Елена Решетова
Семинар для инструкторов по физической культуре ДОУ «Психомоторная коррекция у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для инструкторов по физической культуре ДОУ
Тема: «Психомоторная коррекция у детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях по физической культуре»
Цель: создание условий для развития психомоторных навыков у дошкольников на занятиях по физической культуре.
Задачи:
- развивать мелкую и крупную моторику; умение согласованно выполнять движения;
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Семинар, практикум
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- снимать психоэмоциональное напряжение и чувство тревоги.
- развивать межполушарное взаимодействие.
- формировать пространственные представления.
- развивать произвольную саморегуляцию, самоконтроль над поведением, двигательную активность.
Ход семинара:
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)- это дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получения образования без создания специальных условий.
(ст. 2 ФЗ от 29.12.2012- №273 «Об образовании Российской Федерации»)
Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования.
Особенности индивидуального развития детей с ОВЗ
дошкольного возраста :
- слабый темп выполнения заданий;
- низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение, речи, мышления, мелкой и крупной моторики, мотивации;
- высокий уровень психомышечного напряжения;
- трудности в понимании и удерживании инструкций;
- нарушение координация движений;
- повышенная тревожность (болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении); утомляемость (быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании) и возбудимость (беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству);
- нуждается в постоянной помощи взрослого.
В заключении ПМПК педагог-психолог указывает одну из рекомендаций для работы с обучающимися – это психомоторная и двигательная коррекция.
Психомоторная коррекция – это воздействие на сенсомоторный уровень, который является основной базой формирования психических и моторных функций.
Психомоторное развитие - это процесс, в котором проявляется единство движений с психическими действиями (мышление, воображение, чувства).
Психомоторная коррекция имеет высокую эффективность в сочетании с доступностью при работе с детьми и способствует:
- успешности в овладении чтением, письмом;
- снижению утомляемости, истощаемости, напряженности, тревожности;
- устранению двигательных нарушений;
- развитию двигательной (моторной) ловкости, мелкой и общей моторики;
- повышению способности к произвольному контролю, управлению своим эмоциональным состоянием;
- формированию психических процессов, уверенности в воспроизведении движений, пространственных отношений;
- гармонизации эмоционально - волевой сферы.
Основные условия по психомоторной коррекции с детьми с ОВЗ :
- систематическое выполнение упражнений;
- стимулирование интереса у детей к психомоторным упражнениям в виде набора занимательных игр и игровых упражнений;
- соблюдение последовательности выполнения упражнений от простых к более сложным;
- ограничение длительности выполнения психомоторных упражнений при первых признаках невнимания и утомления детей;
- выполнение упражнений сначала в медленном темпе с последующим варьированием условий их выполнения (изменения темпа, ритма, продолжительности и т. п.);
- использование методов кондуктивного (вместе с педагогом, сопряженного (взрослый начинает выполнять упражнение вместе с ребенком, затем последний заканчивает его самостоятельно, отраженного (по показу, самостоятельного (по словесной инструкции) методов выполнения упражнения;
- применение игровой формы проведения занятий.
Основные направления психомоторной коррекции :
1. Развитие общей (крупной) моторики -
двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения, стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой.
Основа развития общей моторики – это общеразвивающие упражнения.
2. Развитие тонкой (мелкой) моторики - это точные движения запястья, кисти и пальцев руки, а также стопы и пальцев ноги.
На основе уровня развития общей моторики происходит развитие более точных движений - тонкой (мелкой) моторики.
Мелкая моторика связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование психический функций и учебных навыков.
Важным средством развития мелкой моторики рук является использование мелкого спортивного инвентаря (скакалки, гимнастические палки, разнообразные малые и большие мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные мешочки и т. д.).
Алгоритм по развитию тонкой (мелкой) моторики у детей с ОВЗ:
1. На начальном этапе необходимо использовать утяжеленный мешочек (мешочек удобно ловить одной рукой, при падении на пол мешочек не укатывается, мешочек льнет к ладони и ребенок лучше чувствуют его в руке);
2. Затем переходить к обучению его действиям с малыми мячами.
Помните: освоение предметных действий с малыми мячами для детей с недостаточной сформированностью тонкой моторики рук представляет значительные трудности:
3. Развитие межполушарного взаимодействие - это кинезиологические упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарные взаимодействие у детей с ОВЗ, т. е. происходит развитие умственных способностей через движение.
Чем гармоничнее связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальной и физической сферах. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект.
4. Развитие навыков дыхания
Дыхание - это процесс, который представляет собой совокупность дыхательных движений (актов, циклов).
Для постановки речевого дыхания у детей с ОВЗ используются различные виды дыхательных упражнений.
Статические дыхательные упражнения (выполняются при неподвижном положении тела (стоя, сидя, лежа).
Динамические дыхательные упражнения ( выполняются при различных видах движений: физические упражнения, небыстрые передвижения, подвижные игры и другие виды двигательных ситуаций).
Таким образом, включая элементы психомоторной коррекции в работу с детьми, ребенок может создавать движения любых форм и любой сложности. Чем больше психомоторных действий усвоил ребенок и чем точнее его движения, тем совершенней его мышление.
Приложение:
Примерный комплекс для развития тонкой (мелкой) моторики:
1. И. п. : о. с., малый мяч (далее – мяч) в правой руке. На счет 1–2 – руки в стороны, вдох; 3–4 – руки вниз перед собой (или за спину, мяч переложить в левую руку, выдох. То же, мяч в левой руке.
2. И. п. : стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. На счет 1 – руки в стороны, вдох; 2 – наклон к правой ноге, не сгибая коленей, переложить мяч в правую руку за правой пяткой, выдох; 3 – руки в стороны, вдох; 4 – исходное положение (и. п., выдох. То же, но наклон к левой ноге.
3. И. п. : о. с., мяч в правой руке. На счет 1 – руки в стороны, вдох; 2 – правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мяч под коленом в левую руку, выдох; 3 – руки в стороны, ногу опустить, вдох; 4 – и. п., выдох. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
4. И. п. : сидя, ноги врозь, мяч в правой руке у бедра. На счет 1 – руки в стороны, вдох; 2–3 – наклон к левой ноге, переложить мяч в левую руку, выдох; 4 – и. п. То же, наклон к правой ноге.
5. И. п. : лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, мяч в правой руке. На счет 1–2 – колени приблизить к подбородку, голени сомкнуть, переложить через них мяч в левую руку, выдох; 3–4 – и. п., вдох. То же, но мяч в левой руке.
Примерный комплекс статических дыхательных упражнений
1. И. п. : одно из основных статических положений тела (движения позы) по выбору: стоя, сидя или лежа с произвольным или заданным положением рук и ног. На счет 1–2 – вдох; на 3–4 – выдох [тип дыхания, а также его разновидность (носовое или ротовое)
определяются задачами]. От занятия к занятию продолжительность выдоха увеличивается за счет контроля путем прибавления чисел при счете на выдох.
2. И. п. : стойка ноги врозь, руки опущены. На счет 1 – быстрый ротоносовой (смешанный) вдох; на длительном выдохе – произнесение изолированных звуков; варианты: 1) гласных [а, э, о]; 2) длительные согласные: а) (глухие [х, ф, с] и др. ; б) звонкие[в, з] и др. ; в) сонорные [м, н] и др.).
На первых занятиях произносить по одному звуку, на последующих – постепенно увеличивать количество звуков на один выдох.
3. И. п. : лежа на спине, ноги вытянуты, руки в стороны. На счет 1 – быстрый смешанный вдох; на длительном выдохе – произнесение ряда звуков: гласных (по 2, 3 и т. д., по заданию); длительных согласных (по 2, 3 и т. д., по заданию).
Примерный комплекс динамических дыхательных упражнений
1. И. п. : стойка ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1 – руки в стороны, пальцы в кулаке, указательные выпрямлены; быстрый смешанный вдох; под дальнейший счет на длительном выдохе произнесение изолированных звуков с одновременным вращением указательными пальцами: имитация 1) осы: «С – С – С»;
2) комара: «З – З – З»; жука: 3) «Ж – Ж – Ж» или других звуков в зависимости от коррекционно-учебных задач. Повторить упражнение в среднем темпе не более двух-трех раз с одним звуком. ( В дальнейшем возможно усложнение упражнения: повороты, наклоны туловища; медленная ходьба и т. д.)
2. И. п. : стойка ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1 – руки в стороны, быстрый смешанный вдох; на 2–3 – растопыренные пальцы обеих рук производят шевеления; (имитация шелеста листьев на ветках деревьев); на выдохе произносится длительный звук [Ш]; на 4 – и. п. Повторить в среднем темпе 2 3 раза.
3. Ходьба с имитацией движений и звукового сопровождения полета самолета: «У – У – У»; гусей: «га-га-га»; уток: «кря-кря-кря» и др. в течение 30 40 секунд.
4. И. п. : стойка ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1 – быстрый смешанный вдох; на длительном выдохе имитируются движения игры на инструменте с одновременным их озвучением: «ля-ля-ля», «ду-ду-ду», «бум-бум-бум» и др. Повторить в среднем темпе 2 3 раза.
Примерный комплекс кинезиологических упражнений
1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плос-кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь», произнося их вслух или про себя.
3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
4. Зеркальное рисование. Возьмите в обе руки по воображаемому карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».