Аржинт Лариса
Сценарий тематического музыкального занятия «Поет зима-аукает» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с классической музыкой и поэзией о зиме.
Задачи: обратить внимание детей на особую тонкость и изысканность зимних звуков природы;
-учить легкому, осторожному звукоизвлечению на металлофоне и треугольнике;
-развивать навыки творческого музицирования и импровизации в танце;
-развивать тембровый слух и музыкальную память;
-учить высказываться о прослушанной музыке и поэзии зимы.
Ход занятия
Публикация «Сценарий тематического музыкального занятия „Поет зима-аукает“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
На экране слайды с изображением картин зимы. Дети изображают катание на саночках под песню «Саночки» муз. А. Филиппенко. Останавливаются вокруг музыкального руководителя (М. р.)
М. р. У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить? М. Сычева
Ребята, посмотрите на удивительные картины зимы. Расскажите: какая зима?
Дети читают стихотворение «Поет зима-аукает» С. Есенина. Чтение стихов сопровождается показом слайдов о зиме.
1 ребенок Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
2 ребенок.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
3 ребенок.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
4 ребенок.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
М. р. Эти стихи написал замечательный русский поэт С. Есенин. Ах, какая красивая, но холодная зима. Я немного замерзла, а вы? Давайте погреемся немножко.
Песенка-массаж “Да, да – наступили холода” - модель М. Картушиной, муз. И. Болдыревой. (Используется поступенное движение мелодии вверх и вниз в диапазоне чистой кварты).
Да-да-да-да – наступили холода (потереть ладошками друг о друга).
Да-да-да-да – превратилась в лед вода (мягко провести большими пальцами по шее вверх и вниз).
Ду-ду-ду-ду – поскользнусь я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа).
Ду-ду-ду-ду – я на лыжах иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды-ды – на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растереть).
Ди-ди-ди-ди – ну, заяц, погоди! (погрозить пальцем).
М. р. Ребята, согрелись немного? Сейчас присядем и послушаем красивую музыку зимы.
Звучит фонограмма «Зима» музыка А. Вивальди из альбома «Времена года».
М. р. Расскажите мне: как рисует музыку зимы композитор? (Ответы детей)
М. р. Ребята, даже зимой лес наполнен удивительными, а порой и загадочными звуками.
Посидим, отдохнем.
Только, чур! Не зеваем, слушаем, запоминаем.
Что услышим - повторяем. Глазки закрываем.
Тише, тише не шумите! Тишину вы не спугните.
Что ты слышал в тишине, расскажи скорее мне (обращается к ребенку).
Проводится игра «Угадай звуки природы»
(Дети отгадывают звуки: скрип снега, стук дятла, вой ветра, треск падающего дерева, пение птиц)
(Фоном слышны звуки вьюги, на экране картинка снежной метели)
М. р. Ребята, что вы слышите сейчас? (ответы детей)
Звучит фонограмма «Вальса снежных хлопьев» П. И. Чайковского, на фоне которой музыкальный руководитель читает стихи.
Хлопья снежные летели.
Хлопья снежные летели.
– Мама, где живут метели?
– В царстве сказочной зимы,
Где с тобой гуляем мы!
Посмотри на снег – кружится,
Мягко под ноги ложится,
Он проделал долгий путь
И решил здесь отдохнуть.
Видишь снежные поляны
И деревья великаны
Стынут в мёрзлой тишине,
Словно спят в глубоком сне?
На снегу, в своей постели,
Сладко нежатся метели. Т. Второва
М. р. Какой композитор сочинил эту красивую музыку? (П. И. Чайковский) А из какой зимней музыкальной сказки эта музыка? (сказка «Щелкунчик») Подумайте и расскажите мне : какие снежинки и как они кружатся в вальсе.
Ребенок читает стихотворение «Метель», автор А. Прокофьев[/i]
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
М. р. Девочки, возьмите голубые шарфики и потанцуйте с ними. Покажите: как кружатся снежинки в вальсе.
Танцевальная импровизация под музыку П. И. Чайковского
М. р. Как много снега намела сказочная метель. Снег искрится и играет на солнце. Каждая снежиночка так и звенит в тишине, играя свою сказочную музыку. А какими музыкальными инструментами можно нарисовать эту музыку? (Ответы детей) Давайте возьмем металлофоны, треугольники и колокольчики и сыграем эту волшебную музыку зимы.
Дети играют на музыкальных инструментах под музыку А. Лядова «Танец льдинок».[/b]
М. р. Ребята, а за что мы так любим нашу зимушку. (Ответы детей)
На экране слайды с загадками о зимних забавах, ребята их отгадывают.
М. р. Зимой, даже в лесу, происходят сказочные чудеса. Вот послушайте веселую «Ледяную сказку» авт. Л. Шмидт
Ах, морозные деньки!
Позамёрзли лужи.
Встала Ёжка на коньки:
–Чем я девок хуже?
Разбежались ноги врозь,
Эка – неумеха!
А Кощей смеётся:
– Брось! Странная потеха.
Злится старая:
– Чуток Непослушны ноги.
Нук, пройдусь ещё разок,
Встану без подмоги!»
И пошла по льду гулять
Конькобежка Ёжка,
Синяков десятков пять,
Ить – не виртуозка!
Удивляется Кощей:
– Во! Даёт бабуся!
Может тоже вслед за ней
На коньках пройдуся?
Нацепил коньки и.
– Ох! Чай, не лыком шиты!
Чай, и я не так уж плох,
Будем вместе биты.
И уже через часок
В этой зимней сказке
Закудрявился каток,
Словно в дикой пляске.
Царь с Царицею, Иван
– За Еленой следом,
Леший катит, бусурман,
Вместе с Людоедом!
Тут Емеля слез с печи:
Вдруг пропала дрёма.
– Покатаемся! – кричит
Белоснежка гномам.
На коньки, всплакнув чуток,
Несмеяна встала,
И сбежала на каток
Золушка из зала.
Смотрят с завистью дома,
Окнами сверкая,
Эх, волшебница зима
– Сказка ледяная!
М. р. Ребята, понравилась вам сказка? (Ответы детей) Давайте и мы с вами поиграем, а за одно и погреем наши голоса для пения.
Фонопедическое упражнение «Мороз»
(по методу В. Емельянова).
М. р. Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!» — 2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» — короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
«Ш.» — потирают ладони друг о друга.
Падают снежинки тихо с высоты.
«П. П.» — постепенно опуская руки вниз.
В белые метели, утром до зари, прижать руки к груди и, произнося
В рощу прилетели стайкой снегири. «Фр-р-р.», резко разводить их в стороны
М. р. Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,
И радуются снегу и мальчики, и девочки.
Дети исполняют песню В. Шестаковой «Зимняя хороводная».
М. р. Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? (Ответы детей)
Зима только начинается и впереди нас ждут удивительные, сказочные новогодние дни, полные подарков, веселых зимних забав, радостных встреч! И, конечно же, всюду будет звучать чудесная музыка зимы.