Дарья Шевлягина
Сценарий экологической деловой игры для повышения экологических компетенций воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для воспитателей по теме
«Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»»
Автор: Шевлягина Д. В. МБДОУ «Егорка», Новосибирская обл., декабрь 2018г.
Цель: Повышение экологической компетенции воспитателей.
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по содержанию программы С. Н. Николаевой «Юный эколог».
2. Развивать познавательный интерес у педагогов;
3. Сплочение коллектива.
Публикация «Сценарий экологической деловой игры для повышения экологических компетенций воспитателей» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
План проведения деловой игры :
1. Деление воспитателей на команды.
2. Игра «Красное и черное».
3. Творческий конкурс.
4. Показ презентации «Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!»
5. Рефлексия («Синквейн»)
Ход деловой игры:
Введение. Воспитатели входят в музыкальный зал. В дверях им предлагается достать из мешочка входной билет. Билеты двух цветов.
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в рамках нашего педсовета проводится деловая игра «Красное и черное» по теме «Знание программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваше знание содержания программы и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).
Итак, начинаем нашу игру. У каждого из вас есть билет. Все билеты - двух цветов. ( Допустим: голубые и зеленые) Просим участников игры с голубыми билетами занять места справа, а участников с зелеными билетами – места слева.
Конкурс № 1. «Экологическая разминка»
Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить. По итогам, победившей команде ставится один балл.
Вопросы для команды № 1 (Команда голубых билетов)
1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
2. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
3. Наука о животных. (Зоология)
4. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
6. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
7. Самец кукушки. (Кукух)
8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
9. Какую траву любят кошки? (Валериана)
10. Самая высока трава? (Бамбук)
Вопросы для команды № 2 (Команда зеленых билетов)
1. Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
2. Лесной петух. (Глухарь)
3. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
4. Наука о растениях. (Ботаника)
5. Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
6. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
7. Пингвин птица или животное? (Птица)
8. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
9. Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)
10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Конкурс№2 Игра «Красное и черное»
Круглое поле разделено на 10 секторов, в центре находится волчок. На каждом из 8 секторов лежат две карточки с вопросами. Красная карточка с более трудным вопросом стоит 2 балла. Черная – с более легким вопросом стоит 1 балл. Один сектор – черный ящик (3 балла, еще один – скрипичный ключ (музыкальная пауза (3 балла). Команда крутит волчок. Когда стрелка показывает на один из секторов, команда выбирает - на какой вопрос ей отвечать- более легкий, но более дешевый или на более сложный, но более дорогой. Второй вопрос достается команде соперников. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Приложение 1.
Конкурс №3 «Творческое задание».
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Увидел грача – весну встречай.
3. Готовь сани летом, а телегу зимой.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Любишь кататься – люби и саночки возить.
6. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
Победившая команда получает один балл.
Ведущий. Уважаемые участники игры, пока жюри подводит итоги, предлагаем
вашему вниманию презентацию «Сохраним нашу планету чистой, голубой и зеленой!»
Выступление членов жюри.
Награждение.
Ведущий. Вот и подошла к концу наша деловая игра и, прежде чем закончить мероприятие, мы хотим научить вас еще одной форме рефлексии. «Синквейн». Это совсем не сложно.
Первая строка – существительное, название предмета. В нашем случае это «Прошедшая деловая игра».
Вторая строка – два имени прилагательных, которые ассоциируются у вас с
прошедшим мероприятием и его темой.
Третья строка – три глагола в третьем лице, описывающие действия мероприятия и
тему.
Четвертая строка – это предложение, суждение, Ваше мнение по поводу мероприятия
и темы.
Заключительная пятая строка состоит из одного слова – резюме, сказанного в
предыдущих строчках. Это ваше эмоциональное состояние сейчас. Например: «Ура!»
или «Устала!».
На этом наша встреча закончилась, надеемся, что тема нашей игры была для вас
полезна и интересна.
Желаем всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!
Примеры:
Экология
Фундаментальная, прикладная.
Изучает, использует, обеспечивает.
Взаимоотношения человеческого общества и окружающей среды.
Природоохрана.
Интересная, обширная
Изучает, помогает, бережет
Экология полезная наука для детей и взрослых!
наука
Загрязнённая, страдающая.
Влияет, напоминает, беспокоит.
Проблема сегодняшнего дня.
Жизнь.
Нужная и важная
Изучает, оберегает, защищает!
Экология – наука об охране природы!
Безопасность!
Деловая игра
Интересная, практическая.
Мотивирует, обучает, информирует.
Появилось много интересных идей.
Спасибо!
Обучающая, уточняющая.
Помогают выстроить, систематизировать.
Взбудоражила мысль, вдохнула новую волну.
Оригинально!
Активно, интересно.
Обучает, информирует, вдохновляет.
Современные технологии обучения воспитателей.
Результат! (Устала, трудно, скучно, супер)
Приложение 1
1 сектор
1. Какие темы включает в себя блок «Неживая природа»?
1. Мироздание;
2. Вода;
3. Воздух;
4. Почва и камни
5. Сезоны.
2. В чем состоит экологический подход к знаниям о неживой природе?
Экологические знания в этом разделе показывают взаимосвязь неживой и живой природы. Детям даются элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
2 сектор
1. Какие темы включает в себя блок «Многообразие растений и их связь со средой обитания»?
1. Комнатные растения;
2. Растения на участке детского сада.
2. Как экологический подход реализуется в знаниях о растениях?
Дети должны четко усвоить: растения связывает со средой обитания приспособленность различных частей организма к этой среде при взаимодействии с ней. Заботясь о конкретных растениях, дети начинают понимать, что каждое из них имеет собственные потребности, которые отличаются от потребностей других видов.
3 сектор
1. Какие темы включает в себя блок «Многообразие животных и их связь со средой обитания»?
1. Обитатели живого уголка;
2. Домашние животные;
3. Перелетные и зимующие птицы
2. В чем заключается экологичность знаний о животных? Продемонстрируйте это на разных группах животных.
Дети должны четко усвоить: животных связывает со средой обитания приспособленность различных частей организма к этой среде при взаимодействии с ней. Заботясь о конкретных животных, дети начинают понимать, что каждое из них имеет собственные потребности, которые отличаются от потребностей других видов.
4 сектор
1. Почему тема "Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания" выделена в специальный раздел?
Наблюдая за ростом и развитием конкретного растения, животного, дети могут легко проследить за ролью среды обитания и труда человека на этот процесс. (Экспериментальная деятельность)
2. В чем состоит экологический подход к процессам роста и развития растений и животных, и их связи со средой обитания?
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды, на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора
5 сектор
1. С какими экосистемами можно познакомить детей?
экосистема – это сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно—следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Имеется три уровня экосистем:
– микроэкосистемы (например, трухлявый пень);
– мезоэкосистемы (лес, пруд, луг);
– макроэкосистемы (океан, континент).
2. Как растения и животные одной экосистемы связаны друг с другом и со средой обитания? Покажите это на примере.
Раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Также важно помочь детям познакомиться с различными группами животных. Дети должны обладать базовыми представлениями о том, что такое экосистема, какие существуют в ней пищевые зависимости. Также важно, чтобы дети понимали, что, не смотря на многообразие животного мира, в нем царит удивительное единство.
6 сектор
1. Какие методы «погружения в природу» могут использоваться в детских садах, в рамках программы?
Это могут быть: уголки природы в группах, зимний сад,
экологический музей, комната или кабинет природы, мини-ферма, экологическая
тропа, уголок нетронутой природы, экологическая тропа и др.
2. Какие аспекты взаимодействия человека с природой представлены в разделе «Взаимодействие человека с природой? В чем состоит их экологичность?
1. Человек как живое существо;
2. Как человек использует природу;
3. Как человек охраняет природу.
Раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств. Дети проявляют интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.
7 сектор
1. Сколько разделов в программе? Чему посвящен каждый раздел?
1. Неживая природа - среда жизни человека, животных, растений (Вселенная,
воздух и вода, почва и камни, времена года).
2. Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и
комнатные).
3. Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные,
обитатели уголка природы, птицы - перелётные и зимующие).
4. Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания.
5. Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема).
6. Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).
2. Что такое развивающая экологическая среда в ДОУ и каковы главные критерии, на основе которых она создается?
Экологическая среда в ДОУ - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО экологическая среда должна быть :
1. Содержательно – насыщенной;
2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования;
4. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников;
5. Безопасной.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
8 сектор
1. На чем базируются целевые ориентиры программы?
Целевые ориентиры программы «Юный эколог» базируются на положениях ФГОС ДО (см. пункт 4.6) : «. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. элементарными представлениями из области природы, естествознания.»
Целью программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» является формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Задачи:
• формирование осознанно-правильного отношения детей к природе;
• расширение и дополнение впечатлений, полученных ребенком от контакта с природой;
• создание «экологического пространства» - предметно- развивающей среды экологического развития детей.
2. По какому принципу реализуется программа? Как и в каких областях реализуется этот принцип?
9 сектор (черный ящик)
1. Удивительный природный материал, которые сочетает в себе легкость и малый вес, устойчивость к гниению, бактерицидные, антисептические свойства и обладает лечебным воздействием. Издавна на Руси используют изготовленные из него «берегини» и «обереги». (береста).
2. В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть он служил наглядным пособием. (Лук)
3. Опытные туристы утверждают, что для того, чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимы три вещи: спички, хворост и те предметы, которые находятся сейчас в черном ящике. Внимание, вопрос: Что там? (Для того чтобы быстро высушить насквозь промокшие сапоги, необходимо разжечь костер, раскалить камни и кинуть их в мокрые сапоги. В черном ящике – камни.)
4. Ёмкость, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей, созданная самой природой. (Яичная скорлупа)