МААМ-картинки

Семинар для инструкторов по физической культуре ДОУ «Психомоторная коррекция у дошкольников с ОВЗ»

Елена Решетова
Семинар для инструкторов по физической культуре ДОУ «Психомоторная коррекция у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для инструкторов по физической культуре ДОУ

Тема: «Психомоторная коррекция у детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях по физической культуре»

Цель: создание условий для развития психомоторных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре.

Задачи:

- развивать мелкую и крупную моторику; умение согласованно выполнять движения;

Темочки:

- снимать психоэмоциональное напряжение и чувство тревоги.

- развивать межполушарное взаимодействие.

- формировать пространственные представления.

- развивать произвольную саморегуляцию, самоконтроль над поведением, двигательную активность.

Ход семинара:

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)- это дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получения образования без создания специальных условий.

(ст. 2 ФЗ от 29.12.2012- №273 «Об образовании Российской Федерации»)

Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования.

Особенности индивидуального развития детей с ОВЗ

дошкольного возраста :

- слабый темп выполнения заданий;

- низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение, речи, мышления, мелкой и крупной моторики, мотивации;

- высокий уровень психомышечного напряжения;

- трудности в понимании и удерживании инструкций;

- нарушение координация движений;

- повышенная тревожность (болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении); утомляемость (быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании) и возбудимость (беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству);

- нуждается в постоянной помощи взрослого.

В заключении ПМПК педагог-психолог указывает одну из рекомендаций для работы с обучающимися – это психомоторная и двигательная коррекция.

Психомоторная коррекция – это воздействие на сенсомоторный уровень, который является основной базой формирования психических и моторных функций.

Психомоторное развитие - это процесс, в котором проявляется единство движений с психическими действиями (мышление, воображение, чувства).

Психомоторная коррекция имеет высокую эффективность в сочетании с доступностью при работе с детьми и способствует:

- успешности в овладении чтением, письмом;

- снижению утомляемости, истощаемости, напряженности, тревожности;

- устранению двигательных нарушений;

- развитию двигательной (моторной) ловкости, мелкой и общей моторики;

- повышению способности к произвольному контролю, управлению своим эмоциональным состоянием;

- формированию психических процессов, уверенности в воспроизведении движений, пространственных отношений;

- гармонизации эмоционально - волевой сферы.

Основные условия по психомоторной коррекции с детьми с ОВЗ :

- систематическое выполнение упражнений;

- стимулирование интереса у детей к психомоторным упражнениям в виде набора занимательных игр и игровых упражнений;

- соблюдение последовательности выполнения упражнений от простых к более сложным;

- ограничение длительности выполнения психомоторных упражнений при первых признаках невнимания и утомления детей;

- выполнение упражнений сначала в медленном темпе с последующим варьированием условий их выполнения (изменения темпа, ритма, продолжительности и т. п.);

- использование методов кондуктивного (вместе с педагогом, сопряженного (взрослый начинает выполнять упражнение вместе с ребенком, затем последний заканчивает его самостоятельно, отраженного (по показу, самостоятельного (по словесной инструкции) методов выполнения упражнения;

- применение игровой формы проведения занятий.

Основные направления психомоторной коррекции :

1. Развитие общей (крупной) моторики -

двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения, стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой.

Основа развития общей моторики – это общеразвивающие упражнения.

2. Развитие тонкой (мелкой) моторики - это точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги.

На основе уровня развития общей моторики происходит развитие более точных движений - тонкой (мелкой) моторики.

Мелкая моторика связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психический функций и учебных навыков.

Важным средством развития мелкой моторики рук является использование мелкого спортивного инвентаря (скакалки, гимнастические палки, разнообразные малые и большие мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и т. д.).

Алгоритм по развитию тонкой (мелкой) моторики у детей с ОВЗ:

1. На начальном этапе необходимо использовать утяжеленный мешочек (мешочек удобно ловить одной рукой, при падении на пол мешочек не укатывается, мешочек льнет к ладони и ребенок лучше чувствуют его в руке);

2. Затем переходить к обучению его действиям с малыми мячами.

Помните: освоение предметных действий с малыми мячами для детей с недостаточной сформированностью тонкой моторики рук представляет значительные трудности:

3. Развитие межполушарного взаимодействие - это кинезиологические упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарные взаимодействие у детей с ОВЗ, т. е. происходит развитие умственных способностей через движение.

Чем гармоничнее связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальной и физической сферах. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект.

4. Развитие навыков дыхания

Дыхание - это процесс, который представляет собой совокупность дыхательных движений (актов, циклов).

Для постановки речевого дыхания у детей с ОВЗ используются различные виды дыхательных упражнений.

Статические дыхательные упражнения (выполняются при неподвижном положении тела (стоя, сидя, лежа).

Динамические дыхательные упражнения ( выполняются при различных видах движений: физические упражнения, небыстрые передвижения, подвижные игры и другие виды двигательных ситуаций).

Таким образом, включая элементы психомоторной коррекции в работу с детьми, ребенок может создавать движения любых форм и любой сложности. Чем больше психомоторных действий усвоил ребенок и чем точнее его движения, тем совершенней его мышление.

Приложение:

Примерный комплекс для развития тонкой (мелкой) моторики:

1. И. п. : о. с., малый мяч (далее – мяч) в правой руке. На счет 1–2 – руки в стороны, вдох; 3–4 – руки вниз перед собой (или за спину, мяч переложить в левую руку, выдох. То же, мяч в левой руке.

2. И. п. : стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. На счет 1 – руки в стороны, вдох; 2 – наклон к правой ноге, не сгибая коленей, переложить мяч в правую руку за правой пяткой, выдох; 3 – руки в стороны, вдох; 4 – исходное положение (и. п., выдох. То же, но наклон к левой ноге.

3. И. п. : о. с., мяч в правой руке. На счет 1 – руки в стороны, вдох; 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мяч под коленом в левую руку, выдох; 3 – руки в стороны, ногу опустить, вдох; 4 – и. п., выдох. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

4. И. п. : сидя, ноги врозь, мяч в правой руке у бедра. На счет 1 – руки в стороны, вдох; 2–3 – наклон к левой ноге, переложить мяч в левую руку, выдох; 4 – и. п. То же, наклон к правой ноге.

5. И. п. : лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мяч в правой руке. На счет 1–2 – колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мяч в левую руку, выдох; 3–4 – и. п., вдох. То же, но мяч в левой руке.

Примерный комплекс статических дыхательных упражнений

1. И. п. : одно из основных статических положений тела (движения позы) по выбору: стоя, сидя или лежа с произвольным или заданным положением рук и ног. На счет 1–2 – вдох; на 3–4 – выдох [тип дыхания, а также его разновидность (носовое или ротовое)

определяются задачами]. От занятия к занятию продолжительность выдоха увеличивается за счет контроля путем прибавления чисел при счете на выдох.

2. И. п. : стойка ноги врозь, руки опущены. На счет 1 – быстрый ротоносовой (смешанный) вдох; на длительном выдохе – произнесение изолированных звуков; варианты: 1) гласных [а, э, о]; 2) длительные согласные: а) (глухие [х, ф, с] и др. ; б) звонкие[в, з] и др. ; в) сонорные [м, н] и др.).

На первых занятиях произносить по одному звуку, на последующих – постепенно увеличивать количество звуков на один выдох.

3. И. п. : лежа на спине, ноги вытянуты, руки в стороны. На счет 1 – быстрый смешанный вдох; на длительном выдохе – произнесение ряда звуков: гласных (по 2, 3 и т. д., по заданию); длительных согласных (по 2, 3 и т. д., по заданию).

Примерный комплекс динамических дыхательных упражнений

1. И. п. : стойка ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1 – руки в стороны, пальцы в кулаке, указательные выпрямлены; быстрый смешанный вдох; под дальнейший счет на длительном выдохе произнесение изолированных звуков с одновременным вращением указательными пальцами: имитация 1) осы: «С – С – С»;

2) комара: «З – З – З»; жука: 3) «Ж – Ж – Ж» или других звуков в зависимости от коррекционно-учебных задач. Повторить упражнение в среднем темпе не более двух-трех раз с одним звуком. ( В дальнейшем возможно усложнение упражнения: повороты, наклоны туловища; медленная ходьба и т. д.)

2. И. п. : стойка ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1 – руки в стороны, быстрый смешанный вдох; на 2–3 – растопыренные пальцы обеих рук производят шевеления; (имитация шелеста листьев на ветках деревьев); на выдохе произносится длительный звук [Ш]; на 4 – и. п. Повторить в среднем темпе 2 3 раза.

3. Ходьба с имитацией движений и звукового сопровождения полета самолета: «У – У – У»; гусей: «га-га-га»; уток: «кря-кря-кря» и др. в течение 30 40 секунд.

4. И. п. : стойка ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1 – быстрый смешанный вдох; на длительном выдохе имитируются движения игры на инструменте с одновременным их озвучением: «ля-ля-ля», «ду-ду-ду», «бум-бум-бум» и др. Повторить в среднем темпе 2 3 раза.

Примерный комплекс кинезиологических упражнений

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плос-кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь», произнося их вслух или про себя.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Возьмите в обе руки по воображаемому карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Публикации по теме:

Конспект занятия по физической культуре «Путешествие в страну Смешариков» для старших дошкольниковКонспект занятия по физической культуре «Путешествие в страну Смешариков» для старших дошкольников Конспект занятия по физической культуре «Путешествие в страну Смешариков» для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение интереса.

Консультация для инструкторов по физической культуре «Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала»Консультация для инструкторов по физической культуре «Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала» .

Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников» Дисциплина - это обучение правильному поведению. Очень актуальна данная тема в начале учебного года, когда происходит формирование детского.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Рекомендации для инструкторов по физической культуре ДОО «Проектный метод организации физкультурно-оздоровительной работы» Рекомендация для инструкторов по физической культуре ДОО: "Проектный метод организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО"Проектная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для инструкторов по физической культуре ДОУ «Психомоторная коррекция у дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 21 ноября 2024 в 08:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для инструкторов по физической культуре ДОУ «Психомоторная коррекция у дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Решетова (УИ 312636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД