Ольга Исаченко
Семинар для педагогов «Как научить ребенка общению»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как научить ребенка общению»
Ход семинара:
1. Трудности общения.
2. Как научить ребенка речевому общению. Речевые нарушения.
3. Как научить общаться в конфликтной ситуации.
4. Застенчивый ребёнок.
5. Как научить ребёнка иметь и отстаивать свое мнение.
6. Общение с другими.
7. Рефлексия.
1. Общение с другими людьми – бесценный дар и важнейшее уменье, которым обладают люди. Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми, и, согласитесь, что по мере взросления маленького человека это общение все больше изменяется и обогащается. В возрасте 2-5 лет дети выбирают себе друзей без особого старания, за внешнюю привлекательность или, например, за то, что у сверстника лучшие игрушки, и он живет поблизости.
Публикация «Семинар для педагогов „Как научить ребенка общению“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В возрасте 4-7 лет дошкольники относятся к дружбе, как к односторонним отношениям. Они не отвергают друга, но и не поддаются его влиянию. В этом возрасте дети не рассматривают дружбу как постоянную обязанность.
Между 7 и 14 годами дети начинают чувствовать влияние друзей – настолько сильное, что беспокоятся, как бы их не отвергли.
С 10-12 лет, школьники начинают руководствоваться своими ценностями при выборе друзей.
После 12 подростки уже понимают, что знакомство
со сверстниками – постепенный и длительный процесс.
Потребность доверять другому самые личные и важные переживания, появляется у подростков к 16 годам, а некоторые постигают её только став взрослыми.
Общение и дружба – важный социальный навык, поскольку друзья – существенная составляющая жизни. Малыши-дошколята, которые общаются с другими детьми, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные, или трагические события. Игра со сверстниками позволяет детям узнать, как люди должны вести себя в конкретных ситуациях. Они учатся действовать сообща, задумываться о своих поступках и поступках других детей, узнают, как принято себя вести в разных ситуациях.
ПЕРВАЯ ПРИЧИНА ТРЕВОГ ПРИ ОБЩЕНИИ - РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ С ПОЗИЦИИ СИЛЫ, СЛИШКОМ АГРЕССИВНОЕ ОТСТАИВАНИЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ.
Юра часто изо всех сил дергает других детей за волосы, Маша кричит изо всех сил, когда кто-то прикасается к её игрушкам, Миша толкает и бьет брата, если он трогает его вещи.
Неужели так должно быть? Можно наказать ребенка и сказать, что злиться не хорошо! Но давайте разберемся – всегда ли такие «воспитательные моменты» действительно эффективны? За внешне похожими поступками могут лежать разные причины.
Возможно, Юра хотел добиться внимания от других детей, Маша не научилась договариваться и не умеет играть сообща, а Миша пытается отстоять таким способом свой статус в семье, потому что он хочет завоевать внимание и любовь мамы. Только понимая истинные причины агрессивного поведения, мы можем понять, как правильно реагировать на такие ситуации.
Дети младшего возраста ещё не знают о существовании альтернативных решений, поэтому взрослые, родители могут научить их возможным способам поведения. Задача родителей – показать на своем примере, как они стали бы разрешать аналогичные проблемные ситуации, научить ребенка различать ситуации, когда следует вступать в борьбу, а когда следует уступить.
Чрезмерно плотный распорядок дня может вызвать у детей усталость. Утомленные и раздраженные дети чаще совершают агрессивные поступки (вспомните себя в конце тяжелой рабочей недели). С другой стороны, нужно убедиться, что вашему ребенку хватает физической нагрузки, и ему есть куда выплеснуть накопившуюся энергию, потому что иногда через драку, агрессивность дети сбрасывают переполняющую их агрессию.
Согласитесь, что агрессивность – это ещё и проявление активной жизненной позиции, стремления добиваться того, чего хочется. Со временем дети научатся доказывать свою правоту не кулаками, а словами, научатся находить более дипломатичные способы достижения собственных целей.
Другая причина беспокойств родителей дошколят – это неуверенность ребенка в себе, робость, застенчивость, тревожность. Все родители хотят, чтобы ребенок узнал, что такое дружба, но что же делать, если другие дети не берут его в свои игры, не желают общаться, обижают, а сам ребенок не может за себя постоять?
Искусство родителей и педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям в таких ситуациях – помочь сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, регулярно приглашать гостей и хвалить каждый новый шаг, который смог преодолеть ребенок на пути к другому человеку. Ведь родители могут помочь ребёнку стать немного увереннее.
Более сложная ситуация, в которой необходима помощь специалиста, – это ситуация полной изоляции ребенка: категорическое нежелание общаться с другими детьми, ограниченный круг интересов, страх всего непривычного и необычного. Психолог поможет понять причины такого поведения, а совместные усилия всей семьи и команды специалистов помогут преодолеть возникшие трудности.
По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются. Детям нужно ваше понимание, терпение и поддержка, потому что умение общаться так же важно, как и умение учиться.
Поступление в школу – это значительное изменение жизни, всей социальной ситуации вокруг ребенка, совершенно нормально, что ребенок первое время может быть смущен и растерян.
Попадая в новый коллектив, ребенок встречается с новыми правилами и требованиями, он присматривается к другим детям, а они изучают его. Правила общения в новой группе не «прописаны», нужно завоевать авторитет, показать то, на что ты способен. Не всегда даже нам, взрослым людям, это удается легко.
Некоторые дети склонны держаться первое время в стороне и могут выглядеть достаточно замкнутыми. Для других же наоборот, новые впечатления, новые дети вокруг вызывают интерес. Первая реакция может быть разной, но обычно, через 1-2 месяца, ребенок уже осваивается в классе, находит себе друга.
Способность легко находить друзей – признак психологического благополучия, личностной и социальной компетентности. Первая дружба помогает чувствовать себя увереннее в новой среде, ведь ребенок ещё не обладает достаточной силой характера и независимостью.
Друг помогает освоить ребенку территории, выйти за пределы родительского влияния. Освобождаясь от родительской опеки, ребенок открывает собственное «Я» и «Я» других людей. За пределами дома ребенок получает возможность увидеть себя глазами своих друзей. Некоторые дети, также как и взрослые, менее общительны, чем другие. Родители начинают волноваться, когда ребенок не находит друзей в школе и становится одиночкой
Причины этого могут быть как внешние, так и внутренние. Как мы уже говорили ранее, способность находить себе друзей, связана с чувством внутренней безопасности и уверенности в себе. Причиной повышенной тревожности ребёнка, может оказаться нестабильность в жизни взрослых. Или, в силу характера, ребенку требуется много времени и сил, для того, чтобы установить доверительные отношения. Чтобы побудить ребенка к общению, чаще приглашайте друзей на семейные торжества, в теплой домашней атмосфере ему будет легче проявить открытость и дружелюбие. Всегда важен положительный опыт, который вселяет в нас силы и уверенность.
Как и в любой группе людей, появляется лидер и его команда, «знайка» и «двоечник», «злостный хулиган», «душа группы», «местный клоун», «козел отпущения» и другие персонажи. Это характерные групповые роли, которые могут быть выражены достаточно сильно. Хорошо, если ваш ребенок лидер, но вот что делать, если его считают «отверженным».
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СЕБЯ И НАЙТИ ДРУЗЕЙ?
Покажите ребёнку, что вы знаете о его проблеме, её значимости, предложите помочь.
Доверительный разговор и ваша поддержка – это его надежда на то, что он не один, что у него есть союзники. Подумайте вместе, как можно правильно вести себя в тех или иных провокационных ситуациях.
Использование схемы «Стоп-кадр» при формировании самоконтроля:
действие увидел подумал оценил решил
Другой причиной тревоги, может стать агрессивное поведение ребенка
НЕУМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ И ВСТУПАТЬ В ДИАЛОГ, СЛИШКОМ АКТИВНОЕ ОТСТАИВАНИЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ В УЩЕРБ ИНТЕРЕСОВ ДРУГИХ ДЕТЕЙ, ВРАЖДЕБНОСТЬ.
Возможно, столь агрессивная защита своих прав также может быть связана с неуверенностью ребенка в себе, тревожностью, и под маской злости скрывается страх. А, возможно, ребенок просто не освоил ещё такие навыки общения, как умения договариваться, уступать, справляться со своими эмоциями и проявлять их более приемлемым способом. Нежелания учитывать интересы других детей и неумение понимать их чувства, так же может быть причиной агрессивного поведения ребёнка. Развитие эмпатии, способности понимать переживания другого человека ослабляет действие агрессивных импульсов и помогает ребенку научиться менее конфликтно защищать свои позиции.
2. Но что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 5 - 6 лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить ребенка общаться со взрослым? Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Это опережающая инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно уметь общаться самому. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто делать ему замечания или демонстрировать более совершенные и пока недоступные ребенку виды общения, а вести его за собой, включать его в это общение.
Общение – это всегда двусторонний процесс. Если хотя бы одна из этих сторон отсутствует, общение разрушается и превращается в нечто иное. Например, если человек постоянно стремится высказаться сам, продемонстрировать себя, настоять на своем, и совершенно не слышит своих собеседников (что достаточно часто встречается и у детей и у взрослых) – это будет похоже скорее на сольное выступление или на приказание, но не на общение. Если же один из партнеров предпочитает слушать, соглашаться, подчиняться, и при этом практически не высказывается сам, это также не общение, а управление и подчинение. И только наличие своей инициативы (а значит своего мнения, отношения, своих суждений) и умение слышать и отвечать партнеру составляют способность к диалогу, к общению. Эту драгоценную, но довольно редкую способность нужно воспитывать, начиная с детства.
Важно, чтобы взрослый поддерживал и поощрял любую познавательную активность со стороны детей, любые проявления любознательности: хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся основной темы разговора. Такая беседа с рассматриванием картинок может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания самих детей. Желательно, чтобы на протяжении этого времени тема разговора оставалась постоянной. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выступать в роли учителя и выбирать слишком сложные и малодоступные детям вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.
Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстративный материал (книжки, картинки, но и прошлый опыт самого ребенка. Вовлечение своих впечатлений в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких зверей или птиц, куда они ходили с родителями и пр. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уходил от основной темы разговора и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.
По-другому происходит формированию личностного общения. Здесь важно создавать атмосферу близости, доверия, открытости друг другу. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности, но не навязывая его как единственное и не подавляя инициативу детей.
Детям дошкольного возраста очень важно дать ценностные ориентиры для правильного отношения к человеческим качествам и поступкам. Именно в этом возрасте они могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле.
Формирование личностного общения может включаться в повседневную жизнь ребенка, в его игру, занятия, общение с друзьями. Но для этого важно постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал, что будешь делать потом и т. д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность ребенку заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Значение этих вопросов (и, конечно же, ответов) состоит даже не в том, что они выявляют какие-то уже сложившиеся отношения и намерения, а в том, что эти вопросы заставляют дошкольника задуматься о себе, сформулировать, а значит во многом и сформировать свое собственное отношение, намерение, действие.
Итак, мы рассказали о возможных и проверенных на практике способах формирования наиболее сложных для дошкольников видов общения со взрослым. Описанные приемы не являются единственно возможными, поскольку каждый раз приходится учитывать поведение конкретного ребенка, его отношение к предыдущим занятиям, его особенности характера. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть важность общения ребенка со взрослым.
Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребенок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т. д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы так или иначе связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребенка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные "сеансы" общения. Ведь говорить о чем-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний. Многие наши обвинения и требования возникают в результате того, что мы, родители, плохо представляем психологию малыша и думаем, что у дошкольника должны быть те же взгляды на жизнь, те же возможности и потребности, что и у взрослых. Но это далеко не так. Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
3. Хорошая коммуникабельность – основа хороших отношений. В семье, где здоровые взаимоотношения, всегда процветают уважение и любовь друг к другу. Коммуникабельность позволяет семьям становиться более сильными, крепкими.
Родители должны учить своих детей определенным навыкам искусства общения. Важные моменты в обучении детей навыкам коммуникации:
• Громко кричать, не значит, что вас услышат. В действительности все обстоит наоборот. Громкие крики заставляют человека тоже раздражаться и отвечать тем же. Частое упущение в вопросах воспитания наших детей, это когда мы на них кричим, чтобы «заставить их слушать». Вместо того, чтобы кричать на них, нам необходимо быть сдержаннее, но при этом проявлять строгость и не терять авторитет у наших детей.
Чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно при общении, нужно его подготовить. Несколько простых советов:
1. Для ребёнка Вы пример. Ведь дети учатся общаться от Вас, наблюдая и слушая. Ваш ребёнок будет разговаривать, так как и Вы.
2. Ребёнок лучше усваивает речь в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Больше проявляйте интерес слушать. Если слушать Вас переутомляет или Вы очень спешите, помните, что терпение, проявленное Вами в дошкольный период, избавит Вас от проблем в будущем.
3. Уделяйте ребёнку больше времени. Именно от степени раннего развития и зависит дальнейший процесс развития ребёнка в школе.
4. Лучшее развитие речи идёт в той атмосфере, где спокойствие, безопасность и любовь.
5. У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Уважайте их неповторимость.
6. Ставьте для себя и для ребёнка реальные задания. Ведите и направляйте, только не подталкивайте.
7. Обеспечьте ребёнка реальными возможностями пользоваться каждым из пяти ощущений. Он должен видеть, слушать, дотрагиваться руками, пробовать на вкус и ощущать запахи окружающего мира.
8. Обеспечить все возможности и условия для полноценной и самостоятельной игры ребёнка. Игра - это его главная деятельность, это его работа. Выгодский говорил: "чем лучше ребёнок играется, тем лучше он подготовлен к школе".
Всё это должно помощь дошкольнику более уверенно себя чувствовать в общении с другими. И научит большей самостоятельности, что очень важно, когда рядом нет родителей.
Навыки противостояния
Так как в школе ребёнка ждёт общение с различными детьми, в том числе и с такими которые будут приучать его к неправильным поступкам, то нужно и на это обратить внимание. Навыки противостояния однолеткам - это такие поступки или действия, какие родители могут воспитывать в своём ребёнке с целью отказа от употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.
Правило 1. Научить своего ребёнка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий для разговора момент попросите ребёнка сказать, что делает Вас особенным человеком. Спросите, что ребёнку нравится в нём. Прибавьте к его описанию больше его хороших черт, которые он сам не назовёт.
Правило 2. Обсудите вместе с ребёнком понятие дружбы. Попросите его сложить описание настоящего друга "друг - это …" и "друг - это не…". Пока он работает, сложите своё описание друга.
Правило 3. Научите ребёнка говорить людям "нет".
Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?
Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.
Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.
Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.
Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.
И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.
Монтессори - педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?
Бессловесная коммуникация - самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.
Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?
Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: "Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять".
Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я учусь".
Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.
Заповеди для родителей и воспитателей.
Детей учит то, что их окружает. Дети отражение мира вокруг.
Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Вопросы для обсуждения:
Какие средства коммуникации, вербальные или невербальные, преобладают в дошкольном возрасте? Почему?
Верно ли утверждение, что детей учит то, что их окружает?
Что, на ваш взгляд, главнее: научить ребёнка чему-либо или построить добрые отношения с ним? Обоснуйте свой ответ.
Выберите пять заповедей, соблюдение которых вы считаете особенно важными в воспитании детей. Обоснуйте свой выбор.
Игры и упражнения.
1. "Назови себя". Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
2. "Позови ласково". Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.
3. "Волшебный стул". Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на "волшебный стул", остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
4. "Передача чувств". Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся задание передать "по цепочке" определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают что они чувствовали при этом.
5. "Волшебный цветок". Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
6. "Разноцветный букет". Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все "букетики" объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.
РЕФЛЕКСИЯ. Ромашка с лепестками- высказываниями впечатлений о семинаре. Что было интересного? Чему я научился?Что вызвало затруднения?