Екатерина Бондаренко
Сценарий тренинга по профилактике употребления ПАВ «Да здравствует жизнь»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность: 40-45 минут.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупредить первое
употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
2. Развитие умения сказать "Нет";
3. Формирование устойчивой мотивации к сохранению здоровья.
Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, слайдовая
презентация "Да здравствует жизнь!", мяч, бейджики, яркие надписи с
Публикация «Сценарий тренинга по профилактике употребления ПАВ „Да здравствует жизнь“» размещена в разделах
- Наркотики, курение, алкоголь, ПАВ. Профилактика
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
утверждениями: "Совершенно не согласен", "Совершенно согласен",
"Согласен, но с оговорками", "Не имею точного мнения", кактусы (2)
карандаши, кисти, краски, чистый лист формата А1, ромашки (по числу
участников, памятные открытки.
Оформление: помещение украшено символикой мероприятия, развешены
утверждения, расставлены по кругу стулья для участников мероприятия.
ХОД:
Ведущий: Здравствуйте ребята, мы очень рады приветствовать вас в Центре
психолого-педагогической реабилитации и коррекции «ЛИРА». А начнем мы
с разминки. Встаньте, пожалуйста, в круг.
РАЗМИНКА
Участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют
собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч.
Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро
представиться. Затем их имена будут вписаны в бейджики.
Ведущий: Вот мы и познакомились! Теперь можно поговорить об одной
очень важной проблеме: проблеме наркомании. И не смотря на то, что тема
эта весьма серьезная, мы постараемся, чтобы вам было интересно.
ИГРОВАЯ ДИАГНОСТИКА "ЛАДОШКИ"
Дети поднимают руки и, по мере своего состояния показывают ладошки – те,
кто готов к участию в мероприятии, кулачки – те, кто к участию в
мероприятии не готов. Тренер оценивает работоспособность группы.
Ведущий: Спасибо! Теперь я знаю, кто из вас готов к работе. Я приглашаю
всех желающих к нашему столу заседаний. Вот правила нашего
сегодняшнего мероприятия.
1. Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не
перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для
нас очень важно;
2. Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение,
оно здесь ценится и уважается.
3. Вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге, является
закрытой и не разглашается.
4. Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно
выслушают;
5. Если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше.
6. Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, уважай
мнение каждого.
ИГРА: "ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ"
1. Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
3. Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
4. Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
5. Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
6. Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
В случае, если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий должен
опираться на полученные данные диагностики, предлагать высказаться
самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень
информированности группы, следует избегать изложения материала в
лекционной форме. Главное - участие всех каналов получения информации,
вырабатывание положительного личного опыта.
Ведущий: Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными
утверждениями в разных частях нашей комнаты. Прочитайте их.
ИГРА "СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ"
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на
них утверждениями: "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками",
"Совершенно не согласен", "Не имею точного мнения". Эти листы
прикрепляются по четырём сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны
разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на
данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его
обосновать: "почему я считаю именно так". Выслушав мнения каждого из
участников, ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав
все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями,
наиболее подходящими для них теперь.
1. Наркомания - это преступление.
2. Лёгкие наркотики безвредны.
3. Наркотики повышают творческий потенциал.
4. Наркомания это болезнь.
5. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
6. Наркомания излечима.
7. Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
8. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от
них.
9. Наркоман может умереть от СПИДа.
10. Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного
употребления.
11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики
или нет.
12. Наркоман может умереть от передозировки.
13. Продажа наркотиков не преследуется законом.
14. Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно
бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
15. Наркоманы - это не люди.
МИНУТА РЕЛАКСАЦИИ ИГРА "НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…"
Ведущий бросает мячик со словами "Никто не знает, что я …". Участник, к
которому попал мячик, продолжает фразу, к примеру "…очень люблю петь",
"… пеку очень вкусные пироги…" и т. п.
Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу. Сейчас я буду
говорить различные слова, а вы в ответ будете называть 2-3 слова, которые,
по-вашему мнению, подходят к данному слову.
ИГРА "АССОЦИАЦИИ"
Для игры используется мячик. Ведущий поочередно бросает мячик
участникам тренинга, со словами: «алкоголь», «наркотики», «курение»,
«зависимость», «здоровый образ жизни», «самообладание» и др. При
замешательстве участников, можно прибегать к помощи группы.
Ведущий: Большое спасибо за ваше внимание и участие. Скажите, ребята,
кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать
ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность
сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему
людьми.
ИГРА "МАРИОНЕТКИ"Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся
задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью
управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет
роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой
тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул
ставится кактус. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к
другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет
"куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды".
Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После
завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить
на вопросы:
1. Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
2. Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
3. Хотелось ли что-либо сделать самому?
Ведущий: Теперь, вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми,
когда они находятся в страшной зависимости от него. Но ведь не все так
плохо. Всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания,
которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам
нужно научиться говорить свое решительное "Нет".
ИГРА "ОТКАЗ"
Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в
которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного
отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля
отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
1. Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
2. Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
3. Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
4. Одноклассник предлагает попробовать наркотик "за компанию".
5. Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
6. Одноклассник просит достать для него наркотик.
Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, я думаю, мы достаточно вооружены на
сегодняшний день и информацией, и взаимной поддержкой друг друга.
ИГРА: «ТАБУ»
Цель: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам
и ограничениям.
Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление
продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках.
Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать
осознанный выбор.
Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в
которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит
ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении
этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая
отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее
в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает нужным.
Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже
будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения
важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому,
если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции,
задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.
Ведущий: Каким вы представляете себе зависимого человека?
Дети отвечают.
Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на этом чистом листе (доске…
ИГРА "ПОРТРЕТ НАРКОМАНА"
На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий
портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу,
творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.
ИГРА "ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!"
Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким,
потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой,
нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Затем
участнику вручается памятная открытка.
Ведущий: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Этот
неблагополучный гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и
символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было
очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми!
Каждый может проговорить свои впечатления от встречи….
До свидания!