Папки-передвижки

Методические рекомендации «Семейные традиции в современном мире»

Бединская Наталья Александровна
Методические рекомендации «Семейные традиции в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы

«Родители являются первыми педагогами.

Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития

личности ребенка в раннем возрасте»

(Статья 18 Закона РФ «Об образовании»)

Проблемы семьи и семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы, социологи, педагоги подтверждают наличие глубокого системного кризиса семьи. Одна из причин кризиса семьи и воспитания – нарушение исторической преемственности семейных традиций и связей между поколениями. Современная семья, утратив понимание процесса воспитания как предоставления ребенку не только телесной, но и духовной пищи, не выполняет своей исконной функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций. Кризисное состояние современной семьи – это и социальная проблема, и социальная реальность.

Публикация «Методические рекомендации „Семейные традиции в современном мире“» размещена в разделах

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции.

Какую же семью можно считать лучшей для ребенка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми?

Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот главное предназначение семьи.

Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное вами семечко.

Дети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего, со своими же родителями, со своей семьей. Если не верить в своего ребенка, он не поверит в свои возможности и едва ли будет успешен в жизни. Мы очень хотим помочь вернуть это утраченное взаимодействие между членами семьи наших воспитанников и возродить семейные традиции.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания, т. к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив, ребенок познает себя и идентифицирует в семье. Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно.

Поэтому целью моей работы по восстановлению и укреплению семейных традиций является привлечение родителей и детей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Исходя из поставленной цели мною решались следующие задачи:

• раскрыть значение понятия «семейные традиции»;

• определить роль семьи в формировании ценностей дошкольника;

• воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций;

• формировать повышение статуса семьи в нашем обществе;

• способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений;

• прививать интерес к старинным семейным традициям, обычаям;

семейные обряды, игры старшего поколения, донести до детей красоту и духовность народных традиций;

• воспитывать уважение к сложившимся традициям, желание и сохранить и донести их до будущего поколения

Актуальность проблемы:

В последнее десятилетие возросло внимание мирового сообщества к семье и семейному образу жизни. В Российской Федерации 8 июля был объявлен днем семьи. Данный факт говорит о повышенном внимании общества к здоровой, полноценной, нравственно сильной семье, которая воспитывает достойных детей, самостоятельно решает свои проблемы и успешно преодолевает возникающие препятствия.

Ребенок - довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья, как микросреда социализации дошкольника, осуществляет применение личностно-ориентированного, системного подходов. Система ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающим людьми, нравственные идеалы, потребности семьи, семейные традиции - первый специфический образец общественных отношений для ребенка.

Дошкольное детство – это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество - это задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни. Поэтому так важно, чтобы в семье был сформирован положительный семейный уклад жизни для успешной социализации и личностного развития ребенка.

Приобщение детей к семейным традициям — один из основных важных способов воспитания. Семейные обычаи и обряды регулируют внутреннюю жизнь семьи, её семейный уклад. Однако тенденции современной жизни всё меньше способствуют сохранению, поддержанию традиций, обычаев, уклада жизни семьи. Причины кроются прежде всего в нехватке времени у взрослых, в отсутствии общих интересов в семье.

Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, задумавшись о ребенке, живущим ожиданиями игры, сказки, совместного с родителями путешествия в окружающую действительность. Детский сад прилагает большие усилия и ищет способы для гармонизации детско-родительских отношений, обогащения их общения. В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема возрождения семейных традиций в современном мире становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Что такое семейные традиции?

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

«Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура»

(Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка).

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.

В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности.

Какие бывают традиции?

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной молодой семьей, другие, новые традиции отражают завоевания советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция. В некоторых семьях стало привычным за вечерним чаем, когда собирается вся семья, обсуждать события прошедшего дня. Мать и отец рассказывают, обмениваются впечатлениями. Такая возможность предоставляется и детям. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего.

Очень полезна традиция ежевечерних чтений, обсуждений прочитанного, свободных высказываний и обмена мнениями, даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что ему читают, даже звук голоса матери будет ему полезен.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого.

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и… конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения!

А для взрослых этот праздник – повод пофантазировать на тему особенных ритуалов. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка на специальной линейке. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий. Словом, делать нечто, что поможет ребенку потом вспомнить свое детство. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, посещение мест памятных для предков и т. д.) Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи.

Разнообразнее становятся традиции проведения досуга : путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, национальные игры, спортивные развлечения и другое.

Создание семейных традиций — это работа. Их не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в повседневность вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем.

Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

Признаки семейных традиций

С. А. Шмаков выделяет ряд признаков семейных традиций :

1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздается в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.

2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции. Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В. Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему.

3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.

Работа с родителями по восстановлению семейных традиций

Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчё тливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, поэтому я как педагог должна выбрать такие принципы взаимодействия с семьями воспитанников, которые помогут им в формировании семейных традиций, а значит и в укреплении их семей.

Основные принципы взаимодействия с семьё й:

• все формы должны быть интересными для семьи;

• родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;

• родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.

Итак, чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребёнка, я пересмотрела основы взаимоотношений с родителями

•. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость.

• Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребёнке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

• А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть – Ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения.

Вся система моей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй я использую и новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наиболее удачными и продуктивными из них я проложила прочный мостик к сердцам родителей. Среди них нетрадиционные родительские собрания. Одно из таких родительских собраний «Свет мой зеркальце скажи» где наравне с родителями участвовали, и ребята вызвало большой эмоциональный отклик. У нас в детском саду есть традиция – устраивать праздники для детей. Это «Осенний подарок», «Здравствуй, Новый Год» !», «Весна – красна!». И на этих праздниках, как правило, дети наиболее активны, чем родители. Дети – показывают, родители – смотрят. Также я провожу и такие представления где взрослые имеют возможность быть активными вместе с детьми, и получать от этого не меньшее удовольствие. В нашем детском саду проводится большая работа с семьями воспитанников по просвещению семейных традиций, правильной организации празднования семейных и народных праздников, организации семейных досугов. Информация родителям передается в ходе бесед, консультаций, конкурсов, самых различных совместных мероприятий.

Большой популярностью пользуются совместные проекты. Темы проектов самые разнообразные: «Дом моей мечты», «Это мой ребенок», «Семейный альбом» и др.

Для популяризации народных праздников родители приглашаются на развлечения «Праздник весны», «Встреча Масленицы», «Рождество», «Пасха», где они являются не только зрителями, но и их активными участниками. Ежегодные совместные праздники «День матери», «Мама, папа, я – вместе дружная семья», «23 февраля» также стимулируют характер детско – родительских отношений и формируют традиции.

«Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом» – советую я родителям. Поэтому свою работу с семьями я начала с создания альбома «Это мой ребенок». Родители вместе со своими детьми рассматривали семейные фото снова и снова переживая счастливые моменты. Сколько было радости когда альбомы были готовы и ребята с гордостью их демонстрировали. Мы просим родителей чаще рассматривать семейные фотографии с ребенком. Дети приносят в группу фотографии своей семьи. На конкретных примерах из истории семьи мы знакомим детей с историей города, страны. А в этом году мною запланирована выставка фотографий под названием «Из поколения в поколение» ,где будут представлены бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки ведь формирование семейных традиций начинается с истории рода каждого из воспитанников. Каждый новый учебный год мы совместно с родителями оформляем уголок «Мы едем. Едем, едем», о летних путешествиях. Ведь семейное путешествие одна из разновидностей традиций семьи.

Также в работе нам помогает разучивание с детьми стихов, пословиц и поговорок о семье, небольших пьес, инсценировок, обыгрывание песен («Капитан», «Мы едем, едем, едем). Поют наши дети и частушки. Кроме родителей мы приглашаем на праздники бабушек и дедушек. Дети рисуют им открытки с поздравлениями, читают стихи, поют песни, танцуют. Это всё помогает нам веселее проводить Дни рождения, как в саду, так и дома. Дети стали показывать свои выступления в семейном кругу, вовлекая при этом в действие своих родителей. Мы учим детей – дети учат родителей. Родители с благодарностью относятся к воспитателям детского сада. А какие замечательные шляпки они изготовили для конкурса- дефиле «Осенняя фантазия», с какой радостью и девочки и мальчики демонстрировали свои шляпки. Прочно укоренилась в моей группе и традиция проведения новоселья при переезде ребят в новую группу. Родители готовят подарки, дети стихи и песни, вместе танцуют и поют. Заканчивает праздник долгожданное чаепитие где каждый готовит свое семейное традиционное блюдо. Все это способствует укреплению и сплочению семей ребятищек, формирует их отношение к традициям. К тому же я обратила внимание на то что проводимые мероприятия очень сильно сплотили между собой и коллектив родителей, которые стали терпимее относиться друг к другу и охотнее откликаются на просьбы о помощи. Веселее в такой атмосфере и сами праздники.

А ведь за работу с родителями по возрождению семейных традиций я взялась не случайно. В одну из бесед со своими ребятами я спросила их : «Что такое семья и семейные традиции и почти ничего не услышала в ответ. Дети смотрели на меня изумленными глазами и не могли понять, о чем их спрашивают. Стало понятно, что они затрудняются ответить на мои вопросы. Также выяснилось, что родители почти не рассказывают о том какими они сами были детьми, как пошло их детство. Многие дети не знают имена своих близких (особенно прабабушек и прадедушек). Тогда я провела среди своих родителей анкетирование «Семейные традиции» и выяснила, что примерно 80 % опрошенных на вопрос «какие семейные традиции вы соблюдаете отмечают дни рождения членов семьи, гражданские и профессиональные праздники, еще 10 % отметили коллективное посещение кинотеатров и музеев, 9 % проводят семейные обеды, и 1% дни создания семьи. При этом на вопрос о средствах воспитания почти все родители отметили компьютер, фотоаппарат, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, а также то, что их самостоятельный ребенок находит себе занятие сам. Таким образом, можно сделать вывод, что в семьях обучающихся не сформированы семейные традиции и дети предоставлены сами себе. А ведь в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Главную роль, конечно, играет семья ребёнка. Образ жизни семьи в целом остаётся в человеке навсегда и постоянно влияет на его поступки.

Я знаю, что работа с семьёй – это серьёзный труд, который требует большой подготовки, поэтому я не останавливаюсь на достигнутых результатах и буду продолжать работу в этом русле. Мне и родителям предстоит ещё много работы (работа над гербом, девизом семьи и т. д.) . В дальнейшем я планирую приглашать в группу бабушек и дедушек, чтобы они рассказывали о своём детстве и показывали старые фотографии.

Заключение.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. В семье формируется отношения ребёнка к внешнему миру. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт семьи, которая направлена на упрочнение взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и детьми.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка

Публикации по теме:

Развитие дошкольника в современном мире Образование в нашей стране в последнее десятилетие постоянно подвергается критике. Не избежало этой участи и дошкольное воспитание. Его.

Консультация «Семейные традиции» Семейные традиции в современном мире. Не смотря на то, что мир вокруг изменился, многие стремятся создать в своем доме особую атмосферу.

Бизиборд — необходимость в современном мире!Бизиборд — необходимость в современном мире! Бизиборд - это развивающая игровая доска для детей, созданная по методике Монтессори, на которой закреплены различные игрушки и мелкие детали.

Методические рекомендации для родителей «История праздников: традиции из глубины веков» Что же такое обычаи и традиции? Обычаи — это исторически сложившиеся определенные действия и порядки, которые уже давно вошли в привычку.

Новогодние семейные традиции Новогодние семейные традиции. Рождественское печенье «Перед Новым годом можно испечь какое-нибудь особенное рождественское печенье с детьми.

План-конспект круглого стола для родителей «Семейные традиции в современном мире» Семейные традиции в современном мире Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть.

Рекомендации для родителей «Патриотическое воспитание. Семейные традиции» Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами.

Семейные традиции Семейные традиции. Их роль в сплочении семьи Есть ли в Вашей семье традиции? Семейных традиций великое множество. И у каждой семьи они.

Консультация «Семейные традиции» «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети» (А. С. Макаренко) «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им.

Сказкотерапия. Воспитание детей в современном мире Сказка - это вымышленная история, которая увлекает нас в чудесный, волшебный мир. Сказка показывает нам, что лучше быть добрым, честным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Семейные традиции в современном мире»
Опубликовано: 28 января 2019 в 17:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Семейные традиции в современном мире»» (включая файлы) размещена пользователем Бединская Наталья Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД