Елена Богомолова
Семинар «Социальное развитие как одно из направлений современного дошкольного образования»
▼ Скачать
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка.
Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. И мы педагоги помогаем маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. В тесном взаимодействии «ребенок-взрослый» происходит социальное развитие личности ребенка, что является одним из ведущих направлений современного дошкольного образования.
Публикация «Семинар „Социальное развитие как одно из направлений современного дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2022
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.
Наше дошкольное образовательное учреждение, для того чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, перешло на новый уровень взаимодействия со средой (социумом, вышло за пределы территориальной ограниченности, стало «открытой системой». Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях реализации ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является социальное партнерство
Модель социального партнерства нашего ДОУ выстраивается в нескольких направлениях :
• взаимодействие с семьями воспитанников дошкольной организации, как малой социальной группой;
• взаимодействие с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения и спорта.
В настоящее время в ДОУ сложилась определённая система организации совместной деятельности детского сада с различными социальными институтами :
- заключение договоров о совместной работе, в которых оговариваются обязанности и ответственность сторон;
- составление подробного плана взаимодействия, включающего в себя сроки, формы и ответственных. Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
- информация о работе в данном направлении обязательно доводится до родителей воспитанников;
- в течение года проводятся встречи участников социального партнёрства, направленные на анализ результатов, выявления проблем и нахождения путей преодоления недостатков;
- по окончании учебного года подводятся итоги на педсовете и других совещаниях.
Естественно, что взаимодействие с каждым социальным институтом решает свои определённые задачи в личностном развитии дошкольников, а также социальном развитии современного ДОУ.
Комитет администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию содействует самообразованию и своевременному повышению квалификации педагогов, оказывает методическую помощь разной направленности, в том числе в обобщении и распространении передового педагогического опыта, осуществляет контроль. По инициативе Комитета администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию ежегодно проводятся, ставшими традиционными муниципальные этапы краевых конкурсов для педагогов и воспитанников ДОУ: «Воспитатель года», «Юный исследователь».
ДОУ активно сотрудничает со средствами массовой информации: телекомпанией ТВ «Степь» и редакцией газеты «Славгородские вести». Основная цель данного сотрудничества:
– представление объективной информации о деятельности ДОУ, доступной для широкой общественности;
- формирование позитивного имиджа.
Сотрудничая с педагогическими коллективами базовых школ МБОУ «СОШ № 13», МБОУ «СОШ № 15», МБОУ «Лицей № 17», в рамках работы школьных округов, мы решаем задачи реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, достижения целостного, последовательного и перспективного характера педагогического процесса. В практике работы школьных округов традиционными стали посещения открытых уроков в первых классах для воспитателей, родителей и детей подготовительных групп. В соответствии с планом работы школьных округов проводятся ознакомительные экскурсии по школе, а также совместные развлечения, спортивные соревнования между учащимися первых классов и старшими дошкольниками. Воспитанники ДОУ активно принимают участие в выставках и конкурсах творческих работ (рисунков, поделок, организуемых в школе. Наши воспитанники показывают хорошие результаты, занимая призовые места. А также ежегодно в ДОУ проводятся собрания для родителей выпускников детского сада, где учителя начальных классов презентуют свою образовательную организацию, рассказывают о правилах приёма в первый класс, о реализуемых школой программах начального образования.
Такие формы работы способствуют формированию у дошкольников позитивного отношения к предстоящей им смене образовательного учреждения и системе отношений в нём. Снимается напряжённость ожиданий, тревожность психологического состояния как у детей, так и у родителей.
Еще одним социальным партнером ДОУ является МБОУ ДОД Центр творчества детей и молодежи г. Славгорода, взаимное сотрудничество с которым, способствует развитию творческого потенциала дошкольников, их самовыражению. Воспитанники ДОУ ежегодно принимают участие в муниципальном фестивале детского творчества «Зеленая планета», «Пожарная ярмарка».
Педагогические коллективы нашего дошкольного образовательного учреждения активно сотрудничают с учреждениями культуры.
Социальными партнё рами в данной области являются: Городской дом культуры г. Славгорода, Славгородский городской краеведческий музей, Центральная детская библиотека, ДШИ.
Сотрудниками ГДК и педагогами ДОУ проводится большая творческая работа, которая позволяет дошкольникам и их родителям принимать участие в муниципальных и краевых фестивалях и конкурсах, таких как «Радуга талантов», «Весенняя мозаика» которые проводятся на регулярной основе.
В течение года воспитанники ДОУ посещают кинотеатр, созданный на базе ГДК, с целью просмотра мультфильмов и детских фильмов.
Тесная и давняя связь у нас и с городским краеведческим музеем, где для воспитанников старшего дошкольного возраста сотрудники музея организовывают экскурсии в отделах археологии, знакомят с историей родного края, природой, проводят тематические выставки, конкурсы и викторины.
Традиционно педагоги и обучающиеся Детской школы искусств проводят в детском саду выездные концерты для дошкольников. Такие встречи в легкой доступной форме знакомят детей с музыкальными инструментами, пробуждают интерес к музыке, способствуют развитию музыкального вкуса, слуха, памяти. У детей возникает желание обучаться в этом учебном заведении. И, неслучайно, дети старших дошкольных групп, делающие ещё первые шаги в мире музыки, уже являются ученикам Школы искусств.
Важную задачу приобщения детей к культуре чтения художественной литературы педагоги решают в партнёрстве с центральной детской библиотекой г. Славгорода. Во взаимодействии ДОУ и центральной детской библиотеки сложилась определенная система организации совместной деятельности: был заключен договор о сотрудничестве, составлен подробный план совместной работы, включающий в себя сроки, формы и тематику занятий с детьми с учётом календарно-обрядовых и светских праздников. Воспитатели и сотрудники библиотеки используют её фонд для воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Хорошей традицией стало проведение выставок детской художественной литературы и изобразительного творчества дошкольников, викторин, тематических конкурсов.
Так же, в соответствии с заключённым договором о сотрудничестве, постоянным творческим партнёром ДОУ является Алтайский государственный театр кукол «Сказка», театральная студия которого традиционно посещает ДОУ с различными интересными спектаклями, постановками. Родители наших воспитанников понимают необходимость приобщения детей к театральной и музыкальной культуре для гармоничного развития личности ребёнка, формирования его эстетического вкуса.
Родители, педагоги, а также такие государственные институты, как ГИБДД, пожарная инспекция заинтересованы в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице и дома. Поэтому в ДОУ разработаны и реализуются планы по пожарной безопасности и мероприятия по предотвращению дорожно – транспортного травматизма. В их содержание входят различные формы совместной деятельности ДОУ и соответствующих государственных институтов. Один раз в месяц ДОУ посещает инспектор ГИБДД. С детьми проводятся беседы, развлечения, разучиваются игры по правилам безопасного поведения на дорогах.
С целью формирования у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности организуются экскурсии в пожарно – спасательную часть.
Одной из задач педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В картах развития прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.
Реализация совместных оздоровительных мероприятий так же включает в себя:
- Пропаганду здорового образа жизни;
- Проведение профилактических мероприятий и вакцинации;
- Пропаганду передового опыта по оздоровлению детей – это выпуск газет, проведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей; проведение родительских собраний, демонстрация презентаций.
Взаимное сотрудничество с Комитетом по спорту администрации г. Славгорода способствует развитию и популяризации детского спорта. Такое сотрудничество взаимовыгодно обеим сторонам. Создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. Дошкольники с раннего возраста
привыкают к регулярным занятиям спортом, укрепляют здоровье. Воспитанники ДОУ совместно с родителями принимают активное участие в спортивных состязаниях муниципального уровня, таких как «Тропа здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т. п.
Ежегодно коллективы ДОУ принимают активное участие в туристических слётах.
В соответствии с ФГОС ДО семьи является главным социальным институтом, первичным пространством, в котором происходит социализация ребёнка – дошкольника. Поэтому педагогический коллектив в первую очередь выстраивает партнёрские, субъект – субъектные отношения с семьями воспитанников, всецело обеспечивает вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс. Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые носят просветительский характер. Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьей являются выставки совместного творчества детей и родителей «Дары осени», «Новогодняя игрушка моей семьи», «Мир глазами детей», «Город, в котором я живу», «День победы» и т. д.
На праздниках и развлечениях, проводимых в ДОУ, родители наших воспитанников не просто занимают позицию наблюдателя, а становятся непосредственными участниками вместе с детьми.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно-информационный материал: стенды, папки-передвижки, буклеты, сайт ДОУ. Большую роль в общении с родителями выполняет общение в социальных сетях, которое носит не только информативный характер, но и позволяет сделать фотоотчёты воспитательно – образовательной деятельности ДОУ. Сотрудничество детского сада с родителями строится с учетом интересов всех участников образовательного процесса, позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Таким образом, исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности ДОО, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.
Благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.