Татьяна Караваева
Семейная гостиная для заботливых родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом, в вину ребенку ставятся, как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что в дальнейшем сказывается на успешности его развития и даже на психическом здоровье.
Публикация «Семейная гостиная для заботливых родителей» размещена в разделах
В данной ситуации, ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Именно дошкольные работники, изучая особенности семейного воспитания, могут и должны оказать помощь и поддержку родителям в установлении гармоничных отношений “родитель - ребенок” и в создании условий полноценного воспитания и развития детей.
Выход Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вывел проблему взаимодействия с родителями на новый стратегический уровень. Стандарт требует изменений позиций воспитывающих взрослых по отношению к ребенку с признанием уникальности и самоценности дошкольного детства, уважения личности ребенка и принятия его права быть субъектом образовательной деятельности и образовательных отношений.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. На наш взгляд, единственно верный путь к успешности - путь сотрудничества, где центром общей заботы является ребенок. Вряд ли можно надеяться на то, что педагоги смогут коренным образом изменить мировоззрение родителей – зрелых, состоявшихся личностей. Но, мы можем в доступной форме показать родителям реальные и перспективные модели взаимодействия с детьми.
Мера вовлеченности родителей в образовательную деятельность зависит и от того, насколько педагоги учитывают индивидуальные особенности, возможности, интересы, запросы, потребности каждого из них. Поучения и наставления зрелой личности, с устоявшимися взглядами и ценностными позициями,- это проигрышный вариант. Очень важно, чтобы сам родитель воспринимал себя, как субъекта саморазвития и сотворчества с другими родителями и педагогами.
Вовлечь родителей в образовательную деятельность, сделать их активными субъектами образовательных отношений – дело не простое, но реально достижимое.
Семейная гостиная для заботливых родителей (далее по тексту Гостиная) - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая объединить людей, озабоченных близкими проблемами, помочь им осознать их и определить возможные варианты решения, освоить личностно-ориентированные способы взаимодействия с детьми. Установление открытых, доверительных отношений между педагогами и родителями и участников между собой – одно из важнейших условий деятельности Гостиной.
Именно поэтому началом любой нашей встречи служат минуты знакомства друг с другом (каждый раз в новом аспекте). Кроме того, и минуты рефлексии (взаимоблагодарение) в ходе подведения итогов встречи способствуют сближению детей, педагогов и родителей.
Название формы работы с родителями - «Семейная гостиная для заботливых родителей» выбрано не случайно. Ни один из родителей не скажет, что он не заботится о своих детях. Ее целью является – создание системы личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи. Главные принципы организации каждого занятия Семейной гостиной систематизированы в формуле «РПУ» (Радость+ Полезность + Успешность»). Девиз взаимодействия педагогов и семей воспитанников : «Любое дело пусть будет занятным, полезным, успешным, нужным, приятным».
Структура каждой Гостиной состоит из четырех частей:
Приветствие ( обязательно проводятся ритуальные игры приветствия: «Здравствуйте», «Комплимент», «Ласковое имя» и т. д., которые позволяют снять напряжение, создать положительный эмоциональный фон, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе).
Основная часть (проводятся разнообразные игры, соответствующие тематике гостиной. Например, если это тема «Моя семья. Семейные традиции», то проводятся игры «Воздушные вопросы», «Узнай своего ребенка» или «Не детские запреты» и пр.)
Продуктивная деятельность (после игр обязательно планируется продуктивная деятельность детей и родителей, это может быть совместное рисование, лепка из теста, создание коллажа, изготовление поделок. Совместная деятельность способствует созданию позитивного психологического настроя, дает возможность почувствовать общность группы и каждой семьи в отдельности, знакомит родителей с вариантами домашних занятий с детьми).
Прощание (возможно проведение коротеньких игр-прощаний «Подарок группе», «Пожелание» и пр., а также получение обратной связи, которое может проходить в виде мини-анкет, упражнений диагностической направленности (например, «Цвет настроения», «Закончи предложение», опрос мнения родителей типа «Мне сегодня… Я сегодня …»)
Обретая опыт успешности участия в Гостиной, родитель обретает новый ценностный образ «Я-родитель» и созидает новый ценностный образ «Ребенок-личность».
Однако, самая полезная информация может остаться невостребованной, если она не привлекательна или мало доступна восприятию людей без педагогического (психологического) образования. И здесь нам на помощь приходит игра. В первую очередь это относится к игре. Игровые способы организации взаимодействия с родителями оптимально включают эмоциональную познавательную и деятельностную составляющие активности.
Оценка результативности Семейной гостиной осуществляется по следующим критериям:
Ответственное отношение родителей к дошкольному детству, как к самоценному периоду становления личности – «В радостях детства – залог успешности взросления личности».
Гуманистический характер внутрисемейных отношений – «Где в семье лад, там и деток добрых растят»;
Субъективный характер взаимодействия родителей с детьми – «Коли нет в семье безделья, царят в ней радость и веселье»;
Характер преемственности поколений и его влияние на воспитание детей – «Семью любить – традиции беречь и хранить»;
Характер проявления родителями активности участия в образовательной деятельности ДОУ - «Дитя любить – его интересами жить».
Таким образом, система обновления пространства общей заботы способствует : сближению педагогов, родителей и детей; улучшению качества образованию дошкольников; повышению общей и педагогической культуры семьи; взаимной удовлетворенности сотрудничеством педагогов и родителей; созданию общей атмосферы наполненности жизнедеятельности ДОУ и семьи радостными и успешными делами.
В дружной счастливой семье, где существуют традиции доверительного общения, совместной деятельности, семейных культурных праздников и досугов, не остается места вредным привычкам. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю жизнь, став взрослым, создает свою семью, основанную на любви, взаимном уважении и взаимопомощи.
Поэтому наиболее существенным показателем, подтверждающим повышение роли семьи в образовании дошкольника, являются рассказы самих детей о том, как они теперь всей семьей: делают по утрам зарядку; играют в веселые и умные игры; читают и сочиняют сказки; рисуют, лепят и конструируют; готовят праздничные представления для близких и друзей. Все это означает, что мы на верном пути.