Татьяна Скрягина
«Грибы-двойники». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: Грибы-двойники.
Образовательная область: «Социально-коммуникативная»
Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа
Тема: Грибы-двойники.
Цель: Знакомить детей с умением отличать съедобные грибы от ядовитых по отличительным признакам; формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения; развивать умение находить сходство и различие, пользоваться схемами и применять их в поисковой деятельности.
Дидактические материалы: плакаты «Грибы», «Съедобные грибы», «Ядовитые грибы»; картинки по количеству детей (съедобные, ядовитые грибы, среди которых грибы-двойники: лисички - ложные лисички, шампиньон – бледная поганка (белая, белый гриб – желчный гриб, сыроежка – бледная поганка (зеленоватая, опята – ложные опята; корзинки для грибов; игрушки: медвежонок, ёжик, мама-медведица.
Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с умением отличать съедобные грибы от ядовитых, с использованием схем-моделей, находить общие и отличительные признаки. Всё реализуется через игровые ситуации. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей, родителей и детей 6-7 лет.
Ход образовательной ситуации:
Логическая основа образовательной ситуации
Основная образовательная цель: научить детей отличать съедобные грибы от ядовитых при одинаковом цвете, но разной формы шляпки и ножки.
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать: знание о том, какие грибы можно употреблять в пищу.
Причина затруднения: дети не знают, как при одинаковом цвете грибов определить какие из них съедобные, а какие ядовитые.
Цель деятельности детей по преодолению затруднения: помочь медвежонку Топтыжке правильно выполнить задание ёжика, что бы вернуться домой к маме.
Новое знание = детское открытие: если в лесу встретятся два вида похожих грибов по цвету, узнать какой из них ядовитый, а какой съедобный можно по определённым признакам: шляпке и ножке грибов. Такие грибы называются грибы-двойники.
Включение нового знания в систему знаний: помощь маме-медведице в определении съедобных и ядовитых грибов (умение отличать по двум признакам: шляпке и ножке гриба).
I этап. Введение в ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает вокруг себя детей и спрашивает:
Воспитатель:
- Ребята, вы ездили с родителями в лес? (Ответы детей)
- Какие правила поведения нужно соблюдать в лесу? (Ответы детей)
- Что можно делать, а чего нельзя делать в лесу? (Ответы детей)
Заходит медвежонок Топтыжка:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут медвежонок Топтыжка. Я гулял по лесу и заблудился. Пошёл искать дорогу домой, по пути мне встретился ёжик, который обещал мне помочь добраться до дома, если я помогу ему правильно выполнить задание. Помогите, пожалуйста, выполнить задание.
Воспитатель:
- Хотите помочь медвежонку добраться до дома? (Да)
- Сможете? (Да)
II этап. Актуализация
Дидактические задачи:
1. Распределить картинки грибов на группы: съедобные, ядовитые.
2. Актуализировать у детей знания о съедобных и ядовитых грибах.
Дети садятся на ковёр.
- Топтыжка, мы тебе обязательно поможем!
Давайте рассмотрим картинки, которые принёс Топтыжка, и разложим их. Какие грибы вы знаете? (съедобные, ядовитые). Чтобы разложить грибы, надо вспомнить, какие вы знаете ядовитые грибы, а какие съедобные? (ответы детей). На один стол кладётся корзина, рядом поставить ведро (ядовитые грибы нужно выбрасывать, их есть нельзя).
Топтыжка каждому даёт 1 картинку, и дети самостоятельно определяют, куда нужно положить гриб: в корзину или в ведро (выполняют задание). (Обязательно должны быть картинки грибов-двойников).
III этап. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: создать затруднение, фиксировать его в речи детей.
После выполнения задания, Топтыжка проверяет корзинку и ведро:
При проверке медвежонок замечает:
- Ребята, посмотрите, есть одинаковые картинки грибов. А как узнать, какие из них ядовитые, а какие съедобные?
Воспитатель: Когда возникает затруднение, то как можно проверить? (Найти решение самим, а потом проверить правильность своего решения).
IV этап. «Открытие» нового знания (способа действия)
Дидактические задачи:
1) Выбрать метод решения затруднения.
2) Формировать представления о внешних признаках ядовитых грибов, используя схему-модель «шляпка гриба, ножка гриба».
3) Формировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых, в сравнении по внешним признакам, используя схему-модель.
Медвежонок:
- Ребята, давайте внимательно рассмотрим похожие грибы, найдём общие признаки, и чем они отличаются. (Дети рассматривают пары грибов: опята – ложные опята, лисички – ложные лисички, шампиньон – бледная поганка, где цвет шляпки белый, Белый гриб – желчный гриб, сыроежка – бледная поганка, где цвет шляпки зеленоватый, можно другие пары).
- Какой признак у этих пар грибов общий? (Цвет)
- Чем грибы в каждой паре отличаются? (Формой шляпки и ножкой)
Показываются модели шляпки гриба и ножки.
- Значит одни из них будут какие? (Съедобные)
- А другие? (Ядовитые)
Предлагаю положить съедобные грибы в корзинку, а ядовитые оставить.
- А теперь позовём ёжика, что бы он нас проверил.
Появляется ёжик:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй ёжик!
- Ёжик, проверь, правильно мы помогли Топтыжке выполнить задание?
Ёжик проверяет и рассказывает:
- Часто в лесу можно встретить ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные по цвету. Но нужно обязательно обращать на форму шляпки и ножку гриба. По этим признакам можно отличить съедобный гриб от ядовитого. Такие грибы называются грибы-двойники.
- Ребята, вы большие молодцы, сами научились определять съедобные грибы от ядовитых. Давайте ещё раз повторим, по каким признакам можно различить грибы:
1. Форма шляпки.
2. Ножка гриба.
Вывод: Если встретятся два гриба одинаковых по цвету, то нужно быть осторожным. Вспомнить, по каким признакам можно отличить, какой из них ядовитый, а какой съедобный: по форме шляпки и по ножке гриба.
V этап. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
Дидактическая задача: закрепить знания и умение пользоваться схемой-моделью для отличия съедобных грибов от ядовитых.
Ёжик:
- Вы ребята молодцы, помогли Топтыжке и запомнили новое правило, я покажу вам дорогу домой: пройти прямо по тропинке, перейти через лесок, а там и дом будет видно. До свидания! (Уходит).
Топтыжка:
- Большое вам спасибо, ребята, за помощь. Я приглашаю вас к себе в гости и хочу познакомить с моей мамой-медведицей. Все идут в гости к Топтыжке. (Когда идут, можно включить запись «Звуки леса», «Голоса лесных птиц»).
Дома их встречает мама-медведица с полной корзиной грибов:
- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
_ Ребята, пока мой сын гулял по лесу, я успела собрать корзинку грибов. Но иногда мне попадались грибы одинаковые по цвету, но немного разные по форме. Помогите мне, пожалуйста определить, какие из них съедобные, а какие ядовитые. (Дети оставляют в корзинке съедобные грибы, ядовитые выбрасывают в ведро. Делают это самостоятельно, вспоминая правило).
Медведица:
- Большое вам спасибо, берите корзинку с грибами с собой, а мы с Топтыжкой ещё насобираем.
Воспитатель:
- Ребята, нам пора возвращаться в садик, до свидания, спасибо!
(Возвращаются и садятся на свои места. Пока идут обратно в садик, можно включить звукозапись «Звуки леса», «Голоса лесных птиц»)
VI этап. Осмысление
Дидактическая задача: фиксировать достижение «детской» цели восстановить в памяти детей знания, позволившие достигнуть этой цели.
Воспитатель:
- Кому мы сегодня помогли? (Топтыжке).
- Как ему помогли? (Помогли выполнить задание ёжика и вернуться домой).
- Почему смогли это сделать? (Мы научились отличать съедобные грибы от ядовитых, если у них одинаковый цвет, по признакам: форма шляпки и ножка гриба.).