Наталия Николаева
Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способа организации образовательного процесса в детском саду. Это потребовало пересмотра общей структуры и дополнения содержания общеобразовательных программ ДОУ в соответствии с новым Стандартом.
Публикация «Совместное детско-взрослое образовательное событие как форма взаимодействия с родителями ДОУ» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Одна из причин связана с изменением современных родителей. Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую и испытывают трудности во взаимодействии с детьми. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители возлагают в большей степени на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции, без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подводят нас к необходимости включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей. Среди наиболее эффективных форм выделяют :
1. Анкетирование;
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (семинары-практикумы, круглые столы, педагогические гостиные и т. д.);
3. Мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы);
4. Совместное творчество детей и взрослых (проекты, выставки, мастерские);
5. Совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования);
6. Оказание индивидуальной помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, поэтому необходимость организовать взаимодействие с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – такое взаимодействие педагогов родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, совместная деятельность взрослого с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель, в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия.
В нашем детском саду мы активно используем такую форму взаимодействия с родителями как совместное детско-взрослое образовательное событие.
В дошкольном возрасте формирование основ базовой культуры личности ребенка, его психических и личностных новообразований происходит только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений. В процессе личностно-ориентированного взаимодействия со взрослым удовлетворяются базовые коммуникативные потребности ребенка, его ведущие мотивы, которые составляют основную сферу, ядро личности человека.
Поэтому каждый педагог должен знать специфику организации совместной деятельности взрослого и детей.
Для понимания важности совместной деятельности взрослого и детей следует обратиться к работам Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с культурно-исторической концепцией Л. С. Выготского предполагает, что деятельность ребенка сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и постепенно становится его самостоятельной деятельностью.
Следует отметить, что главный сущностный признак деятельности – это активность субъекта деятельности: воздействие взрослого на процессы психического развития ребенка и реальная деятельность самого субъекта. При этом процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществлена.
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей есть особая система их взаимоотношений и взаимодействия. В работах исследователей Н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной и др. отмечаются следующие сущностные характеристики совместной деятельности взрослого и детей:
1. Наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого;
2. Наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения, общения детей).
Важно понимать, что речь идет не об абсолютном равенстве педагога и ребенка, а об их равноценности в процессе совместной деятельности.
Совместное детско-взрослое образовательное событие с детьми и их родителями может быть запланировано педагогами в рамках проведения Дней открытых дверей, как подведение итогов за год. В нашем детском саду такое детско-взрослое образовательное событие планируется ежегодно в рамках проведения кружка «Развивай-ка» (педагог-психолог и учитель-логопед).
Данной работе предшествует взаимодействие с родителями, которое осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной и заключительный.
1. Подготовительный этап
Подготовительный этап заключался в проведении анкетирования родителей «Как развивать способности детей», в ходе которого выяснилось, что 78% родителей группы считают, что у ребенка необходимо развивать интеллектуально-творческие способности и посещать кружки (50%).
На родительских собраниях узнавать о динамике развития способностей ребенка (85%).
Следующим этапом было проведение родительского собрания в форме круглого стола, на котором была представлена презентация развивающих игр В. Воскобовича и их использование в игровой деятельности с детьми. Представлен буклет о работе кружка «Развивай-ка».
2. Основной этап
Основной этап взаимодействия с родителями заключается в еженедельном представлении наглядной информации об игровой деятельности с детьми. В данной консультации родителям предлагается вместе с детьми порадоваться достигнутым успехам своих детей и в игровой форме закрепить полученные умения.
На одном из родительских собраний была представлена презентация «Игровая деятельность дошкольников 3-4 лет с использованием развивающих игр В. Воскобовича», после которой с родителями была проиграна игровая ситуация одного из предстоящих занятий с детьми.
3. Заключительный этап – непосредственно совместное детско-взрослое образовательное событие.
Информация и практический материал, полученный родителями на совместном мероприятии :
1. Познакомили родителей с работой детского сада по интеллектуально-творческому развитию детей.
2. Вызвали интерес родителей к данному вопросу.
3. Дали знания родителям об уровне познавательной активности ребенка в игровой деятельности.
4. Сформировали потребность семьи в проявлении любознательности, креативности мышления, поиску различных способов решения проблемных ситуаций.
5. Облегчили родителям общение с детьми.
6. Обеспечили преемственность методов и приемов в воспитании детей в семье.
Об этом свидетельствуют результаты анкетирования «Эффективность совместного детско-взрослого образовательного события для развития способностей дошкольников». В ходе анкетирования выяснилось, что 100% родителей получили положительные эмоции от игровой деятельности. 89% родителей приобрели новые способы решения проблемных ситуаций, 92% родителей познакомились с новыми методами развития способностей своих детей, и 100% родители отметили, что их дети были очень уверенными в процессе игровой деятельности.
Таким образом, от взаимодействия родителей и педагогов выигрывают все стороны образовательного процесса : родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином образовательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше занимаются и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.