Ковтун Елена
Сценарий вечера загадок по казачеству «Что летом уродилось — то зимой пригодилось» (или «Я пришла к вам с урожаем»)
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий: Здорово дневали, ребята! (Слава Богу) Я пришла к вам с урожаем, хотя дела не отпускали, но все же время я нашла.
За лето люди много ягод фруктов собрали, заготовки делали.
И я сегодня к вам пришла не с пустыми руками, а с коробкой, с корзинкой. А что там лежит узнаете, чуть позже.
А пока, вот у меня яблочко румяное есть, приглашаю вас поиграть, да познакомиться. (Дети стоят в кругу, передают яблоко из рук в руки друг другу и называют свое имя)
-А вот сейчас и настал момент узнать, что же у меня в коробке?
Публикация «Сценарий вечера загадок по казачеству „Что летом уродилось — то зимой пригодилось“ (или „Я пришла к вам с урожаем“)» размещена в разделах
- День загадок, 26 июля
- Зима
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Лето
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии летних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2023
Игра «Угадай и назови фрукты» (показываем, дети называют, выставляем на стол)
-Ребята, а для чего используют люди фрукты?
-Что можно из них приготовить? (Ответы детей)
-А как называются сушеные фрукты? (сухофрукты)
-Как называется сушеный виноград? (изюм)
-А сушеные абрикосы (курага)
Верно, ребята! Молодцы! Многое о фруктах знаете.
А вот, когда
Солнце грело,
Дождик поливал,
И каждый овощ в огороде созревал.
-Предлагаю продолжить разговор об овощах.
Ведущий: Пришла пора узнать, что я в корзинке принесла.
- Я красная девица,
Зеленая косица!
Собою я горжусь:
Я для всего гожусь!
И для сока, и для щей
Для салатов и борщей,
В пироги и в винегрет,
И зайчишкам на обед. (Морковь)
***
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко
Ведь правда вкусная … (картошка)
***
Словно девица на грядке,
Сто рубашек в беспорядке.
В бочках солят ее густо
Как зовут ее …. (капуста)
***
Кашу с ней я обожаю
И всегда ее съедаю
Я не ем вкуснее каши,
Чем готовит мама наша (тыква)
***
Никого никогда не обижал на свете,
Но все же плачут от него
И взрослые и дети (лук)
***
Как незрелый- он зеленый,
Спелый красный и большой,
Маринованный, соленый,
Он- любимый овощ мой (помидор)
***
Белый зубчик от простуды
Пожевать совсем не худо.
От простуды и болезней
Нету овоща полезней. (чеснок)
***
Висит на ветке за листом,
Гордится желтеньким цветком,
И долго носит на носу
Свою цветочную красу.
Он очень любит воду пить,
Зеленым усом шевелить,
Хрустящий, сочный молодец, его названье- (огурец)
***
Есть на нашем огороде,
Чудо - вкусная в природе
Пусть она и небольшая,
Только вкусная такая.
Цвет бордовый и ботва,
Под землей растет всегда.
Отгадать нам всем пора,
Этот овощ ведь (свекла)
***
Высока, большие листья,
Колосится, как пшеница
А в чехлах с пушком зеленых-
Желтых зерен просто тонна!
Спелые ее початки-
Будто сахар сладкий- сладкий
Можно много съесть от пуза!
Что же это? (кукуруза)
***
Разноцветный, как фонарик,
Иногда похож на шарик
Он блестящий крепкий, гладкий
Догадались? (перец сладкий)
***
В землю бросишь крошку
Полежит она немножко,
И гляди – уже растет,
Самоварчик корнеплод (репка)
***
Сорвала я стрючок,
Надавила на бочок,
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился (горох)
***
-Ой, ребята, что происходит в корзине!
Раздается голос: «Нас сложили очень густо,
Не дави же так, капуста!»
Ты толста, и так кругла,
Ты на спину мне легла!»
***
«Не толкайся ты, картошка.
Вправо откатись немножко!
***
Я, малышка- чесночок.
Не дави мне на бочок!»
***
Ребята, что же происходит в корзинке? (овощи ссорятся)
У меня с собой есть волшебная палочка- подарок Королевы Осени.
Предлагаю дотронуться ею до корзинки с овощами и посмотреть, что из этого выйдет.
(Дотрагиваемся до корзины. Приглашаем детей на середину зала)
Музыкальная игра «Овощной перепляс»
(Игра- эстафета «Перевези овощи»)
- Ой, как же было всем весело! Как выдумаете: «Овощи помирились?» (ответы детей)
А сейчас приглашаю всех разместиться на паласе по - удобнее, и внимательно послушать мой небольшой рассказ об осенних заботах казаков да казачек Донских.
Пожалуй, не было времени года в жизни станичников или хуторян более хлопотного, чем осень. Именно осенью наступает пора сбора урожая, зимних заготовок, обработки земли и посева озимых зерновых культур, переработки еще летом собранного урожая и закладке на хранение (из пшеницы и ржи мололи муку, из льна и конопли жали масло, а что- то шло на корм скоту). Мужчины- казаки в полевых работах принимали самое деятельное участие. В свободное от службы время, казак выполнял всю мужскую работу и в доме, и в поле, и на базу, то есть становился заботливым хозяином.
На полевые работы выезжали всей семьей, включая детей с 6 лет, которые выполняли посильную работу- были погонщиками при пашне земли, работали в огородах: сажали, сеяли, пололи, поливали огородные овощи и т. д.
В осенний период главной заботой женщин была заготовка овощей, грибов и ягод на зиму. Собрав урожай арбузов, хозяйки варили арбузный мед, который служил главным лакомством на казачьем столе в течение цело года. Помимо этого казачки солили огурцы и грибы, квасили капусту, мочили яблоки, сушили грибы, груши, яблоки, вишню, абрикосы и ягоды на зиму. Еще яблоки и груши в большей части мочили для получения кваса, терн мочили в кадушках и кушали с блинами, сушили его и пекли с ним пироги, а калину ломали и прямо сырой на веточках вязали в пучки и вешали где- нибудь в амбаре, а потом из нее пекли пироги.
Зимы были длинными и суровыми, а семьи казачьи большими, поэтому и запасов надо было заготавливать достаточно, а то и с лихвой.
Завершу нашу встречу поговорками: «Донская земля дармоедов не кормит», «Мал телом, да велик делом», «Не тот молодец, кто нашел дело, а тот, кто исполняет его умело» (спросить детей, как они понимают смысл)
Скажите пожалуйста: «Вам было интересно на сегодняшней встрече? А было ли весело? Узнали что – либо новое о казаках?»
Мне очень приятно было пообщаться с вами. Спасибо, что с большим интересом принимали участие в отгадывании загадок, здорово проявили себя в музыкальной игре (игре- эстафете, были веселыми и озорными, внимательно слушали мой рассказ, активно обсуждали поговорки о труде. Вы очень любознательные и умные детишки.
Ну вот, ребята, пришла пора прощаться.