Альбина Горохова
Семинар для педагогов «Межличностные взаимодействия взрослых и детей при организации образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
«Межличностные взаимодействия взрослых и детей при организации образовательного процесса»
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Солнышко»
Горохова А. В.
Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас на подготовленный мною семинар на тему : «Межличностные взаимодействия взрослых и детей при организации образовательного процесса»
Публикация «Семинар для педагогов „Межличностные взаимодействия взрослых и детей при организации образовательного процесса“» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Содержательные вопросы семинара :
1. Введение
2. Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие»;
3. Типы взаимодействия взрослого с ребенком;
4. Взаимодействие педагога и детей при организации образовательного процесса.
Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.
Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.
Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.
Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды.
Основная цель такого взаимодействия это повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического и психологического здоровья детей, их полноценного развития и подготовки к обучению к школе
Взаимодействие – это в первую очередь взаимодействие с кем-то или чем-то вне меня, с внешним миром.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка.
Взаимодействие взрослых с детьми – центральный пункт системы дошкольного образования.
Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников, направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Педагоги и все, кто контактирует с маленькими детьми, играют важнейшую роль в развитии у детей :
- самоуважения и самоуверенности в себе;
- желания и умения учиться на протяжении всей жизни;
- умения жить и работать с другими людьми;
- межкультурной и межличностной толерантности.
В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком.
В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка :
воздействие авторитетом;
наставления, нотации;
указания;
контроль;
наказание, окрик.
При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку. Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми. В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. В период адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе.
Следующим типом взаимодействия является личностно-ориентированное целью которого, является развитие личности ребенка. Основные принципы личностно-ориентированной педагогики это принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых- создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми :
признание прав и свобод ребенка,
сотрудничество,
сопереживание и поддержка,
обсуждение,
гибкое введение ограничений.
Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится уважать себя и других, чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира.
Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность.
Искренность. Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.
Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.
Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.
Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. Педагог как профессионал должен: хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, иметь представление о психологических закономерностях развития ребенка на разных возрастных этапах; обладать соответствующими навыками ухода за детьми раннего возраста; быть знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста; уметь играть с детьми, знать детскую художественную литературу (сказки, стихи, потешки, песенки, владеет навыками в разных видах художественно-эстетической деятельности; владеть культурой общения (соблюдать этические нормы, проявлять корректность при обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть внимательным и доброжелательным в общении с коллегами и т. п.) и речи (она должна быть грамотной, служить образцом правильной литературной речи).
Способ межличностного взаимодействия является важным компонентом образовательной среды и определяется тем, как строятся взаимоотношения между педагогом и детьми.
Педагоги при построении процесса образования детей используют методы, соответствующие возрастным особенностям детей; оптимизируют и направляют процесс обучения так, чтобы он соответствовал уровню развития детей, их индивидуальным интересам, потребностям и возможностям.
Индивидуализация – один из главных принципов образования детей дошкольного возраста предполагает:
- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и - создание индивидуальных программ развития;
- помощь и поддержку каждому ребенку в сложной ситуации;
- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности;
Индивидуализация – акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
При правильном выстроенном взаимодействии педагога с детьми у ребенка развивается:
- Чувство собственного «Я»;
- Чувство принадлежности к определенному сообществу.
Педагог :
СТРЕМИТСЯ использовать индивидуальный подход к обучению и воспитанию каждого ребенка;
УБЕЖДЕН, что все дети особенные и обладают индивидуальными способностями;
ПОНИМАЕТ, что каждый ребенок развивается в своем темпе, обладает собственными склонностями и интересами;
УЧИТЫВАЕТ уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.
Построение взаимодействия педагога с детьми :
Педагог не является диктующим, всезнающим «источником информации», руководителем, а создает пространство для свободного творчества детей где
Дети:
Общаются друг с другом;
Участвуют в обсуждениях;
Совместно решают проблемы.
Педагоги :
Поддерживают детей;
Помогают им осмыслить свои действия;
Учат рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение.
Заключение:
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса :
по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам послушать притчу:
Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".
Вопрос. Уважаемые педагоги, как вы думаете, чему же учит нас эта притча?
Резюме. Общение важная составляющая в жизни каждого человека, а общение в профессии педагога - его главный инструмент.
В конце нашего семинара я попросила бы Вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось- потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.
Литература:
1. Большой Энциклопедический словарь.
2. Словарь-справочник Управление дошкольным учреждением/ Составитель - С. Д. Сажина. М. - ТЦ Сфера, 2008.
3. Юбозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. — М. : Педагогика, 1981.
4. М. М. Поташник. Управление профессиональным ростом педагога ДОУ/ М. - Центр педагогического развития, 2010.
5. Панфилова А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр Академия – 2006.
6. Интернет – ресурсы.