Светлана Забатурина
Сценарий воспитательного мероприятия по профилактике буллинга в детском коллективе «Учись быть добрым»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
Воспитательное мероприятие
по профилактике буллинга в детском коллективе
«Учись быть добрым»
Педагог дополнительного образования
Забатурина Светлана Викторовна
г. Коломна 2021
Объединение: танцевальная студия «Карусель»
Педагог дополнительного образования: Забатурина С. В.
Возраст обучающихся: 10-12 лет.
Публикация «Сценарий воспитательного мероприятия по профилактике буллинга в детском коллективе „Учись быть добрым“» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Сценарии праздников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Продолжительность: 45 мин.
Тема: «Профилактика буллинга в детском коллективе»
Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и психологического здоровья.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить учащихся с определением «Буллинга» и его характерными признаками;
- научить обучающихся отличать «буллинг» от конфликтов.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
- сформировать доброжелательное отношение к окружающим;
- усовершенствовать навыки межличностного взаимодействия.
Воспитательные :
- предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
- обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
Применяемые технологии: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, игровая (смена видов деятельности, игра, создание психологически комфортной для работы обстановки).
Форма занятия: групповая.
Методы:
- словесный метод: беседа, диалог, обсуждение;
- наглядный метод: просмотр видеофильма «Чучело» автора Р. Быкова, упражнения, тренинг;
- метод контроля.
Принципы в реализации мероприятия :
- активность участников группы;
- аналитическая позиция;
- партнерское общение;
- участие может быть только добровольным;
- участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга;
- при проведении тренинга принимаются все меры предосторожности против физических и психических травм.
Оборудование: проектор, бумага, ручки, наглядный демонстрационный материал.
Предварительная работа:
1. Целесообразно создание свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним:
«Правила нашего объединения»
Мы внимательно слушаем друг друга.
Мы даем друг другу высказаться.
Мы говорим с человеком, а не о нем.
Мы ни о ком не говорим плохо.
Мы не говорим об отсутствующих.
Мы отказываемся от обидных прозвищ и ругательств.
Мы не смеемся над кем-то, если он сделал ошибку или еще чего-то не умеет. Если с кем-то обращаются несправедливо, мы обращаем на это внимание и помогаем ему.
Мы не собираемся в группы, чтобы «дружить против» кого-то.
В течении одного часа/дня мы говорим друг другу только хорошее.
2. Анкетирование, индивидуальные беседы с обучающимися;
3. Предварительный просмотр фильма Р. Быкова «Чучело».
Ход занятия.
1. Этап Организационный момент.
Цель: познакомить учащихся с определением буллинга и его характерными признаками, определить возможности для доверительного взаимодействия, оценить различные модели поведения.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас сегодня видеть! Надеюсь, что это взаимно. Ближайшие 45 минут мы проведем с пользой и узнаем много нового, интересного! Я прошу каждого из вас посмотреть на соседа справа и сказать ему 3 комплимента. И не забудьте улыбнуться, ведь улыбка – это наш проводник в хорошее настроение, а где хорошее настроение, там все получается, и учебные задачи решаются быстрее и проще!
Упражнение. “Снежный ком”. (5 мин)
Цель упражнения: положительный настрой на взаимодействие.
Участники по очереди одновременно называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
2 этап. Введение в тему занятия
Обсуждение просмотренного фильма «Чучело».
Педагог: Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова из повести «Чучело» : «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».
1. Как вы понимаете смысл слова «милосердие»? (Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)
2. Подберите антонимы к этим словам. (Добро – зло, доброта – злоба, добрый – злой. Милосердный – жестокий. Человечный – бесчеловечный. Гуманный – жестокий).
3. Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах?
4. Как бы вы повели себя в конфликтных ситуациях, изображённых в фильме «Чучело»?
(Ответы детей)
Итак, выделим главные проблемы, поставленные в фильме: противостояние добра и зла, гуманное отношение к людям и антигуманное, бесчеловечность; жестокость подростков, предательство.
(Просмотр эпизода из фильма с поджогом чучела.)
Обсуждение.
Педагог: Вы посмотрели самый жестокий эпизод фильма. Девочку оскорбили, унизили и «сожгли». И ни один одноклассник не заступился за нее. Даже тот, кого она считала лучшим другом.
- Что вы можете сказать о поступке Лены Бессольцевой?
Перед вами ваши ровесники. Их зовут Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички?
- А вы награждаете прозвищами друг друга?
- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?
- Как ведёт себя Димка? Считаете ли вы его предателем?
- А какой становится Ленка?
- Что такое унижение?
(Ответы детей)
Педагог: Знаменитый философ Цицерон сказал: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность». Можно ли оставлять безнаказанным предательство.
(Ответы детей)
Педагог: Когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. И это недопустимо.
Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не человека, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.
Как вы думаете: травлю можно искоренить либо она была, есть и будет? Что может сделать каждый из нас, чтобы таких ситуаций вообще не возникало?
(Ответы детей)
Педагог: Молодцы! Вы на многие вопросы ответили верно. Обратите ваше внимание на то, что школьная травля, издевательства, агрессия называется «буллингом». Буллинг, это систематическая агрессия, травля. Существуют различные виды буллинга : прямой и скрытый
Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т. п.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.
(Анкетирование)
Предлагаю вам оценить вашу значимость в болезни класса под названием “травля” :
- я никогда в этом не участвую -1 балл
- иногда присоединяюсь, но потом жалею- 2 балла
- травил, травлю и буду травить; это же здорово- 3 балла.
Педагог: Я рада, что никто из вас не считает, что травить — это хорошо и правильно.
3 этап. Практикум
Цель: побудить обучающихся задуматься над своим отношением к одноклассникам (участникам объединения) проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить.
Упражнение 1 «Закончи предложение» :
- «Я не люблю, когда мои одноклассники…»
- «Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…».
Упражнение 2 «Ванька-встанька»
Учитель задает вопросы, а ученики встают, садятся отвечая как положительно, так и отрицательно.
- Кто любит шутки?
- Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
- Кто не любит, когда над ним подшучивают?
- Кто получал прозвища?
- Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше.»?
- Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
- Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
- Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
- Кто на злобные слова отвечает шуткой?
Упражнение 3 «Шутливое письмо»
Педагог: Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим «конфликтом». По окончании желающие могут прочитать свои письма вслух. (Завершить упражнение можно игрой в «снежки» : участники комкают свои письма и кидаются ими друг в друга пару минут.)
4 этап. Рефлексия
Педагог: Ребята! Я благодарю вас за вашу активную работу! Какой вывод вы для себя сделали? Что вам понравилось? Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии? Одним словом оцените свое состояние? В конце нашего мероприятия хочется сказать, что одним из вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».
Упражнение 4. «Спасибо за прекрасный день»
Педагог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: “Спасибо за приятный день!”
Список литературы
1. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
2. Руланн Э. Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга. – М. : Генезис, 2012. — 264 с.
3. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми - М. : Психология и педагогика, 1993г.
4. Селиванова О. А., Шевцова Т. С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 232 с.
5. Стрельбицкая A.A. Динамика школьного буллинга в коллективах старшего звена // Педагогическая диагностика. – 2010. – №2. – С. 104-124.
6. Ушакова Е. Буллинг новый термин для старого явления // Директор школы. 2009. №6. С. 84-87.
7. Файнштейн Е. И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ними // Директор школы. 2010. №7. С. 72-76.
8. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.