют его.
С детьми-лидерами ведут себя подобострастно, униженно, но не избегают общения с ними. С детьми слабее себя или с животными жестоки, издеваются над ними. У них наблюдаются аффективные настроения в виде дисфорических вспышек со злобой, копролалией, двигательным возбуждением, драчливостью с элементами аффективно суженного сознания в сочетании с преобладанием дистимического фона настроения вне приступов агрессии и псевдовзрослости в поведении. Их характеризует трусливость, подчинение сильным, льстивость, склонность к воровству, нередко бессмысленному, с тенденцией к порче вещей.
В более старшем возрасте (10-12 лет) выявляется склонность к дромомании, пиромании, пачканью нечистотами, формируется жестокость с элементами мучительства.
Сл 19 - Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком :
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.
Сл 20- Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Сл 21- Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
• оградить ребенка от реакции других детей;
• уделить ребенку максимум внимания;
• дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
Сл 23- Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
(Числовые данные на некоторых слайдах при просмотре могут не отображаться. Требуется загрузить презентацию)