Евгения Некипелова
Сценарий занятия-квеста по закреплению знаний детей о буквах и звуках русского языка «Собери матрёшку»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия-квеста на тему : Закрепление знаний детей о буквах и звуках русского языка «Собери матрёшку»
Подготовительная группа
(дети с общим недоразвитие речи, III уровень речевого развития)
Подгрупповая работа (5 человек)
Цель: вызвать интерес к русской народной деревянной игрушке - матрешке.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: закрепить умение различать звуки, буквы; повторить знания дошкольников об игрушке матрешке; развивать связную речь.
Публикация «Сценарий занятия-квеста по закреплению знаний детей о буквах и звуках русского языка „Собери матрёшку“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Буквы. Сценарии развлечений с буквами
- Викторины по русскому языку
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Сценарии развлечений
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Коррекционно-развивающие: расширять словарь; формировать навыки звукового анализа, синтеза; развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки; обращать внимание детей на выразительные средства; развивать творческую активность; развивать внимание, быстроту мышления, воображение, фантазию.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке матрешке, любовь к изделиям народных мастеров. Воспитывать самоконтроль, уважение к собеседнику.
Интеграция образовательных областей:
• «Речевое развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Социально-коммуникативное развитие»
Виды детской деятельности:
• Коммуникативная
• Игровая
• Познавательная
Используемые средства:
• Наглядный (рассматривание)
• Словесный (беседа, худож. слово, пояснение, поощрение)
• Практический (физкультминутка, самостоятельная деятельность детей, пальчиковая гимнастика)
• Игровой
Материал и оборудование: игрушка матрешка, «Машина времени», карта с миссией, слайды «История игрушки матрешки», зеркала, журнал «Заводная артикуляционная гимнастика», карточки с буквами (СТОЛ, МАТРЁШКА, буквы из набора «Веселый алфавит», схема предложения, две коробки, шкатулка, медали матрешки.
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия.
Предварительная работа: беседа про историю создания матрешек (презентация) рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; чтение художественного слова о матрешке и народных промыслах России; заучивание стихотворений; организация дидактических игр «Веселые матрешки», «Найди различия».
Ход мероприятия:
Учитель-логопед и дети в музыкальном зале, там оставили для починки машину времени.
Организационный момент (3 мин.)
Машина времени заработала, и в ней оказалось письмо из прошлого с картой о «Миссии спасения деревянной куклы Матрешки». Дети превратились в спасателей! Ведь Матрешка это не обычная игрушка. Если мы не отправим матрешку назад в прошлое, то другие дети не узнают такую игрушку в настоящем!
Дети сами рассказывают об игрушке.
Матрешка – это символ нашей страны России. Когда к нам в Россию приезжают гости, им дарят матрешки на память. Матрешка – это игрушка с секретом. Внутрь матрешки вкладывают несколько меньших, располагая их по росту. Матрешка – это деревянная кукла. Изображает она русскую девушку. Художник нарисовал ей красивое лицо – с черными бровями, румяными щечками, длинными ресницами. Назвали эту девушку Матреной, а ласково называют Матрешкой. Обычно ее изготавливают из таких деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Первая матрешка появилась более 100 лет назад, очень давно. А изготовил ее мастер – Василий Звездочкин.
Дети с учителем-логопедом рассматривают карту и предполагают варианты спасения куклы.
Основная часть (14 мин.)
Находят на карте цифру один и изображение язычка с загадкой, догадываются, что это связано с артикуляционной гимнастикой. «Заданья выполняем и матрешек собираем!»
Учитель-логопед (Далее уч. -л.) : Всегда он в работе, когда мы говорим. А отдыхает, когда мы молчим. (Ответ Язык).
Уч. -л. : Где мы играем и упражняем наш язык? (Ответы детей : у зеркала, в кабинете логопеда и т. д.).
Отправляются к первому испытанию.
1-е испытание «Заводная артикуляционная гимнастика»
Вот матрёшка, вот девчушка,
Очень добрая игрушка.
Мы поможем ей сегодня
Упражненья выполнять.
Нам, заданья делать вместе
Будет очень интересно!
Первым делом мы играем,
«Слоника» изображаем:
Губки, сомкнутые в трубку
Нужно вытянуть вперёд.
Так держать свой хобот слоник,
Должен десять аш секунд.
Дальше номер два заданье
«Тесто месим» вместе мы
Выглядит всё это так:
Вот мы шлёпаем губами,
Подпевая «пя-пя-пя».
Кончик плоский языка.
Повторяем 5-6 раз,
Столько хватит нам за раз.
Чтобы нам спасти матрёшку
Поиграем мы в «окошко»,
Номер три заданье будет.
Так в окошко мы глядим,
За погодою следим
Широко открыли рот,
Здесь как буд-то бегемот,
Посчитали до пяти,
Бегомотик уходи!
Рот закрыли,
Он ушёл,
Хорошо себя повёл.
А теперь ещё «лягушка»,
Озорная хохотушка
Упражнения 4 нам поможет
Улыбнёмся во весь рот,
Очень мило без забот.
И покажем весь свой взвод.
До десятка мы считаем,
Всех улыбкой удивляем.
Все мы славно потрудились,
Упражненья получились.
Дали нам они подсказки,
На обратной стороне,
Каждой карточки с заданьем
Мы нашли без опозданья.
Дети составляют слово СТОЛ из полученных букв за выполненные артикуляционные упражнения. Догадываются что матрешка под столом.
Первая матрешка получена. Отправляемся дальше.
2-е испытание «Гласные / согласные»
Дети обращают внимание на следующую подсказку на карте:
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
Ответ (Буквы)
Уч. -л. : Какие мы знаем буквы? ( Ответ: гласные, согласные). Они обозначены звуками.
Хар-ки звуков (букв).
Уч. -л. : Нам нужно открыть волшебную шкатулку, а для этого нужно подобрать правильную букву, на которую начинается слово, изображенное на картинке.
Открываем шкатулку.
Уч. -л. : Где была матрешка? ( Ответ: В шкатулке)
Вторая матрешка получена. Отправляемся дальше.
3-е испытание «Звуковой ключ»
Обращают внимание на следующую подсказку на карте:
Есть у меня для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка -
А красавица девица,
У нее – сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница.
Ответ: Матрешка.
Обращают внимание на фланелиграф с картинкой Матрешки и буквами.
Идут к следующему испытанию читая стихотворение и выполняя движения:
Хлопают в ладошки (хлопки в ладоши)
Дружные матрешки.
На ногах сапожки (выставляют поочередно ножки на пятку)
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись (наклоны в стороны)
Всем знакомым поклонись.
Уч. -л. : Какие слова спрятались в слове матрешка? Посмотрите здесь нужно найти подходящее слово по звуковой схеме, чтобы спасти третью матрешку.
На фланелиграфе слово МАТРЕШКА (ШАР МАТ РЕШКА РАК)
К А Ш А
Звуковой ключ
Уч. -л. : Откуда достали матрешку? ( Ответ: Из коробки)
4-е испытание «Схема предложения»
Обращают внимание на следующую подсказку на карте.
Уч. -л. : Возвращаемся к машине-времени. Необходимо составить схему предложения:
Мы спасли матрешку.
Итог (3 мин.)
Отправляем матрешку в прошлое для того чтобы мы помнили о ней.
Уч. -л. : Что запомнилось больше всего из выполняемых заданий?
Матрешка исчезла в машине времени, и появились медали в виде матрешек в память о выполненной миссии (медали-разукрашки).
Награда и чтение стихотворения:
Цветастое платье
Румяные щечки!
Ее открываем
В ней прячется дочка.
Матрешки танцуют
Матрешки смеются
И радостно просят
Тебе улыбнуться.
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки
Какие веселые
Эти матрешки!
Планируемый результат
Закрепление знаний о звуках, буквах, звукового анализа, синтеза, составления схемы предложения. Усилить интерес к русской народной деревянной игрушке - матрешке.