Сташкова Ольга Алексеевна
Счётные палочки-обучалочки для развития мелкой моторики рук и подготовке детей к обучению грамоте и письму
▼ Скачать + Заказать документы
Счётные палочки – обучалочки.
Для развития мелкой моторики рук и подготовке детей к обучению грамоте и письму в работе с дошкольниками хорошо использовать счётные палочки. Предполагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».
Публикация «Счётные палочки-обучалочки для развития мелкой моторики рук и подготовке детей к обучению грамоте и письму» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура состоит из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.
В младшем дошкольном возрасте детям мы предлагаем карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур начинается с простого изображения. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце, дорожку или забор. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками, изображениями реальных предметов. Это необходимо для того чтобы у ребёнка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.
В среднем дошкольном возрасте изображения, предлагаемые детям усложняются: они состоят из двух – трёх частей. Это может быть телевизор, ёжик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счётные палочки. Результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.
В старшем дошкольном возрасте предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединить одним небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии выполнять самостоятельно задание. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более чёткие движения пальцев рук и пальцев. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте ребятам необходимо предлагать составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу, дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений.
Дошкольники шестилетнего возраста способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т. п. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребёнком, были сюрпризом для другого, тогда их интереснее сравнивать. Играть можно на время или на использование определённого количества палочек. «Кто раньше выложит фигуру», «Использовать в фигуре семь палочек». Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько использовано палочек, и фигуры с «неправильным» числом палочек не засчитываются.
С готовыми фигурами можно поиграть в игры:
«Найди, что изменилось»
Один ребёнок отворачивается, а другой добавляет к солнышку два и три луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменять много: можно надевать на людей шляпы, пристраивать дома, удлинять или укорачивать вагоны и т. п.
Система игр и упражнения с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и для формирования математических представлений.