Марина Мельничук
Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развивающий предметный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Анкетирование родителей (предварительная работа).
2. Мини-лекция по теме;
3. Сообщение результатов анкетирования;
4. Сообщение об играх и упражнениях по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста проигрывание, с родителями.
Ход
Столы расставить полукругом, чтобы все видели игрушки и игры, расставленные на столах.
Публикация «Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста „Развивающий предметный мир“» размещена в разделах
I. Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, наши гости. Спасибо Вам за то, что Вы нашли время и пришли на нашу встречу. Сегодня мы поведём разговор о сенсорном развитии. Чтобы поближе познакомиться друг с другом, сказать друг другу «здравствуй», я предлагаю Вам несколько минут разминки. Игра называется «Здравствуй!». (Включаем музыку). Все выходят в круг, нужно поздороваться друг с другом частями тела: локтями, плечами, спинами, ладонями, коленями и т. д., ни кого не пропуская. Разминка окончена. Спасибо всем.
- Возраст от 2 до 3 лет – важный этап в развитии психики ребенка. В этот период развиваются психические процессы, позволяющие ребенку перейти на следующую возрастную ступень.
Ведущим познавательным процессом этого возраста является восприятие – вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности является сенсорное освоение действительности за счет ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной.
II. Мы провели анкетирование родителей. И выяснили, что, по мнению родителей, некоторые дети испытывают затруднения в:
- подборе к образцу предметов одного цвета, но разной формы
- ориентировке в 4-х цветах и оттенках (подбор по образцу, по просьбе взрослого)
- ориентировке в различных по величине формах
- подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал)
- наглядном ориентировании в конфигурациях объемных геометрических фигур, назывании некоторых из них (шар, кубик, «крыша» - призма)
- мало используют или не используют вообще строительство из кубиков в разных сочетаниях размера, формы, цвета.
III. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Зная возрастные особенности усвоения сенсорных представлений вы можете подобрать игры, которые будут обеспечивать развитие наиболее важных психических процессов.
Упражнение «Магазин игрушек». Родителям предлагается выбрать из списка игрушек ту, которую они хотели бы приобрести для своего ребенка.
По результатам выбора игрушек делается анализ.
Выбор игрушки зависит от:
- возраста главный тип деятельности
- все виды игрушек способствующих развитию различных сфер жизнедеятельности.
Для детей данного возраста необходимы игрушки, способствующие развитию интелликлуально-познавательных и моторных способностей – главное это усвоение способов действия с предметами : овладевая различными способами действия с предметами ребенок учится соотносить форму размер расположение отдельных частей.
Наиболее значимы для детей 2-3 лет игрушки – предметы оперирования – игрушки имитирующие реальные предметы – орудия инструменты средства человеческой деятельности (чашка, утюг, молоток, руль).
Все игрушки должны быть крупных 35-50 см и средних от 10-15 до 20-30 см размеров прототипические черты человеческого существа даются в наиболее общем виде.
Реалистичные игрушки и мелкие сборные приводят к простым манипуляциям не способствуя возникновению смыслового игрового контакта.
Куклы – голыш, пупс с обобщенными детскими чертами лица, одетый в простую детскую одежду – как объект воздействия, а не партнер по игре.
Мягкие игрушки – персонажи-подобия животных с наиболее выразительными чертами того или иного животного, д\б антропоморфными – иметь строение человеческого тела, чтобы м\б усадить уложить и т. д.
Предлагаем вашему вниманию варианты игр, которые вы сможете использовать дома.
Игры для представления родителям :
1. Для развития восприятия формы.
«Чудесный мешочек».
«Чей домик».
«Подбери предмет по форме».
«Подбери окошко».
«Геометрическое лото».
«Помоги Зайке дойти до домика».
«Волшебный кубик».
«Почтовый ящик».
2. Для развития восприятия цвета.
«Домики для бабочек».
«Цветовое лото».
«Зайцы прячьтесь».
«Какого цвета нет».
«Носики для клоунов».
«Цветные кубики».
«Что бывает такого цвета».
«Закрой правильно».
3. Для развития восприятия величины.
«Солдатики».
«Кто скорее свернет ленту».
«Лото величина».
«Построим домики».
«Чудесный мешочек».
Матрешки
Пирамидки
Постройки из кубиков
Постройки из конструктора
Аппликация наклеивание на контурное изображение трафаретов
4. Развитие целостного восприятия
«Найди свою половинку».
«Чего не хватает».
«Лото-вкладки».
«Собери целое».
«Сделай игрушку».
IV. А сейчас мы с Вами отдохнём и поиграем.
После представления нескольких игр родителям предлагается поиграть.
1. Форма
Игра «Что это такое». Родители составляют из различных геометрических фигур какой-либо предмет.
2. Цвет
Родители сами придумывают игру, используя предложенные пособия.
3. Величина
Игра «Кто скорее свернет ленту». Родители делятся на две команды. Одной команде дают короткие ленты 30 см., другой команде – длинные 50 см. Задача родителей – как можно быстрее свернуть ленты. По окончании игры делается главный вывод, который делают и дети, что короткая лента сворачивается быстрее, чем длинная.
4. Развитие целостного восприятия
Игра «Найди свою половинку».
Мы надеемся, что наши усилия по развитию детей найдут отклик у родителей. Только совместными усилиями мы можем эффективно способствовать в освоении детьми окружающего мира.
Идем в магазин за игрушками.
1. Кукла крупная (35-50 см).
2. Кукла средняя (25-35 см).
3. Набор кукол – семья (средние)
4. «Приклад» (набор одежды) к куклам среднего и маленького размера
5. Кукольная коляска (соразмерная кукле)
6. Мягкие антропоморфные (имеющие строение человеческого тела) животные
7. Динозавр или другие исторические животные
8. Фантастический персонаж
9. Набор солдатиков
10. Набор крупной чайной посуды (чашечка, тарелочка, чайничек)
11. Молоток (пластмассовый)
12. Утюг (пластмассовый)
13. Грузовик крупный пластмассовый
14. Тележка – ящик (крупная)
15. Автомобили разного назначения или разных марок ( мелкие и средних размеров: легковые, гоночные, грузовички)
16. Игрушка - трансформер
17. Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль
18. Миски-вкладыши
19. Ведерки
20. Набор строительного материала крупного или среднего размера (кубики разной формы, цвета, величины)