Олеся Марышева
Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья
Кружковая деятельность в
старшей группе «Березка»
«Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья"
Подготовила воспитатель
1 категории:
Марышева О. Г.
1. Пояснительная записка… 3
2. Список детей…4
3. Цели и задачи, содержание кружковой деятельности….5-6
4. Организация кружковой деятельности….7
5. Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности…. 8-10
6. Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста…. 11- 18
Публикация «Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья» размещена в разделах
7. Ожидаемый результат…19
8. Литература…20
Пояснительная записка
«Жизнь идет: кто не успевает за ней остается одиноким».
М. Горький.
«Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности.»
Д. С. Лихачев
Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в западные игры, предпочитают западную одежду, предметы быта. Народные русские песни и сказки стали уходить из быта семьи.
Нарушена связь между поколениями, у молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.
В связи с этим тема приобщения дошкольников наших детских садов к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.
Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к культуре родного края. Дошкольное учреждение представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребенка. Важно, чтобы каждый ребенок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живет, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Цели и задачи кружковой деятельности
«Введение в мир природы и экология Омского Прииртышья»
-Природа самоценна, каждое существо выполняет свою функцию, в том числе и человек;
-Все компоненты природы взаимосвязаны;
-Состояние природы зависит от деятельности человека, от его отношения к ней.
Цель:
Формирование целостного представления о природе родного края и воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать у дошкольников представления о природе родного края.
Формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края.
Воспитывать у дошкольников осознанно правильное отношение к природе родного края.
Выбор объектов природы, указанных в программе, произведен в соответствии с принципами экологического образования детей дошкольного возраста, а также с учетом особенностей познавательного развития.
Содержание раздела представлено 3 содержательными линиями:
Географические особенности Омского Прииртышья.
Биологическое разнообразие.
Охрана природы.
Содержательные линии реализуются в образовательной области «Познание» в интеграции с другими образовательными областями. Программа рассчитана на работу с детьми от 2 до 7 лет.
Содержание раздела интересно детям. Предлагается большой объём материала, который доступен детям.
Имеется хрестоматия по данному модулю, в которой собран богатый материал, имеются красочные картинки.
Организация кружковой деятельности
План кружковой деятельности рассчитан на 1 год обучения 38 занятий (1 раз в неделю).
При организации кружковой деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную и подгрупповую формы.
Воспитатель вправе менять последовательность тематики занятий.
Продолжительность кружковой деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 30 минут. В середине кружковой деятельности могут проводиться минутки отдыха.
Индивидуальные занятия кружковой деятельностью проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга, состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач, индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, направлена на осуществлении коррекции недостатков выявленных в мониторинге.
Обследование детей проводится ежегодно с 15 по 30 сентября, и с 15 по 30 мая
Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности
Сентябрь
1 Знакомство с картой мира (рабочая тетрадь стр. 4-7)
2 Географическое положение Омской области.
3 Природные условия Омской области.
4 Население Омской области.
Октябрь
1 Климат Омской области.
2 Символы Омска и Омской области (раб. тетрадь стр. 8)
3 Природные зоны Омской области.
4 Показать на карте природные зоны Омской области (р. т. стр 9)
Ноябрь
1 Деревья, ягоды которые растут на территории Омской области (р. т. стр20-22)
2 Построить в тетради модель города (р. т. стр 10-11)
3 Почвы Омской области.
4 Полезные ископаемые Омской области (р. т. стр13)
Декабрь
1 Реки и озера Омской области.
2 Загадки «Речные рыбы Омской области» (р. т. стр. 16-17)
3 Озерные рыбы Омской области (р. т. стр 18-19)
4 Легенда о реке Иртыш (из книги Б. С. Гвоздева «Ключи от
прошлого»
Январь
1 Леса Омской области.
2 Травы Омской области.
3 Грибы Омской области.
Февраль
1 Животные Омской области.
2 Животные Омской области.
3 Посмотри и скажи животных родного края (р. т. стр. 23)
4 Птицы Омской области.
Март
1 Птицы Омской области.
2 Рассмотри картинки и ответь на вопросы Краевичка (р. т. стр. 24-25)
3 Насекомые Омской области.
4 Помоги насекомым родного края (р. т. стр. 26-27)
Апрель
1 Земноводные и пресмыкающиеся Омской области.
2 Народная охрана природы Омской области.
3 Особо охраняемые природные территории Омской области.
4 Красная книга Омского Прииртышья.
Май
1 Красная книга Омского Прииртышья.
2 Как человек пишет Красную книгу.
3 Как возник наш областной центр Омск.
4
Диагностика экологических знаний детей дошкольного возраста.
Критерии сформированности экологических знаний :
-знания о неживой природе;
- уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;
- уровень отношения к миру природы;
- знания о мире животных.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников :
(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).
Задание 1
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: ребенок обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы родного края.
Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема «Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
- Где спряталась вода?
- Кто не может жить без воды?
- Где живёт вода?
- Кому нужна вода?
- Что такое кислый дождь?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
(ребёнок без труда отвечает на вопросы).
-Правильно называет отличительные признаки неживой природы :
-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой :
-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень.
-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;
-называет отличительные признаки неживой природы;
-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
-затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 2
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы родного края.
Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».
Инструкция к проведению.
Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень.
-Ребёнок без труда отвечает по картинкам;
-правильно называет правила поведения в окружающей природе;
-анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень.
-Ребёнок в основном правильно отвечает по картинкам;
-отвечает на дополнительные вопросы;
-не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень.
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;
-затрудняется при ответе на вопросы;
-не может анализировать поступки людей к природе.
Задание 3
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
-Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть);
-если нет животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
-как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду (если они есть) Если их нет, спрашивает: «Если бы в детском саду были рыбки, попугайчики и хомячки, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
-что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?;
-как мы можем помочь зимующим птицам?;
-какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
-Ребёнок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы;
-знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-без труда выражает своё отношение к проблеме.
Средний уровень.
-Ребёнок отвечает на поставленные вопросы;
-в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-может выразить своё отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего.
-Ребёнок затрудняется отвечать на поставленные вопросы;
-не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
-не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
-затрудняется выразить своё отношение к проблеме.
Задание 4
(проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Картинки домашних и диких животных; картинки насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; картинки птиц: голубя, синицы, воробья,дятла, сороки, вороны, снегиря, совы.
Инструкция к проведению.
Воспитатель предлагает взять картинки животных и разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, воспитатель предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).
Вопросы по всем картинкам:
-как называется животное (птица, насекомое?
-что ты можешь рассказать о нём?
-твоё отношение к ним.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень.
Ребёнок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень.
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.
Уровень ниже среднего.
Ребёнок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
Высокий уровень.
(13- 15 баллов)
Ребёнок знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает своё отношение к представителям животного мира. Ребёнок знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные признаки (всё о воде). Самостоятельно называет правила поведения в окружающей природе. Правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности. Знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень.
(8 – 12баллов)
Ребёнок, в основном, знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает своё отношение к представителям животного мира.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные
характеристики. Нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании признаков неживой природы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.
После наводящих вопросов взрослого называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего.
(5 – 7 баллов)
Ребёнок не знает, как ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить своё отношение к представителям животного мира. Не знает объекты неживого мира. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не всегда правильно называет признаки неживой природы. Не правильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Цель:
Расширить представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва, о жизни на земле, в земле, в воде и в воздухе).
Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах.
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой; желание беречь природу.
Устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью животных организмов.
Поддерживать интерес к природе, расширять кругозор ребёнка, развитие памяти, мышление и т. д. Развивать добрые и гуманные чувства ко всему живому, учить любить родную природу.
Ожидаемый результат
-дети будут обладать элементарными представлениями из области живой и неживой природы родного края, узнают правила поведения в ней;
-ребята проявят любознательность, задатут вопросы взрослым и сверстникам, заинтересуются причинно-следственными связями, будут пытатся самостоятельно придумывать объяснения явле-
ниям природы, склоны наблюдать, экспериментировать;
-у детей сформируются элементарные практические навыки и умения в разнообразной деятельности по отношению к природе родного края;
-в процессе общения с природными объектами природы родного края у детей проявится осознанно правильное отношение к ним.
Литература
Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — М. : ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»,
Зотов В В. Лесная мозаика. — М. : Просвещение, 1993.
Земля, на которой мы живём — Омск изд. «Манифест», 2006.
Красная книга Омского Прииртышья
Нуждина Т. Д. Мир людей. Энциклопедия для малышей. Чудо — всюду. — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2000.
Радзиевская Л. И. Ты и лес. — М. : ООО «Издательство Оникс», 2007. (Серия «Азбука безопасности»,
Рянжин С. В Экологический букварь. — Санкт-Петербург: Пит-Тал, 1996.
Рыжова Н А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники — М., Линка-Пресс, 2002.
Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей : Животные. — М. : Школьная Пресса, 2000. (Дошкольное воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып. 8, ч. 1).
Ю. Чащин В. I I. Природопользование и охрана природы на территории Омской области. В 2-х ч. Часть 2. — Омск. ОмГПУ, 1999.
Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. — М. : ТЦ Сфера, 2008.