Татьяна Ходина
«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании детей школьного возраста». 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании детей школьного возраста»
Ходина Татьяна Васильевна
Учитель начальных классов
МОУ «Лицей №8»
Город Тихвин Ленинградской области
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи – одна из основных задач образовательного учреждения, обеспечивающая полноценное развитие ребенка. Важно, чтобы учитель сумел построить взаимоотношения с семьей на основе равноправного партнерства и уважительного отношения друг к другу.
Публикация «„Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании детей школьного возраста“, 3 класс» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Семейные традиции, являясь средством трансляции социально-культурных ценностей, норм и опыта семьи, отражения этнических и религиозных особенностей семьи, способствуют естественному вхождению ребенка в мир социально-нравственных отношений.
За годы планомерной, систематичной деятельности по воспитанию повышается уровень качества образования по образовательным областям: познание, коммуникация, социализация. Расширяется кругозор учащихся; повышается заинтересованность родителей в сотрудничестве с педагогическим коллективом.
Основой взаимоотношений педагогов и родителей должны стать сотрудничество, сохранение единой линии в целях и задачах воспитания и обучения ребенка в школе и семье, выработка концепции развития ребенка: это позволит ему чувствовать уверенность и защищенность, с радостью открывать для себя окружающий мир.
Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье : проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т. д.
. Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Важнейшим способом реализации взаимодействия воспитателей и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Таким образом, определяя уровень взаимодействия родителей с педагогами, при воспитании у школьников интереса к истории и традициям семьи, я пришла к выводу, что семьи можно разделить на группам:
- «наблюдатели» : активно не участвующие в деятельности школьного учреждения, но выполняющие отдельные поручения;
- «заказчики» : принимающие участие в обсуждении и разработке мероприятий проводимых педагогами, с учетом своих потребностей и интересов при воспитании ребенка;
- «участники» : вносят свои предложения по совершенствованию воспитательного процесса и активно участвуют в планировании, разработке и организации мероприятий совместно с учителями.
Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия : беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т. п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.
Все это помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Анализ практики работы выявил две формы совместной работы:
- Совместные мероприятия педагогов и родителей :
- Родительские собрания;
- Конференции;
- Консультации;
- Беседы;
- Вечера для родителей;
- Кружки для родителей;
- Тематические выставки;
- Диспуты;
- Педагогические советы;
- Попечительский совет;
- Встреча с Администрацией;
- Школа для родителей;
2. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :
- Дни открытых дверей;
- Турниры для знатоков;
- Кружки;
- КВН, викторины;
- Праздники;
- Семейные конкурсы;
-Выпуск газеты;
- Просмотры фильмов;
- Концерты;
- Оформление классов;
- Соревнования;
- Благоустройство школы и территории.
Формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей.
Предмет, тему, методику проведения родители и учителя определяют совместно. Педагоги составляют задания, помогают организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности - оформление помещения класса, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т. п. Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов.
Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.
Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки -приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей и др.
Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация школы, педагоги, специалисты и родители.
В содержание работы можно включить широкий спектр средств социально- культурной деятельности:
- праздники, и другие массовые формы с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
- театрализованную деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- русские народные подвижные игры, такие как “Гори, гори ясно”и другие;
- русские народные праздники, например такие как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;
- изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
- знакомство учащихся с традициями народов разных стран празднования;Нового Года,, 1 апреля;
- проведение международных и всемирных дней в соответствии с календарё м знаменательных дат: День толерантности, День спонтанного проявления добра, День улыбки, День «спасибо», День мира, День прав человека и многих других дней;
- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуация;
- сочинение сказок и историй самими ребятами;
Наибольший эмоциональный отклик у учащихся и их родителей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, которые традиционно проводятся в школе :
- День Матери;
- Осенняя ярмарка;
- Новогодний утренник;
- Рождественские колядки;
- День защитников Отечества
- Масленица;
- Конкурсы, соревнования, викторины.
- День пожилого человека.
Очень интересна учащимся -Неделя толерантности, заранее спроектированная вместе с детьми и родителями. В эту неделю проходят: музыкальные развлечения, тренинг «Возьмёмся за руки», консультация для родителей «Воспитание толерантности у детей», театрализованное представление народной сказки, занятие «Толерантность – это …», выставка плакатов «Есть место для каждого».
Работа по воспитанию у учащихся толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов школы и родителей. Таким образом, предложенная система работы позволяет активизировать интерес школьника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Эта система работы дает в итоге следующие результаты:
- в детях развивается чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали;
- развивается принятия и уважения этнических форм и отличий;
- создается толерантное пространство школьного учреждения;
- работа с педагогами школьного учреждения соответствует целям и задачам толерантного воспитания;
- в работе с детьми применяются педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности;
- взаимодействие учителей с родителями по формированию толерантности у детей проводится с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений;
- прослеживается положительная динамика диагностики этнокультурных представлений и этнотолерантности у детей школьного возраста.
Творческая атмосфера работы всего коллектива совместно с родителями способствует развитию у детей взаимного уважения к традициям и обычаям разных народов, созданию бесконфликтного поля общения между учащимися школы, формированию полноценной, толерантной личности.
Литература:
1. Микляева Н., Ю. Микляева. М. Новицкая. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. – М. : Айрис-пресс, 2006г.
2. Спицына, О. А. Психологические условия формирования когнитивного и поведенческого компонентов толерантности у младших школьников в образовательной среде: Спицына О. А. – М., 2006г.
3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Геляпина – М. : Педагогическое общество России, 2004г.