Ирина Сыворотка
Проект «Семейные гостиные в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Сыворотка Ирина Анатольевна, старший воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №70 «Ладушки г. Волжского Волгоградской области»
ПРОЕКТ «СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАННИКОВ И ПЕДАГОГОВ ДОУ.
Единственная ценность жизни — это семья.
Как только погибнет семья, погибнет и мир.
Покажи свою любовь прежде всего в своей семье».
(Старец Паисий Афонский)
Публикация «Проект „Семейные гостиные в ДОУ“» размещена в разделах
Взаимоотношения, взаимодействие, сотрудничество детского сада и семьи – одна из актуальных тем современного дошкольного образования. Сегодня в ФГТ впервые особое внимание уделено развитию взаимодействия с родителями. В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Мы не упускаем эту возможность, поскольку она появилась стараниями ученых и практиков, осознающих взаимодействие как феномен, который охватывает собой материальный и духовный мир, помогает вернее и точнее понять смысл и значение «взаимодействия», его поистине универсальный и глубинный характер.
В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы нашего ДОУ. В детском саду большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей. В процессе работы решаются задачи, связанные с формированием у детей знаний о православной культуре и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к духовно-нравственным ценностям.
Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
Для просвещения родителей в ДОУ используются разнообразные формы работы: подбор литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование, папки – ширмы, родительские уголки, родительская газета, родительские собрания, создание роли для родителя в досуговых мероприятиях.
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, сблизить детей, родителей и воспитателей способствует использование и такой формы работы как «Семейные гостиные». Семейные встречи проводятся 1 раз в 3 месяца. Тематика заседаний касается проблем духовно – нравственного воспитания детей и просвещения родителей. Цикл занятий с родителями построен на основе событий православного календаря. Документация клуба: материалы встреч; тетрадь отзывов родителей.
В рамках данного подхода в нашем ДОУ разработаны «Семейные гостиные».
В группах раннего дошкольного возраста, проводилась встреча «Родительский дом – начало начал. Детский сад наш дом второй». Здесь они показывали совместное творчество родителей и детей, организацию работы на участке детского сада, показывали презентацию «Красота божьего мира и рукотворный наш мир».
Погружение в прошлое, история наших предков, семейные традиции разного времени очень важны для возрождения русских православных традиций. На Покрова Пресвятой Богородицы была проведена семейная гостиная в группе младшего дошкольного возраста «Наша дружная семейка».
Рукоделием, мастерством этим нас наделяли наши дедушки и бабушки. Расписывание рушника вместе с бабушкой своей, мудрость и забота, жизненный опыт бабушек, так же как и покров Божьей Матери оберегает и хранит нас. «Уроки дедушки и бабушки. Передача семейных традиций», так называлась семейная гостиная в старшей группе.
Именины – это христианская традиция, день памяти святого, чьё имя было дано человеку при крещении. Семейные гостиные на тему «День ангела». Были проведены в группах предшкольного возраста.
Так же были проведены семейные встречи на темы : «День народного единства. Подвиг Минина и Пожарского», «Что в имени моем? День ангела», «В преддверии праздника Нового года и Рождества», «Рождественские каникулы в кругу семьи», «Рождественская открытка», «Прощеное воскресение», «Светлая Пасха» и другие, направленные на создание условий для вовлечения родительского коллектива в единое образовательное пространство «ребёнок – педагог – семья», атмосферы СОтрудничества и СОтворчества, повышение родительской компетентности, закрепление социального поведения семей, обеспечивающего поддержание статуса молодой семьи.
Наш опыт показывает, что создать благоприятные условия для положительного опыта социализации ребенка без сотрудничества детского и семьи невозможно. Поэтому мы стараемся сделать жизнь детского сада частью жизни семьи. Родители участвуют в проектной деятельности, выставках, конкурсах, праздниках, встречах, субботниках. Двери детского сада открыты. Мы рады присутствию родителей в наших стенах.
Использование новых форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей, родители трепетно и волнительно излагают свои выступления, презентуя свой семейный опыт, более внимательно относятся к просьбам воспитателей, участвуют в мероприятиях и акциях детского сада, выражают свою благодарность.