Слепых Елена
Семейный досуг в подготовительной группе «Фокусы Совуньи»
▼ Скачать + Заказать документы
Вечер занимательных и познавательных опытов
ФОКУСЫ СОВУНЬИ
Цели:
Стимулирование поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Приобретение детьми знаний о процессах и явлениях, происходящих в неживой природе.
Развитие связной речи воспитанников.
Формирование компетентностей родителей в организации поисково-познавательной деятельности детей.
Гармонизация отношений между взрослыми и детьми, между педагогами и родителями, формирование навыков сотрудничества.
Оборудование:
Публикация «Семейный досуг в подготовительной группе „Фокусы Совуньи“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сова, совушка, совенок, совята
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фокусы для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2021
Шапочки и накидки Ученых-магистров, приборы и вещества для проведения опытов-мини-лаборатория, игрушка-Ученая Совунья. Таблички:"Что?","Почему?","Зачем?","Как?","Где?","Химия","Физика","История","Наука","Ученые","Опыты","Лаборатория".Схема голосовых связок. Портрет М. В. Ломоносова, иллюстрации картин-мозаики М. Ломоносова"Полтавская битва","Петр I",мозаичный портрет "Ломоносов "Андрея Манджонса, схемы и карты наблюдений опытов. Дипломы "Юный исследователь".
Ход вечера:
- Всем добрый вечер!
-Сегодня у нас удивительная, необыкновенная встреча. Никому не секрет, что наши ребята очень скоро станут первоклассниками! Вы уже побывали в стенах нашей школы, познакомились с первой учительницей, со своим первым классом. 1 сентября у вас, дорогие ребята, начнется путешествие в мир знаний!
- А вы, ребята знаете, что в школе есть музей? И сегодня хранительница музея, учитель истории передала нам с Совуньей загадочную шкатулку. Заглянем, что в ней!
(Детям и гостям предоставляются на обозрение экспонаты музея-древние камни времен каменного века, найденные в наших краях.)
- Видите камень вот этот дорожный?
- Камень как камень. Обычный.
- Возможно. Как бы о нем поточнее узнать?-
- Надо Науку на помощь позвать.
- Как пишется "камень" научит. ГРАММАТИКА.
- Размеры и форму найдет. МАТЕМАТИКА.
- ФИЗИКА массу отыщет и вес.
- МИНЕРАЛОГИЯ взглянет на срез.
- Это кремень,-она скажет ребятам,-
И называют его силикатом.
А силикат расплавляют в печи
И получают стекло, кирпичи.
АРХЕОЛОГИЯ скажет:-Находка!
Справа на камне видна обработка.
- Жил в этой местности древний народ.
- Дальше ИСТОРИЯ слово берет.
Арина Симукова: Был этот камень в почете и силе.
Древние люди им сучья рубили.
Им добывали одежду и пищу.
Жилой примотан он был к топорищу.
В каменном веке во времени давнем
Люди огонь высекали тем камнем.
- О камне ты все ли узнал, Человек?
- НАУКА поможет! Не каменный век!
- Ребята, а что такое - НАУКА? (это познание, изучение того, как устроен мир, по каким законам существует мир, живая и неживая природа)
- Как называются люди, которые изучают устройство мира, открывают законы, по которым существует мир? (это ученые, академики)
- Каких знаменитых ученых вы знаете? (Михаил Васильевич Ломоносов. Сын рыбака стал знаменитым на весь мир ученым)
- Каковы заслуги Ломоносова перед Отечеством?
*Любимая наука Ломоносова - химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге.
*Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.
*Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп.
*Занимался историей.
*Сочинял стихи.
*Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины.
* Открыл первый российский университет в Москве.
Стихотворение о М. В. Ломоносове:
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал университет.
Своей рискуя головой, Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он. Географ он.
И как сказал о нем поэт:
"Он сам был - университет".
Ефим Ефимовский
-Да, Ломоносов-великий сын России, гордость российской науки. Ребята, став школьниками, будете знакомиться с открытиями и других известных всему миру ученых. Какие науки вы начнете изучать в школе (историю, географию.)
- А как ученые открывали новые и законы? Легко ли это было (они проводили опыты и эксперименты. Наблюдали,думали,сравнивали, делали выводы, иногда ради новых открытий ученые рисковали жизнью)
- Чтобы открыть новый закон мира, каким нужно быть Ученому (наблюдательным, любознательным, думающим, смелым)
-Да, ученый постоянно задает себе вопросы, ставит задачи и ищет на них ответ.
Ребенок 1: Что? Почему? Зачем? и Где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(А почему огонь горит)
Зерно под солнцем проросло.
(Зачем растению тепло)
Дым легкий, а скала тверда.
Что значит "лед", а что "вод
Ребенок 2: Что? Почему? Зачем? и Где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде,
А мел - нерастворим?
Бумага не горит до тла:
В печи останется зола,
А если медь в печи нагреть,
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите - так взвесьте.
Ребенок 3: Открытий путь - нелегкий путь.
Но человеку - не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперед! (Ефим Ефимовский)
- Ребята, мы с вами по следам известных открытий тоже проводили опыты и эксперименты.
Какие правили необходимо соблюдать при проведении опытов (правила безопасности, не начинать эксперименты без взрослых, не брать грязные руки в рот, не тереть глаза, ничего не пробовать на вкус и на запах и не брать в руки без разрешения взрослых)
Какие вы знаете опасные предметы (спички, уксус,ножи,иглы, неизвестные жидкости, порошки)
-С какими же законами и научными открытиями мы познакомились в детском саду и дома? Открываем нашу лабораторию ученой Савуньи.
- Наша планета Земля-круглая. Почему же предметы, и живые, и не живые, не улетают в космос? Какой закон объясняет это явление (закон всемирного тяготения-объясняют дети)
- Что такое вулканы? Как они возникают (ответы детей)
- У нас сейчас тоже проснется один вулкан. Смотрим опыт,который подготовили дома Егор со своей мамой.
Егор: Для опыта мы сделали из картона конус, жерлом вулкана и кратером стала бутылочка стеклянная. Вставляем ее в отверстие конуса и закрепляем пластилином. Сыплем в бутылку наполненную водой 1 ст. ложку соды,1 ст. ложку Ферри, красную краску. И теперь мама добавит уксус. Везувий ожил!
- Ребята, это был химический или физический опыт?
- Арина нам расскажет легенду о Вулкане. Как древние люди объясняли это явление природы:
Много-много лет назад жил на свете бог по имени Вулкан. Очень он любил кузнечное дело. Свою кузницу он построил внутри высокой горы. Когда он бил тяжелым молотом по наковальне,раздувая огонь в горне, страшный гул и грохот сотрясали гору до самого основания. Из отверстия горы фонтаном вырывались раскаленные камни,пепел, огонь. Люди уходили жить подальше от этого страшного места. Когда огнедышащая гора оживала, они говорили: Вулкан проснулся, Вулкан работает".
- Ребята, вспомните, какие опыты были похожи на извержение вулкана (дети-пенная лавина, кока-кола и ментос, лавовая лампа)
- Вопрос-загадка Как можно достать гвоздь из стакана с водой, не замочив руки? Какой закон поможет (с помощью магнита, закон магнитного притяжения).Показ опыта воспитателем и желающим ребенком.
- А сейчас фокус с магнитами "Лыжные гонки".(участвуют парами родители со своими детьми, нужно управлять бумажным лыжником прикрепленным к большой скрепке с помощью магнита)
- Посмотрите на эту схему (воздушные шары отталкиваются друг от друга)По какому закону происходит это явление (закон электрического притяжения)
- А теперь опыт-фокус с воздушным шаром покажут нам Илья с мамой. (живой шарик- в бутылку 2 ст. л. соды,3 ст. л. воды, четверть стакана уксуса, надеваем шарик на горлышко бутылки, идет химическая реакция,выделяется газ и надувается шарик)
- Мы проводили опыты с продуктами под девизом-"Не ешь-не пей!"
*Какой опыт с уксусом наблюдали мы несколько дней (яйцо и уксус)
Кто сможет объяснить,что произошло с яйцом под действием уксуса?
- Показываем бутылку с жидкостью (кока-кола и молоко)Что здесь было в начале опыта? Почему кока - кола растворилась? Полезный ли это напиток?
- Опыт "Картина на молоке"(молоко, красители, Ферри)воспитатель и желающий ребенок
- Отгадайте загадку:
*Я и туча, и туман
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (вода)
- Опыт по схеме :соленая и пресная вода и яйцо. (показывает и поясняет Илья с мамой)
- А сейчас перед вами выступает "Повелитель зубочисток"(вода, зубочистки, кусок сахара, ферри)
- Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый,и все же,
Без него мы жить не можем. (воздух)
- Вспомните опыт "Танцующая монетка". Почему монетка танцевала (воздух,охлаждаясь, сжимается, а нагреваясь-расширяется и выталкивается из бутылки, двигая монету)
- А вот это опыт мы с вами проведем впервые только сейчас. "Откуда берется голос?"(линейка с нитью,гитара, схема голосовых связок)
Это все - эксперименты -
Интересные моменты!
Все, все, все хотим узнать!
Нужно все запоминать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Мир открывается тебе
И ты взрослеешь, и мужаешь.
И этот необъятный мир
Ты обязательно узнаешь!
-Ребята, Совунья написала для нас письмо. Посмотрим, что же там написано (чистый лист)Как быть (нагреть под свечкой)
( Появляется :Ребята, вы-молодцы)
- Вручение "Дипломов юного исследователя"
- Игра "Расщепи молекулу на атомы. "