Получи документы

Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ

Наталия Николаева
Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способа организации образовательного процесса в детском саду. Это потребовало пересмотра общей структуры и дополнения содержания общеобразовательных программ ДОУ в соответствии с новым Стандартом.

Публикация «Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ» размещена в разделах

Одна из причин связана с изменением современных родителей. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую и испытывают трудности во взаимодействии с детьми. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции, без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей. Среди наиболее эффективных форм выделяют :

1. Анкетирование;

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (семинары-практикумы, круглые столы, педагогические гостиные и т. д.);

3. Мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы);

4. Совместное творчество детей и взрослых (проекты, выставки, мастерские);

5. Совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования);

6. Оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, поэтому необходимость организовать взаимодействие с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, совместная деятельность взрослого с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель, в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия.

В нашем детском саду мы активно используем такую форму взаимодействия с родителями как совместное детско-взрослое образовательное событие.

В дошкольном возрасте формирование основ базовой культуры личности ребенка, его психических и личностных новообразований происходит только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия со взрослым удовлетворяются базовые коммуникативные потребности ребенка, его ведущие мотивы, которые составляют основную сферу, ядро личности человека.

Поэтому каждый педагог должен знать специфику организации совместной деятельности взрослого и детей.

Для понимания важности совместной деятельности взрослого и детей следует обратиться к работам Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского предполагает, что деятельность ребенка сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и постепенно становится его самостоятельной деятельностью.

Следует отметить, что главный сущностный признак деятельности – это активность субъекта деятельности: воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка и реальная деятельность самого субъекта. При этом процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществлена.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей есть особая система их взаимоотношений и взаимодействия. В работах исследователей Н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной и др. отмечаются следующие сущностные характеристики совместной деятельности взрослого и детей:

1. Наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого;

2. Наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения, общения детей).

Важно понимать, что речь идет не об абсолютном равенстве педагога и ребенка, а об их равноценности в процессе совместной деятельности.

Совместное детско-взрослое образовательное событие с детьми и их родителями может быть запланировано педагогами в рамках проведения Дней открытых дверей, как подведение итогов за год. В нашем детском саду такое детско-взрослое образовательное событие планируется ежегодно в рамках проведения кружка «Развивай-ка» (педагог-психолог и учитель-логопед).

Данной работе предшествует взаимодействие с родителями, которое осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.

1. Подготовительный этап

Подготовительный этап заключался в проведении анкетирования родителей «Как развивать способности детей», в ходе которого выяснилось, что 78% родителей группы считают, что у ребенка необходимо развивать интеллектуально-творческие способности и посещать кружки (50%).

На родительских собраниях узнавать о динамике развития способностей ребенка (85%).

Следующим этапом было проведение родительского собрания в форме круглого стола, на котором была представлена презентация развивающих игр В. Воскобовича и их использование в игровой деятельности с детьми. Представлен буклет о работе кружка «Развивай-ка».

2. Основной этап

Основной этап взаимодействия с родителями заключается в еженедельном представлении наглядной информации об игровой деятельности с детьми. В данной консультации родителям предлагается вместе с детьми порадоваться достигнутым успехам своих детей и в игровой форме закрепить полученные умения.

На одном из родительских собраний была представлена презентация «Игровая деятельность дошкольников 3-4 лет с использованием развивающих игр В. Воскобовича», после которой с родителями была проиграна игровая ситуация одного из предстоящих занятий с детьми.

3. Заключительный этап – непосредственно совместное детско-взрослое образовательное событие.

Информация и практический материал, полученный родителями на совместном мероприятии :

1. Познакомили родителей с работой детского сада по интеллектуально-творческому развитию детей.

2. Вызвали интерес родителей к данному вопросу.

3. Дали знания родителям об уровне познавательной активности ребенка в игровой деятельности.

4. Сформировали потребность семьи в проявлении любознательности, креативности мышления, поиску различных способов решения проблемных ситуаций.

5. Облегчили родителям общение с детьми.

6. Обеспечили преемственность методов и приемов в воспитании детей в семье.

Об этом свидетельствуют результаты анкетирования «Эффективность совместного детско-взрослого образовательного события для развития способностей дошкольников». В ходе анкетирования выяснилось, что 100% родителей получили положительные эмоции от игровой деятельности. 89% родителей приобрели новые способы решения проблемных ситуаций, 92% родителей познакомились с новыми методами развития способностей своих детей, и 100% родители отметили, что их дети были очень уверенными в процессе игровой деятельности.

Таким образом, от взаимодействия родителей и педагогов выигрывают все стороны образовательного процесса : родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином образовательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше занимаются и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Публикации по теме:

ФГОС как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Задание 1. Выберите (выделите цветом или жирным шрифтом) правильные ответы: 1. ФГОС дошкольного образования — это: а) совокупность обязательных.

Организация образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей дошкольного возраста, представленным Перед вами программа "Детство", которое является результатом многолетней научно-иследовательной работы коллектива кафедры дошкольной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ
Опубликовано: 18 апреля 2015 в 14:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Николаева (УИ 284397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД