оксана коврижиных
Семейная гостиная как эффективное средство взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
О. В. Коврижиных, учитель-логопед,
МДОУДСКВ № 44 «Солнышко», г. Нижняя Салда
Семейная гостиная как эффективное средство взаимодействия с родителями.
Сегодня перед системой образования стоит задача – создать такое образовательное пространство, в котором устанавливается полное соответствие особенностей индивидуальности ребенка его семейной ситуации и социальной обстановке. Главным для современного образования становится не система каких-либо знаний, а благополучие ребенка, способного усвоить необходимые для реальной жизни знания, чтобы состояться в успешном жизненном процессе.
Публикация «Семейная гостиная как эффективное средство взаимодействия с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Одним из ведущих принципов, заложенных в Концепцию дошкольного воспитания, является принцип непрерывности и единства дошкольного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и семьей.
Семья для маленького ребенка – это вселенная, в которой он живет, развивается, исследует, учится выражать свои мысли. Мы, в свою очередь, решили создать в детском саду свою мини-вселенную под названием «Семейная гостиная», где «хозяева» и «гости» – родители, готовые поделиться образцами своей семейной культуры, которые они представляют вместе с детьми. Такая форма взаимодействия позволила организовать активный процесс общения, предоставило возможность для творческих проявлений участников семейных гостиных, как взрослых, так и детей.
Разработан годичный цикл семейных гостиных. Предлагаем вашему вниманию методические разработки двух встреч.
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ
«Мой родной город – Нижняя Салда»
Цель проведения:
воспитывать любовь к родному городу;
закреплять знания об истории возникновения родного города;
познакомить с творчеством поэтессы-землячки Марины Важновой;
закреплять умение составлять связные рассказы о семейных проектах;
активизировать родительско-детские отношения.
Содержание.
Ведущий. Сегодня у нас традиционная встреча в семейной гостиной. Посвящена она нашему городу Нижняя Салда, истории её возникновения и развития.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно уже сейчас формировать у детей чувство любви к родному краю и городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Мы поставили перед собой цели:
• познакомить детей с достопримечательностями города, историей его возникновения;
• воспитывать любовь к родному городу;
• знакомить с творчеством известных людей нашего города.
Начнём нашу встречу стихотворением салдинской поэтессы Дагмары Сивковой «Нижняя Салда».
Немало добрых песен сложили о Салде.
Заглянем-ка в историю, узнаем о судьбе.
Елизаветою подарены салдинские леса
Демидову Никите – ружейнику Петра…
Ведущий. Дети в последнее время узнали много интересного и нового о родном городе. А вы, уважаемые родители, знаете свой город достаточно хорошо? Сейчас мы это узнаем. Проведём «Детско-родительский хоккей». Команда родителей задаст 4 вопроса команде детей и наоборот. За каждый правильный ответ команда имеет возможность забить гол в ворота соперника.
Вопросы детям:
1. Как называется наш город? (Нижняя Салда)
2. Почему Никита Демидов построил наш город? (он сначала построил металлургический завод и отовсюду пригласил народ там работать. А чтобы им было где жить, он построил город)
3. Есть в Нижней Салде заповедное место. Там множество белок нашли свой приют. Где это? (Кедровая Роща)
4. В нашей Салде построен завод для покорения звёздных высот (НИИМаш)
Вопросы родителям :
1. Кто основал наш город? (Никита Демидов)
2. В каком году основан наш город? (1760)
3. Какой юбилей скоро отметит Нижняя Салда? (в 2010 году 250 лет)
4. Кому поставлен памятник в Кедровой Роще? (расстрелянным красноармейцам)
Ведущий: Для успешного достижения поставленных целей мы разработали ряд обучающих и развивающих пособий. Сегодня мы проведём презентацию одной из них.
«Волшебный домик» Закрепляет знания о достопримечательностях города.
В домиках под ставнями вклеены иллюстрации с изображениями достопримечательностей города. Читается загадка для каждого столика (2 семьи). Дети и взрослые отгадывают загадки и проверяют себя, открыв ставни.
Ведущий: Мы предлагаем снова посоревноваться командам родителей и детей. (Каждой команде предлагается по несколько гербов разных городов и предлагается найти герб своего города).
Ведущий: Уважаемые родители, знаете ли вы, какой известный композитор жил в нашем городе? Евгений Родыгин. Он написал много песен, а одну из них сегодня дети исполнят для вас. Стихи песни написала тоже наша землячка Н. Солохина. (Дети исполняют песню «Едут новосёлы»)
Ведущий: На протяжении нескольких месяцев у нас действовал проект «Моя улица», в котором участвовали все семьи. Предлагаем детям защитить свои проекты (2-3 проекта). (Дети рассказывают о достопримечательностях улицы, о том честь кого она названа /учёного М. В. Ломоносова/).
Ведущий: В нашем городе жили и живут очень талантливые люди. Это поэты и поэтессы: Виктор Голованов, Владимир Кузнецов, Валерий Маслеев, Любовь Плешивова и другие.
Но особое внимание мы хотим уделить поэтессе М. Важновой, которая написала много детских стихов. Дети в группе разработали и изготовили проекты из пластилиновых жгутиков и сейчас прочитают к ним стихи (читают).
Ведущий: Как называется коренной житель Нижней Салды? (салдинец)
Мы написали крупно это слово и предлагаем на каждую букву подобрать определение качеств характера салдинца. Вот что у нас получилось.
С - современный
А - активный
Л - любознательный
Д - деловой И - интеллектуал
Н - необыкновенный
Е- единственный
Ц - целеустремлённый
И завершить нашу встречу мы хотим игрой «Закончи предложение».
Мне понравилась сегодняшняя встреча, т. к….
Встреча в семейной гостиной дала мне… и т. д.
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ
Вместе весело живём в стране Речецветия.
Цель проведения: Создание единого педагогического и психологического пространства, способствующего развитию речи и культуры речевого общения; воспитание взаимного уважительного отношения в сферах «ребёнок родитель».
Содержание.
Ведущая. Вот уже целый год мы с вами вместе в стране Речецветия. Девиз нашей страны – развитие речи и культуры общения, что отображено в гербе и флаге страны.
Большая роль в наших начинаниях принадлежит родителям, которые в течение года принимали активное участие в разработках семейных проектов. Дети защищали представленные проекты на утренних беседах, составляя по ним интересные, познавательные рассказы.
Сегодня мы все вместе окажемся вместе со своими мамами в различных интересных уголках нашей страны Речецветия. А поможет нам в этом волшебный цветик – речецветик (цветок поворачивается к присутствующим лепестками, на которых изображены дети в играх)
Ведущая. Итак, мы оказались в городе, где живут одни дети. И там нас встретят Костя и его мама (Костя с мамой защищают свой семейный проект «Детская площадка», выполненный из бросового материала)
Ведущая. Наше путешествие продолжается, и мы с помощью цветика – речецветика отправляемся в сельский дворик нашей страны (цветок поворачивается лепестками с изображением предметов сельского быта)
А проведут экскурсию по своему сельскому дворику Саша и его мама (защищают проект «Сельский дворик», выполненный из различных материалов)
Ведущая. Конечно же, как и в любой другой стране, в Речецветии есть много лесов. И цветик – речецветик нас перенесет в волшебный лес (цветик поворачивается лепестками с изображением деревьев и лесов)
В этом лесу встретит нас Катя со своей мамой (защищают проект «Волшебный лес», выполненный из природного материала и пластилина)
Ведущая. И в нашей стране обязательно есть сказочное Лукоморье А. С. Пушкина. Свой проект «Лукоморье» представит Альбина и её мама (защищают семейный проект «Лукоморье», выполненный из соленого теста. Артем читает стих «Лукоморье» А. С. Пушкина)
Ведущая. Ребята, в нашей стране есть город «Рукоделие» (на цветке изображены различные предметы рукоделия)
Расскажет о любимом занятии своей мамы Артем. Поможет ему в этом его мама (защищают проект в виде стенгазеты «Любимое занятие»)
Ведущая. Цветик – речецветик подсказывает нам, что мы оказались в городе дружбы и любви (на цветике изображены соответствующие картинки и сердечки)
В конце ноября будет нежный и ласковый праздник «День мамы», и сейчас дети подарят мамам цветы, сделанные своими руками, поздравят с праздником, а мамы в ответ зачитают письма – признания в любви.
Ведущая. А наш цветик переносит нас в прошлое, во времена рыцарей и принцесс (на цветике – картинки с изображением прошлого)
На протяжении целого месяца был объявлен отбор в общество Рыцарей и Принцесс. Будущие Рыцари и Принцессы должны были соблюдать правила речевого этикета, что отображалось в «Экране славных поступков» различными значками. По количеству набранных значков каждая девочка достойна звания «Принцесса», каждый мальчик – звания «Рыцарь»
Церемонию посвящения в Рыцари проведет сэр Леонид (папа)
Сэр. Я торжественно посвящаю вас всех в Рыцари ( каждому мальчику кладет меч на плечо и произносит: «Отныне Вы – сэр Александр» и т. д.)
Ведущая посвящает девочек в Принцессы, поздравляет всех с новыми званиями, а дети отвечают все вместе «Клянемся всегда быть вежливыми»
Ведущая. Наше путешествие подошло к концу. Сейчас мы закроем глаза, а когда откроем, то окажемся снова в своем любимом детском садике.
Список литературы
1. Вольф Т. Семейная гостиная // Обруч. – 2003. – № 2.
2. Громова О. Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей. – М. : Линка-Пресс,2008.
3. Давыдова О. Общество рыцарей и принцесс // Обруч. – 2007. – № 1.
4. Сидукова Л. С. Организация семейной гостиной в детском саду // Воспитатель ДОУ. – 2008. – № 12
5. Черкова Н. Фестиваль семейного счастья // Обруч. – 2007. – № 6.