Елена Елисеева
Сценарий викторины «Народные промыслы России» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить с детьми знания истории русского народа, воспитывать любовь к своей родине, гордость за наш народ. Закрепить знания детей о различных промыслах народного творчества, техниках их рисования. Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе. Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.
Публикация «Сценарий викторины „Народные промыслы России“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Народные промыслы и игрушки. Сценарии развлечений
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Квест-игры и викторины
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Россия. Викторины, интеллектуальные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи:
- Развивать творческое мышление, внимание, память, интерес к народным промыслам.
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
- Формировать представления об особенностях русского народного творчества, понимать образный смысл загадок
- Развивать умение строить полный ответ.
- Воспитывать любовь и чувство интереса к истокам народного творчества, уважение к работам народных мастеров.
Предварительная работа:
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Беседы с детьми о росписях, о значении русской народной игрушки;
- Рассматривание иллюстраций и поделок;
- Лепка и рисование по мотивам народных росписей;
- Составление детьми небольших рассказов о росписях. чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о промыслах;; дидактические и речевые игры о промыслах России.
Ход викторины
Играет русская народная музыка. Дети заходят в группу и садятся вокруг своих столов.
Воспитатель: Здравствуйте, гости! Здравствуй, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами проведем викторину «народные промыслы России». И выясним,что мы знаем о народных промыслах.
Земля наша русская издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках.
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
З. М. Торопчина
И конечно, как в любом состязании, будь то спортивное соревнование или интеллектуальная викторина, оценивать результаты будет жюри. Ребята, давайте поприветствуем наше многоуважаемое жюри.
Представление членов жюри.
Воспитатель: На викторинах всегда команды выполняют задание и получают за это фишки. Чья команда соберет большее количество фишек - выигрывает. Но сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Не подсказывать.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
Воспитатель: В нашей викторине будут участвовать две команды. Команда «Дымковская игрушка» капитан команды (.) и команда «Филимоновская игрушка», капитан команды (.)
Каждая команда представляет свой девиз.
Воспитатель: Итак, уважаемые гости и ребята, мы начинаем! Наша викторина будет состоят из нескольких этапов.
Первое задание - собери символ своей команды.
Раздаются конверты обеим командам.
Воспитатель: «Чья команда первая справиться с заданием - возьмитесь за руки и поднимите их вверх - это будет сигнал готовности. Команда, первая выполнившая задание, получает фишку от жюри.
Дети становятся вокруг столов и собирают разрезные картинки.
Второе задание «Отгадай - ка».
1. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
2. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)
3. Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
4. Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
(Филимоновская игрушка)
5. Они круглые, овальные, железные,
Красивые и в доме полезные.
Чёрные, синие, зелёные, красные,
Удивительно прекрасные!
Ромашки, розы, незабудки мазками нанесли
Цветы сразу расцвели!
(Жостовские подносы)
6. Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Третье задание «Найди ошибку»
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть вид русского промысла, а вы должны будете исправить ошибку, если я буду называть неправильно.
1. Филимоновская посуда (игрушка)
2. Жостовские игрушки (подносы)
3. Семеновская кружка (матрешка)
4. Хохломские самовары (ложки, ковши)
5. Тульский поднос (самовар)
6. Гжельская игрушка (посуда)
7. Сергиево - Посадская свистулька (матрешка)
8. Дымковская ложка (игрушка)
Физминутка «Эй, ребята, выходите»
Эй, ребята, выходите, Поочередно ставить ногу на пятку вперед, руки на поясе.
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой Повороты налево - направо.
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс Поочередно ставить ногу на пятку вперед, руки на поясе.
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте- Повороты налево - направо.
Все танцуют с нами вместе.
Эх, раз, еще раз, Наклоны вправо – влево, руки на поясе.
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс, Притопы ногами в полуприседе.
Постараемся для вас.
Все ногами топают, Притопы ногами, руки на пояс.
Все в ладоши хлопают. Два хлопка перед собой. Два хлопка о колени.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Четвертое задание «Вопрос - ответ».
Каждой команде предлагается быстро ответить на 4 вопроса. Выигрывает команда, которая даст больше правильных ответов.
Вопросы для первой команды:
- Назовите роспись, в которой используется только синий цвет? (Гжель);
- Где изготавливают глиняные игрушки? (Дымково)
- Где изготавливают самые известные самовары? (В Туле)
- Как называется роспись, которую используют при росписи подносов? (Жостовская)
Вопросы для второй команды:
- Какие краски используют художники из Хохломы (Красный, черный, золотой, зеленый)
- Изображения каких животных используют при изготовлении Филимоновских игрушек? (Баран, козлик, олень, свинья, кот, петушок)
- Какой цвет основы Жостовского подноса? (Черный, темно синий)
- Чем отличается Сергиево - Посадская матрешка от других матрешек? (держит в руках питомца)
Пятое задание «Найди и отложи»
Командам предлагается отобрать предметы, относящиеся к названному воспитателем народному промыслу.
Воспитатель называет промысел, дети находят соответствующую картинку.
Шестое задание «Нарисуй матрешку»
Каждый участник команды подходит к шаблону матрешки и рисует какой либо элемент. Какая команда сделает это быстрее и правильнее, та и победит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично вы справились и с этим заданием! Но, как говорится: «Делу – время, а потехе – час!» Пока наше уважаемое жюри будет подводить итоги, мы с вами поиграем в игру «Тень – тень – потетень!»
Инсценировка потешки «Тень - тень - потетень!»
Тень тень потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса, всему свету я краса.
Похвалялся зайка, поди догоняй кА.
Похвалялися ежи, у нас шубы хороши.
Похвалялись блохи, и у нас неплохи
Похвалялся медведь, могу песни я петь.
Похвалялася коза, всем я выколю глаза.
Воспитатель: Уважаемое жюри я попрошу объявить результаты викторины.
Объявляется результат.
Воспитатель: Ребята, вы МОЛОДЦЫ! Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: «Мне было приятно с тобой играть». Я поздравляю обе команды!