Анастасия Чапига
Заседание семейного клуба «Во что играют наши дети?»
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный клуб
Тема: «Во что играют наши дети?»
Форма проведения: беседа с элементами практикума
Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; изучить игры на развитие внимания, личностных качеств ребенка.
Ход мероприятия:
При входе в зал родители получают жетоны разного цвета и делятся на команды.
Публикация «Заседание семейного клуба „Во что играют наши дети?“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
- Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие игры вредны? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? На все эти вопросы мы вместе найдем ответы. Давайте для начала выясним, что такое игра.
Игра с родителями «Волшебный мяч».
Воспитатель бросает мяч одному из родителей и задает вопрос: «Как вы думаете, что такое игра?»
- Мы выслушали мнения некоторых из вас, а теперь давайте узнаем, что такое игра с точки зрения знаменитых психологов и педагогов.
Задание командам: каждой команде мы раздадим высказывания по данному вопросу. Ваша задача обсудить эти изречения, выбрать наиболее важные из них и обосновать свой выбор. (Работа в командах, выступление команд)
Изречения:
«Игра – дорога в жизнь», «Игра – отрезок реальной жизни», «Игра – зеркало души», «Игра – регулятор жизни», «Игра – кладезь таланта», «Игра – способ самовыражения», «Игра – зеркало семьи», «Игра – строительный материал для развития Я» и т. д.
- Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости. Все они вместе со считалками, песенками, закличками – величайшее богатство нашей культуры, сохранялись и передавались из уст в уста. Давайте с вами узнаем, в какие игры вы – родители играете со своими детьми.
Задание командам: перечислить подвижные игры, в которые вы играете с детьми, и проиграть по одной игре с противоположной командой.
- Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры.
Ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие». Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры.
Задание для команд: ответьте на вопрос «Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку?» (работа команд, выступление родителей)
- Мы с вами согласны. Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Для детей игра – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.
Игра – школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется…», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…
Задание для команд: каждой команде предлагается решить педагогическую ситуацию. Для каждой команды своя педагогическая ситуация:
1) Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил:
- Запрещаю!
Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?
(коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться)
2) Дети играли в игру «Магазин». Около продавца выстроилась очередь. Интересно было наблюдать за поведением детей в очереди. Таня захотела стать старушкой. Она надела платок, взяла палочку в руку, сгорбилась и сказала:
- Я – бабушка.
Витя, который не хотел никого пропускать, спросил:
- Старенькая, да?
- Конечно, бабушки всегда старенькие.
- Тогда становись впереди меня. Бабушек надо пропускать.
Воспитатель похвалил Витю.
Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре?
(чуткость, предупредительность, уважение к старшим)
- А сейчас мы предлагаем вам «Конверт дружеских вопросов». В нем находятся карточки с вопросами. Вы достаете по очереди вопрос, зачитываете и отвечаете на него.
«Конверт дружеских вопросов» :
- Мой ребенок любит играть …
- Дома мы с детьми играем в игры…
- Можно ли играть с детьми в карты?
- Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
- Что такое игровой опыт?
- Есть ли игры, в которые вы не хотели бы, чтобы ваш ребенок играл?
- Следите ли вы за игрой ребенка дома? И т. д.
- Игра – ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и метод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии.
А электронные игрушки, компьютер? Что они делают с нашими детьми? Давайте поразмышляем.
Задание для команд: одна команда перечисляет все плюсы игр на компьютере, другая все минусы. Воспитатели записывают на доске.
- Психологи утверждают, что во время игры на компьютере ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Компьютер отчасти способен заменить личную жизнь, если не ограничивать время пребывания за ним, если не следить за тем в какие игры играет ваш ребенок. Ведь в настоящее время компьютерные машины захватили все сферы деятельности человека, поэтому без умения владеть ими человек не сможет полноценно развиваться в современном обществе. Компьютерные игры тоже бывают развивающие и обучающие. Поэтому вам - родителям необходимо обратить внимание на компьютерные игрушки ваших детей и время, которое они проводят за компьютером.
- А сейчас мы предлагаем вам устроить небольшое соревнование между командами. Давайте поиграем.
Игры: «Нарисуй в темноте», «Испорченный телефон» и т. д.
- Давайте поаплодируем команде – победительнице.
Прием «Выбери дистанцию»
- Мы предлагаем объявить символом обсуждаемой темы детскую настольно-печатную игру. Мы поставим ее в центр зала и предлагаем каждому из вас встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Вы должны одной фразой объяснить выбранное вами расстояние.
Например: «Я встала очень близко к игре, поскольку считаю очень важным создание в семье условий для развития детской игры»; «Я встал далеко от игры, потому что считаю, что это пустая трата времени. Дети должны играть сами. Семья тут ни при чем».
- Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила. Мы предлагаем вашему вниманию Памятку с советами по проведению игр. (Раздаем памятки родителям). Мы советуем изучить эти правила и придерживаться их при игре с детьми.
Памятка для родителей с советами по проведению игр.
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры.
- И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Играйте вместе с детьми! Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.